Аристотель
Среди учеников Платона выделился гениально одаренный мыслитель Аристотель (384—322 до н. э.), создавший самобытное философское учение — одно из величайших в древнегреческой философии. Уроженец фракийского города Стагира, Аристотель завершил свое образование в платоновской Академии. Здесь Аристотель из ученика Платона превратился в самостоятельного мыслителя. После смерти Платона Аристотель проживал в малоазийскбм городе Атарнее, в Митилене на острове Лесбос, а с 343 г. до н. э. — при дворе македонского царя Филиппа в качестве воспитателя его сына Александра. Время жизни Аристотеля совпало со всевозрастающим ослаблением демократии в Афинах и в других греческих городах, с возвышением Македонии и с началом завоевательной политики македонских царей, направленной в первую очередь на покорение Греции. В это время в Афинах возникает промакедонская партия, к которой, по-видимому, примыкал Аристотель. По возвращении в 335 г. в Афины Аристотель организует здесь свою школу в гимнасии (место философских собеседований), соединенном с храмом Аполлона Ликейского (отсюда название школы Аристотеля Ликей). С 335 по 323 г. Аристотель руководил обширными работами Ликея по систематизации философских и научных знаний, а также по созданию ряда новых дисциплин, в числе которых на первом месте стояла логика. После смерти Александра Македонского в Греции возникло антимакедонское движение. Аристотель, скомпрометированный своими связями с македонским двором, эмигрировал в 323 г. в Халкиду на острове Эвбея, где он и умер. Обширное литературное наследство Аристотеля дошло до нас не полностью, и не все в нем составляют тексты самого Аристотеля. До нас не дошли ранние произведения Аристотеля, написанные в форме диалога, но и дошедшие, и притом очень важные, трактаты вроде «Метафизики» представляют, по-видимому, позднее составленные слушателями Ликея своды различных по времени курсов Аристотеля. Весьма важны для понимания учения Аристотеля и такие его сочинения, как «О душе», «Физика», «Категории». Философское учение Аристотеля сложилось в тесной связи с естественнонаучными и социально-политическими исследованиями, которые велись самим Аристотелем и его учениками в Ликее. В круг интересов Аристотеля входят
вопросы логики, психологии, теории познания, учения о бытии, космологии, физики, зоологии, политической экономии, политики, этики, педагогики, риторики, эстетики. Исследуя различные проблемы, Аристотель ведет полемику с имеющимися в предшествующей и в современной ему литературе точками зрения. Он обсуждает и критикует отдельные положения Платона, атомистов, пифагорейцев, ранних материалистов. Эти критические и полемические введения Аристотеля во многих случаях представляют собой ценнейший источник для пополнения наших сведений об этих философских учениях. Критика платоновской Учение Аристотеля — объективный идеализм, построенный на теории «идей». Логика идеализма, правда, жизни непоследовательно, включали в себя ряд по существу материалистических положений. Это учение сложилось в результате критики учения Платона об идеях. Аристотель доказывает несостоятельность платоновской гипотезы «идеи», исходя из следующих соображений: 1. «Идеи» Платона — простые копии, или двойники, чувственных вещей и не отличаются от них по своему содержанию. «Вид», или «идея», человека по сути ничем не отличается от общих признаков, принадлежащих отдельному человеку. 2. Так как Платон отделил мир «идей» от мира вещей, то «идеи» не могут ничего дать существованию вещей. И хотя Платон утверждает, что вещи «причастны» «идеям», эта их «причастность», так же как и пифагорейское «подражание», просто метафора. Учение Платона не может объяснить отношения «идей» к вещам еще и потому, что Платон отрицает способность «идей» быть непосредственно сущностями вещей. 3. Утверждая, что одни «идеи» так относятся к другим «идеям», как общее к частному, и рассматривая «идею» как сущность бытия вещи, Платон впадает в противоречие: при таком понимании каждая «идея» есть одновременно и сущность, так как, будучи общей, она присутствует в менее общей, и несущность, так как сама она в свою очередь причастна стоящей над ней более общей «идее», которая и будет ее сущностью. 4. Платоновское учение о независимом от вещей чувственно воспринимаемого мира существовании «идей» приводит к нелепому выводу: так как между «идеями» и чувственными вещами есть сходство и так как, по Платону, для всего сходного должна существовать «идея», то кроме «идеи», например, «человека» и кроме соответствующих ей вещей должна еще существовать «идея» того сходного, что имеется между ними. Далее, для этой — новой — «идеи» человека и для находящихся под ней первой «идеи» и ее вещей должна существовать еще одна — третья — «идея» и т. д. до бесконечности. 5. Обособив «идеи» в мир вечных сущностей, отличный от изменчивого чувственно воспринимаемого мира, Платон лишил себя возможности объяснить факты рождения, гибели и движения. 6. Платон сближает свою теорию «идей» с предположениями о причинах всего возникающего и учит, что все такие предположения восходят к единой, но уже непредполагаемой основе — к идее «блага». Однако это противоречит существованию таких понятий, которые не могут быть возведены к единому высшему понятию.
