logo
Краткий очерк истории философии учебник (2)

Теория познания и диалектика Бруно

В области теории познания Бруно исходит из положения о человеке как необъемлемой части природы, как о микрокосме (малом мире), отражающем макро­косм (большой мир). Это воззрение разделялось и дру­гими натурфилософами. Бруно признавал те же ступени познания, о которых учил Николай Кузанский: чувства, рассудок и разум (интеллект). Но он противопоставлял чувства разуму. Чувственное восприятие — малонадеж­ный источник познания. Горизонт чувств весьма ограни­чен, они не способны охватить громадные расстояния во Вселенной и совершенно не способны воспринять беско­нечность. Чувства, например, обманывают нас относи­тельно неподвижности Земли и движения Солнца. По­следнее суждение и здесь, как и в остальных случаях, принадлежит разуму.

Осмысление мира как бесконечного приводит Бруно к диалектике совпадения противоположностей и в беско­нечно большом, и в бесконечно малом. Если у Николая Кузанского учение о совпадении противоположностей было составной частью его учения о боге, то у Бруно оно вполне натуралистично, составляя один из наиболее су­щественных элементов его учения о природе. «Кто хочет познать наибольшие тайны природы,— пишет он,— пусть рассматривает и наблюдает минимумы и максимумы противоречий и противоположностей» (Джордано Бруно. Диалоги, стр. 291). Если Кузанский черпал примеры совпадения противоположностей почти исключительно из области математики, то Бруно нахо­дит их во всех областях природы и человеческой дея­тельности. Какую бы область действительности мы ни взяли, одна противоположность есть начало другой. Уничтожение кладет начало возникновению и, наоборот, любовь — ненависти и т. д. Источник этой связи проти­воположностей, их внутреннего родства — бесконечная субстанция. В бесконечности отождествляются и слива­ются часть и целое, прямая и окружность, центр и пери­ферия, форма и материя, свобода и необходимость, субъ­ект и объект и т. п.