logo
Краткий очерк истории философии учебник (2)

Философия природы

Если логика, по Гегелю, есть «наука об идее в себе и для себя», то философия природы характеризуется им как «наука об идее в ее инобытии». Гегель не объясняет, как происхо­дит переход от «чистой» логической идеи к природе, он просто декларирует, что «абсолютная идея», познав свое собственное содержание, «решается из самое себя сво­бодно отпустить себя в качестве природы» (Гегель. Соч., т. I,, С.344.) Значит ли это, что было время, когда еще не существовало приро­ды и «абсолютная идея» существовала сама по себе, так сказать, в чистом, обнаженном виде? На этот вопрос у Гегеля нет сколько-нибудь убедительного ответа. «Абсолютная идея», по Гегелю, существует вне времени, природа также не имеет начала во времени. Как же можно в таком случае утверждать, что «абсолютная идея» предшествует, природе? Ведь и сам Гегель вынужден признать, что «дух есть дух, лишь будучи опосредст­вован природой» (Там же, стр. 295). И тем не менее Гегель солидаризи­руется с христианским догматом о сотворении мира бо­гом из ничего. Он лишь переделывает его на свой лад для согласования с основными положениями своей идеалистической системы. Поэтому Гегель говорит: «Мир со­творен, сотворяется теперь и был вечно сотворен; эта веч­ность выступает перед нами в форме сохранения мира» (Гегель, Соч., т. II, М. — Л., 1934, стр. 22.).

Главными формами природного (отчужденного) бытия «абсолютной идеи» являются механика, физика, ор­ганика. Характеризуя механику, Гегель рассматривает пространство, время, материю, движение, всемирное тяготение. Идеалистически истолковывая эти основные по­нятия механики, Гегель пытается логически вывести ма­терию из времени и, пространства. При этом он все же вынужден признать, что не существует пустых, незапол­ненных времени и пространства, из чего вопреки его идеалистическому утверждению следует, что время и пространство представляют собой формы существования материи.

Гегель также признает, что материя и движение неотделимы друг от друга. «Точно так же как нет движе­ния без материи,— пишет он,— так не существует мате­рии без движения» (Гегель. Соч., т. II, стр. 60,). Но при этом материя остается для Гегеля лишь внешним, доступным чувственному восприятию проявлением, обнаружением «абсолютной идеи». Да и само движение материи изображается Ге­гелем не как изменение, ведущее к развитию, а как простое перемещение в пространстве, круговорот, повторение того, что существовало раньше.

В физике Гегель рассматривает небесные тела, свет, теплоту, химизм и т. п., пытаясь вскрыть связь между этими процессами и показать, что все они образуют по­следовательный иерархический ряд обнаружений, по­рождающей их духовной сущности. В этой части натур­философии Гегеля много произвольных допущений, необоснованных утверждений, наглядно свидетельству­ющих о неспособности идеализма научно обобщить дан­ные естествознания. Гегель, например, отвергал в основном уже сложившееся в его время представление о химическом процессе как взаимодействии атомов, он отрицал также и тот факт, что вода состоит из водорода и кислорода. Наряду с этими лишенными научного значения утверждениями Гегель высказывает и некото­рые глубокие догадки. Так, он подходит к пониманию электричества как особой формы движения материи.

Третья часть философии природы — органика — посвящена вопросам геологии, ботаники и зоологии. Здесь Гегель стремится показать, что переход от неживого к живому есть завершение природного процесса: «Дух выходит, таким образом, из природы» (Там же, стр. 548.). Это значит, что природа лишь низшая ступень обнаружения и самопознания «абсолютной идеи»; свое высшее, адекватное воплощение «абсолютная идея» получает лишь в человеке, в развитии общества. Однако Гегель не признает реального процесса развития органической материи и живых существ: все эти природные формы, по его мнению, есть продолжение «абсолютной идеи».

Таким образом, идеалистическая концепция, соглас­но которой материя есть нечто косное, инертное, про­изводное от духа, приводила Гегеля к отрицанию развития в природе, несмотря на диалектику, которая возвышала его над метафизическими материалистами. Но эти материалисты, во всяком случае, наиболее выдающиеся из них, доказывали возможность трансформа­ции, взаимного превращения видов, возникновения жи­вого из неживого. Гегель же был решительным противником тех эволюционных (материалистических в своей основе) идей, которые в его время выдвигались передо­выми естествоиспытателями и философами. Эволюцион­ное учение о происхождении более развитых живых ор­ганизмов из низших Гегель считал бессодержательным, не представляющим никакого интереса. В природе, писал он, «ничто не ново под луной, и в этом отношении многообразная игра ее форм вызывает скуку. Лишь в изменениях, совершающихся в духовной сфере, появля­ется новое» (Гегель. Соч., т. VIII. М. — Л., 1935, стр. 51—52). Не отрицая многообразия изменений, про­исходящих в природе, Гегель тем не менее утверждал, что все они совершаются в рамках вечно повторяющегося, раз навсегда установленного круговорота. Чем же объясняется существование этого качественного много­образия явлений природы? Это многообразие, по мне­нию Гегеля, отражает шествие «абсолютной идеи» сквозь природу, ее постепенное освобождение от мате­риальной формы, неадекватной ее чистой духовности, чем и объясняется иерархия низших и высших форм существования материи. Однако эта иерархия не есть продукт развития материи. «Метаморфозе подвергается лишь понятие как таковое, так как лишь его измене­ния представляют собою развитие» (Гегель. Соч., т. II, стр. 28).

Таким образом, философия природы Гегеля, несмотря на отдельные содержащиеся в ней глубокие диалектические догадки, весьма далека от действительно диалектического понимания природы как единого связанного целого, изменяющегося, развивающегося на основе внутренних присущих ей противоречий. У Гегеля, отмечал Энгельс, природа не способна к развитию во времени: «…осужденная на вечное повторение одних и тех же процессов, она выставляет одновременно и одну рядом с другой все заключающиеся в ней ступени развития. И эту бессмыслицу развития в пространстве, но вне времени, — которое является основным условием развития,— Гегель навязывал природе как раз в то время, когда уже достаточно были разработаны и геология, и эмбриология, и физиология растений и животных, и ор­ганическая химия, и когда на основе этих новых наук уже повсюду зарождались гениальные догадки, пред­восхищавшие позднейшую теорию развития...» (К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч.,т.21, стр..287).

В силу своего идеалистического характера филосо­фия природы Гегеля оказалась наиболее слабой частью его системы. В ней особенно резко выразилось противоречие между идеализмом и науками о природе, невоз­можность примирения идеалистического истолкования природы с ее научным исследованием. Ввиду исходных идеалистических посылок своей философии Гегель вы­нужден был рассматривать природу как «конечную» сферу существования «абсолютной идеи», приписывая природе ту ограниченность, которая была свойственна лишь тогдашним естественнонаучным представлениям. Поэтому Гегель не смог преодолеть и метафизического, механистического понимания природы, хотя в ряде во­просов он стоял выше современных ему естествоиспытателей и подвергал критике их узкий эмпиризм и мета­физически-механистический подход к явлениям природы.