logo
Краткий очерк истории философии учебник (2)

Учение Гегеля о логическом процессе. Основные черты диалектики Гегеля

Основные части философской системы Гегеля – логика, философия природы, философия духа, к которой непосредственно примыкают философия права, философия истории, эстетика, фило­софия религии, история философии. Логика, как это вы­текает из исходного положения гегелевской философии, составляет важнейшую часть его системы, поскольку тождество мышления и бытия означает, что законы мышления, которыми и занимается логика, суть подлин­ные законы бытия: и природы, и человеческой истории и познания. До Гегеля логика считалась наукой о субъективных (человеческих) формах мышления. Не отрицая необходимости такой научной дисциплины, т. е. фор­мальной логики, как науки об элементарных формах и законах правильного мышления, Гегель ставит перед логической наукой задачу исследовать наиболее общие закономерности развития познания.

В соответствии со своим пониманием мышления как первоосновы всего существующего Гегель объявляет ло­гику учением о сущности всех вещей. Поэтому то в гегелевской «Науке логики» кроме обычных для логики: вопросов о понятии, суждении, умозаключении рассматриваются такие вопросы, которыми формальная логика никогда не занималась: вопросы о закономерностях са­мой действительности, о превращении количественных изменений в качественные, о соотношении философских категорий и т. д.

Это обогащение проблематики логической науки, по­становка вопроса о необходимости новой, диалектической логики — выдающаяся историческая заслуга Гегеля. Однако не следует забывать, что гегелевская поста­новка вопроса о диалектической логике носит идеалистический характер, поскольку Гегель отождествляет законы природы с законами логики, мышления. Нельзя . согласиться с гегелевским пониманием объективности форм мышления, но оно содержит в себе глубокую догадку о том, что различные формы мышления по самой своей структуре аналогичны отношениям и процессам, I имеющим место в объективной действительности. Вот почему В. И. Ленин подчеркивал: «Гегель действительно доказал, что логические формы и законы не пустая оболочка, а отражение объективного мира. Вернее, не доказал, а гениально угадал» (В. И. Ленин. Полн. собр, соч., т. 29, стр. 162).

В «Науке логики» Гегель рассматривает общие поня­тия, исторически выработавшиеся в процессе развития человеческого познания, такие, как бытие, ничто, становление, качество, количество, мера, сущность, тождество, различие, противоречие, необходимость и случайность, возможность и действительность и т. д., и показывает, что все они связаны друг с другом и выражают различ­ные ступени познания, все глубже проникающего в

сущ­ность всего существующего.

Понятия, по Гегелю, находятся в непрерывном дви­жении, переходят, «переливаются» друг в друга, изменяются, развиваются, превращаются в свою противополож­ность, обнаруживая внутренне присущие им противоре­чия, которые и составляют движущую силу их развития. Развитие понятий, идей идет от абстрактного к конкрет­ному, от одностороннего, бедного содержанием понятия к понятию все более богатому содержанием, охватыва­ющему в единстве различные, даже противоположные, стороны. Так, анализируя понятия количества и качест­ва, Гегель показывает, что количественные изменения приводят к изменениям качественным, совершающимся путем скачка, перерыва непрерывности.

Таким образом, «Наука логики» Гегеля раскрывает взаимосвязь, взаимопереход основных, наиболее общих понятий, или категорий научно-теоретического мышле­ния. Гегель подвергает глубокой критике метафизическое противопоставление тождества и различия, сущности и явления, свободы и необходимости и т. д., подчеркивая, что противоположности не абсолютны, а относительны. Нет никаких абсолютных граней, непреодолимых границ между ними, все относительно, т. е. все существует лишь в связи с другим, в движении, изменении, развитии.

Гегелевское учение о диалектике мышления, о взаи­мосвязи и движении понятий косвенно указывает на со­держание и закономерности развития тех реальных ма­териальных процессов, которые вопреки учению Гегеля существуют независимо от познания, от мышления. Ко­нечно, Гегель не мог «выдумать» диалектику понятий: ее действительным источником была реальная диалекти­ка вещей в природе и обществе. «...Гегель,— писал в этой связи В. И. Ленин,— гениально угадал в смене, взаимозависимости всех понятий, в тождестве их про­тивоположностей, в переходах одного понятия в другое, в вечной смене, движении понятий ИМЕННО ТАКОЕ ОТНОШЕНИЕ ВЕЩЕЙ, ПРИРОДЫ» (В. И, Ленин. Полн, собр. соч., т. 29, стр. 179).

