logo
Краткий очерк истории философии учебник (2)

§ 3. Философия в Германии в XVII в. Объективный идеализм Лейбница

В сравнении с Нидерландами и Англией Германия второй половины XVII в. была страной отсталой. Вслед за потерпевшей неудачу. Крестьянской войной (1525 г.) в XVII в. разразилась Тридцатилетняя война, которая сопровождалась небывалым разорением, разрушениями, гибелью городов и людей. Ни один из классов немецкого общества не был в силах стать центром объединения или организации прогрессивных общественных сил. Полити­чески Германия оказалась раздробленной на огромное множество лоскутных государственных и административ­ных единиц и центров. Всюду сохранялись феодальная чересполосица и обособленность.

В этих условиях религиозная идеология сохраняла свое господствующее положение. Материализм, который начал было развиваться в результате некоторых успехов физических, биологических и медицинских наук, вскоре заглох и не превратился в мощную идейную силу, как это было в передовых странах Западной Европы. В это тяжелое для Германии время в немецкой науке и фило­софии явился гениально одаренный ученый Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646—1716). Закончив университет в Лейпциге, где он обучался юриспруденции, Лейбниц отказался от профессорской карьеры и работал придвор­ным историографом и дипломатом при ганноверском герцоге.

В стеснительных, а порой и унизительных условиях, требовавших изворотливости и даже прислужничества, Лейбниц развил разностороннюю практическую и теоре­тическую деятельность. Во всех областях знания он стремился к выработке широких объединяющих воззрений, но порой он пытался соединить несоединимое: науку с религией, философский материализм с идеализмом, априоризм с эмпиризмом.

Характерная черта научной деятельности Лейбница — стремление соединить теорию с практикой. Лейбниц открыл — независимо от Ньютона и почти одновремен­но с ним — дифференциальное и интегральное исчисле­ние, он изобрел счетную машину, пригодную для ряда операций над большими числами вплоть до извлечения корней! В серебряных рудниках Гарца он изобретал и сооружал мельницы, насосы для откачивания подземных вод, изучал условия восстановления добычи руд, воевал с рутиной и формализмом чиновников рудного управле­ния, рассыпая, по словам Энгельса, вокруг себя «ге­ниальные идеи без заботы о том, припишут ли заслугу открытия этих идей ему или другим...» ( К Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 431.). В письме к физику Дени Папену Лейбниц выдвинул мысль об авто­матическом регулировании машин. Вопросы техники и технологии он ставил в связь с принципиальными вопро­сами науки и научного мировоззрения.

Взгляд Лейбница на связь теории с практикой при­вел его к новому пониманию организации всего научного дела. В записке об основании Берлинской академии наук Лейбниц указывал, что целью академии должно быть соединение теории с практикой, улучшение не только искусства и науки, но и земледелия, мануфактуры и тор­говли.

Его внимание привлекали и социальные вопросы. Так, он составил записку о реформе податной системы, об уничтожении барщины и крепостного права, об изме­нении общинного управления. Он разработал проект учреждения страховых обществ, наметил меры для предоставления работы бедным. Занимаясь вопросами улучшения коммунального хозяйства, он создал проект введения новой системы освещения в Вене, проект устройства булочных и т. д.