logo
Краткий очерк истории философии учебник (2)

Натурфилософские взгляды Бруно

В учении о Вселенной итальянский мыслитель высказал еще одну очень важную мысль, порывавшую с аристотелевско-схоластическим представлением о принци­пиальной противоположности вещества Земли, состоя­вшего из земли, воды, воздуха и огня, с одной стороны, и вещества неба, планет и звезд, состоящих из нетленного эфира,— с другой. В противовес этим взглядам Бруно доказывал физическую однородность всех миров. Он считал, что все миры и все тела Вселенной состоят из этих пяти элементов. Эфир служит лишь связующей сре­дой между четырьмя элементами, всеми планетами и всеми мирами; таким образом, пустота исключается.

Бруно полагал, что другие миры также населены, обитаемы. Этот его взгляд вытекал из убеждения во все­общей одушевленности природы, из гилозоизма, которо­го он придерживался, как и другие натурфилософы этой эпохи. «Мир одушевлен вместе с его членами» (Джордано Бруно. Диалоги, стр. 208). Мировая душа наполняет всю Вселенную, все вещи. Примыкая к платоновскому учению о мировой душе, Бруно пытался решить значительные трудности, вставшие перед ним в объяснении движущегося, изменяющегося и развиваю­щегося мира. Одна из них состояла в невозможности объяснить причины движений планет, Солнца и звезд в эпоху, когда еще не был открыт закон всемирного тя­готения. Мировая душа во Вселенной и души отдельных планет и звезд как ее части полностью объясняют, со­гласно Бруно, это движение. Однако, подчеркивая дея­тельный характер духовного начала, Бруно нигде не говорит о его бестелесном, отдельном от тела существо­вании. По-новому понимал Бруно и материю. Пантеис­тически растворяя бога в природе, он в противополож­ность схоластикам рассматривал материю не как пас­сивное, аморфное начало, приобретающее ту или иную определенность благодаря воздействию создаваемых богом форм и само по себе ни к чему не способное, а как начало активное, самостоятельное и самодеятель­ное. Антисхоластическая направленность учения Бруно о материи состоит также в подчеркивании неразрывно­сти материи и формы. Форма, согласно Бруно, не мо­жет существовать вне материи, как и материя немыс­лима вне той или иной формы. Причем в единстве материи и формы ведущая роль принадлежит материи, которая «творит все из собственного лона». Бруно назы­вает материю родительницей и матерью всех вещей способной бесконечно производить все новые и новые формы.