Характеризуя сущность как философскую категорию, Гегель указывает, что к ней следует отнести и то, что отличает явления друг от друга, и то, что одинаково, тождественно в них. Но в противоположность метафизике Гегель утверждает, что тождество и различие не существуют отдельно друг от друга, а представляют собой противоположные, друг с другом связанные момен­ты сущности. Говоря о тождестве, мы имеем в виду различие, говоря о различии, предполагаем тождество

Гегель противопоставляет метафизическому представлению об абстрактном, исключающем различие тождест­ве диалектическое представление о конкретном тождест­ве, содержащем в себе различие. Понятие абстрактного тождества предполагает существование неизменных, все­гда одинаковых вещей. Понятие конкретного тождества, напротив, указывает на то, что каждое явление изменя­ется, т. е. не остается самим собой, всегда одинаковым, а переходит в другое, содержит в себе это другое как противоположность, отрицание, зародыш будущего.

По Гегелю, познанием отношения тождества и разли­чия обнаруживается лежащее в их основе противоречие. Положение о противоречии как внутреннем источнике движения, развития составляет главное в гегелевском учении о сущности. Здесь Гегель решительно выступает против метафизики, которая полагает, что противоречие в самих вещах невозможно, оно, мол, свойственно лишь неправильным рассуждениям. «Противоречие — вот что на самом деле движет миром,— утверждал Гегель,— и смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить» (Гегель. Соч., т. I, стр. 206).

Гегель подчеркивает, что противоречие нельзя пони­мать как некую аномалию, дефект какой-либо вещи; оно есть взаимосвязь, взаимообусловленность противополож­ных сторон, определений, «принцип всякого самодвиже­ния». Наличие противоречий в любом явлении свиде­тельствует о его развитии. «Таким образом, нечто жизненно,— пишет Гегель,— только если оно содержит в себе противоречие и есть именно та сила, которая в состоянии вмещать в себе это противоречие...»

(Гегель. Наука логики, т. 2. М., 1971, стр. 66.).

С учением Гегеля о противоречии органически свя­зано и гегелевское понимание отрицания и отрицания отрицания. Развитие необходимо приводит к отрицанию данной формы явления, причем это отрицание приходит не извне, а представляет собой следствие развития и, так сказать, заложено в нем. Отсюда следует, что отри­цание есть закономерная ступень процесса развития, неотделимая от внутреннего содержания этого процесса. Гегель различает абстрактное и конкретное отрица­ние: первое носит нигилистический характер, второе же есть не просто уничтожение старого, но и сохранение его жизнеспособных элементов. Это конкретно отрицание Гегель называет «снятием» (Aufhebung), характеризуя, таким образом, существо исторической преемствен­ности в процессе прогрессивного развития. Поскольку отрицание, по учению Гегеля, образует необходимую стадию развития, постольку и оно подвергается отрица­нию в ходе дальнейшего развития. Это и есть отрицание отрицания, в результате которого в известной мере «сни­мается» прежнее отрицание и восстанавливается на но­вой основе и в новой форме то, что прежде подвергалось отрицанию. Но это есть не повторение старого, не воз­вращение к исходному пункту, а новая, более высокая ступень развития.

Свое учение об отрицании отрицания Гегель схема­тически изображал в виде триады, трехчленного деле­ния: тезис — антитезис (отрицание)—синтез (отрицание отрицания). В этом виде, т. е. в качестве триады, отри­цание отрицания сплошь и рядом служило Гегелю шаб­лоном, под который он искусственно подгонял рассмат­риваемые процессы. За это неоднократно критиковали Гегеля Маркс, Энгельс, Ленин, которые разрабатывали этот открытый Гегелем всеобщий закон развития на основе конкретных данных.

Исследованием наиболее общих законов изменения, развития всего существующего Гегель нанес серьезный удар метафизическому представлению о неизменной сущ­ности. Он показал, что изменяется не только внешнее, но и внутреннее, не только явление, но и сущность со всеми свойственными ей определениями (причинность, необходимость, закон и т. д.). Однако изменение сущ­ности Гегель толкует идеалистически, как движение мышления, «абсолютной идеи», как превращение сущ­ности в понятие.

Характеризуя понятие, Гегель правильно отмечает, что оно не есть только общее. Общее, взятое само по себе, вне связи с особенным, т. е. с тем, что отличает одно явление от другого, бессодержательно. В реальной действительности, а следовательно, и в понятии общее, особенное и единичное так же неразделимы, как тож­дество и различие в сущности явлений. Раскрывая многогранность понятия, единство различных сторон в самой Действительности, Гегель приходит к выводу, что исти­на лишь постольку есть истина, поскольку она содержит в себе в единстве различные, в том числе и противо­положные, стороны реального. В этом смысле Гегель утверждает: абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Понятие как единство общего, особенного и еди­ничного получает свое необходимое выражение в раз­личных видах суждений и умозаключений, которые изображаются Гегелем как обнаружение и осуществле­ние творческой мощи, присущей «понятию» как внут­ренней основе всех тех процессов, которые наблюдаются в природе и обществе на всем протяжении истории.

Понятие у Гегеля — это процесс теоретического мыш­ления, возведенный в абсолют. Активность мышление и всей сознательной, целесообразной практической дея­тельности людей, преобразующей мир, идеалистически истолковывается Гегелем как творчество, самопознание «абсолютной идеи», обнаруживающей в себе все то, что непосредственно, на поверхности выступает как разви­тие природы и общества. Таким образом, признавая развитие и пытаясь дать его картину, Гегель изобража­ет его как процесс познания, осуществляющийся в лоне, «абсолютной идеи».

Этот процесс, по Гегелю, совершается вне времени и пространства и заключается в саморазвитии понятия бытия, сначала абстрактного, лишенного всякого содержания, затем становящегося все более содержательным, многосторонним, конкретным. Развитие теоретических1 знаний действительно идет от абстрактных представле­ний ко все более конкретным, соответствующим более, глубокому проникновению познания в сущность предметов. Это подтверждается всей историей науки. Гегель открыл эту важную особенность движения теоретического мышления от абстрактного знания к знанию конкретному. Но вместе с этим Гегель идеалистически исказил этот совершающийся в ходе познания процесс, превратив его в процесс образования, развития тех при­родных вещей, которые в данном случае лишь теорети­чески воспроизводятся, познаются.

В своем учении о познании Гегель ставит также во­прос об отношении теоретического познания к практи­ческой деятельности, пытаясь вскрыть единство и вза­имодействие между теорией и практикой. Развивая положение Канта и Фихте об активности познающего мышления, Гегель показывает, что преобразование дей­ствительности и познание ее составляют, по сути дела, единый процесс. В этом отношении Гегель идет дальше материалистов XVII—XVIII вв., которые рассматривали процесс познания созерцательно, т. е. Преимущественно как воздействие предмета на познающий субъект и со­ответственно восприятие этого воздействия субъектом. «Маркс, следовательно,— указывает В. И. Ленин,— не­посредственно к Гегелю примыкает, вводя критерий практики в теорию познания...» (В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 193.). Но марксистское понимание практики в корне противоположно гегелевскому, поскольку для диалектического материализма практика есть применение материальных средств с целью изменения и познания материальной действитель­ности. По Гегелю же, практика есть деятельность мыш­ления, а в конечном итоге космическая деятельность «аб­солютной идеи», которая творит мир, познавая себя.

Логический процесс развития завершается у Гегеля понятием «абсолютной идеи», которая вначале «отчуж­дает» свое бытие, сообщает ему движение, в результате которого бытие становится содержательным. Затем она обнаруживает себя как сущность, как понятие и, нако­нец, благодаря развитию понятия как «абсолютная идея», которая выступает как систематическое, многооб­разное единство всех сторон, логических определений, характеризующих не только мир как целое, но и его познание. «Мы теперь,— говорил Гегель,— возвратились к понятию идеи, с которой мы начали. И вместе с тем это возвращение назад есть движение вперед. Мы нача­ли с бытия, с абстрактного бытия. На том этапе нашего пути, на который мы теперь вступили, мы имеем идею как бытие. Но эта идея, обладающая бытием, есть при­рода» (Гегель. Соч., т. I, стр. 344.). Касаясь этой фразы Гегеля, В. И. Ленин назы­вает ее архизамечательной: «Переход логической идеи к природе. Рукой подать к материализму. Прав был Энгельс, что система Гегеля перевернутый материализм» (В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 29, стр. 215). Эти слова подчеркивают, что реальным содержанием всех определений «абсолютной идеи», которые умозри­тельно развивал Гегель, является природа. Таким обра­зом, гегелевская логика косвенно указывает на несостоя­тельность идеалистического понимания действительности. Важное место в «Науке логики» занимает разработ­ка проблем диалектической логики, исходным пунктом которой была гениальная догадка о единстве законов мышления и законов объективной действительности. За­коны мышления, хотя и присущи лишь субъекту, вместе с тем имеют объективное значение; они, как отмечал В. И. Ленин, отражают действительные отношения ве­щей, чего не видели домарксовские материалисты, кото­рые ограничивались утверждением, что мышление лишь по своему содержанию есть отражение внешнего мира. Выделяя рациональное зерно из гегелевского идеалисти­ческого истолкования логики как сущности всех природ­ных процессов, В. И. Ленин писал: «Логика есть учение не о внешних формах мышления, а о законах развития всех материальных, природных и духовных вещей», т. е. развития всего конкретного содержания мира и позна­ния его, т. е. итог, сумма, вывод истории познания мира» (В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 84)