«Критика Аристотелем „идей" Платона,— писал В. И. Ленин,— есть критика идеализма как идеализма вообще...» (В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 255, 82). Однако сам Аристотель в результате этой критики не приходит к отрицанию идеалистического положения о существовании нематериальных причин чувственно воспринимаемых вещей. По Аристотелю, каждая единичная вещь есть единство «материи» и «формы». Форма нематериальна, но она не есть некая потусторонняя сущность, извне привходящая в материю. Так, медный шар есть единство вещества — меди — и формы — шаровидности, которая придана меди мастером, но в реально существующем шаре она составляет одно с веществом.
Противоположность «формы» и «материи», по Аристотелю, не безусловная. Медь есть «материя» по отношению к шару, который из нее отливается, но та же медь — «форма» по отношению к физическим элементам, соединение которых, по Аристотелю, составляет медь. Медь лишена «формы», поскольку меди еще не придана форма шара. И та же медь есть «возможность» формы, поскольку медник может внести в вещество меди эту форму. «Форма» есть действительность того, возможностью чего является «материя», и, наоборот, «материя» есть возможность того, действительностью чего будет форма». С помощью этих положений о соотносительности материи и формы Аристотель пытался преодолеть роковую для платоновского идеализма пропасть между миром вещей и «видами». Согласно Аристотелю, в пределах мира чувственно воспринимаемых вещей возможен последовательный переход от «материи» к соотносительной ей «форме», от «формы» — к соотносительной ей «материи». Категории эти, как отметил Энгельс, становятся у Аристотеля «текучими». Поднимаясь по лестнице «форм», мы, утверждает Аристотель, доходим, наконец до высшей «формы», которую уже нельзя рассматривать как «материю» или как «возможность» более высокой «формы». Такая предельная «форма» есть перводвигатель, или бог, пребывающий вне мира.
Учение Аристотеля о «формах» есть объективный идеализм. Критика платоновского обособления «идей» от вещей не была доведена Аристотелем до конца. Однако идеализм Аристотеля, как отметил В. И. Ленин, во многих отношениях «объективнее и отдаленнее, общее, чем идеализм Платона, а потому в натурфилософии чаще материализму» (В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 255). В то время как у Платона вещи чувственно воспринимаемого мира рассматриваются лишь как видимость, как искаженное отражение истинно сущего, У Аристотеля чувственно воспринимаемая вещь рассматривается как реально существующее единство «формы» и «материи».
Таким образом, по Аристотелю, сущность вещи (ее «форма») неотделима от того, сущностью чего она оказывается. Если Платон утверждал, что чувственно воспринимаемые вещи не могут быть предметом познания, то для Аристотеля окружающий человека мир — это и есть то, что познается, изучается и благодаря чему достигается познание общего. Учение Аристотеля о бытии опирается на его учение о категориях, изложенное в специальном небольшом сочинении «Категории» и в «Метафизике». Наиболее полное знание вещи достигается, по Аристотелю, тогда, когда известно, в чем сущность этой вещи. В своем учении о категориях Аристотель (или автор, излагающий его точку зрения) пытался дать ответ на вопрос: каким должен быть первоначальный, вводящий в науку подход к сущности? Категории Аристотеля в первую очередь не понятия, а основные роды или разряды бытия и соответственно основные роды понятий о бытии, его свойствах и отношениях. Категории выступают у Аристотеля то, как категории бытия и познания, то, как категории языка. В сочинении «Категории» категорий указано десять: 1) сущность, 2) количество, 3) качество, 4) отношение, 5) место, 6) время, 7) положение, 8) обладание, 9) действование и 10) страдание.
Воззрением на реальный, чувственно воспринимаемый мир определяется характер теории познания и логики Аристотеля. В своей теории познания Аристотель исходит из представления о существовании независимой от субъекта объективной действительности. Ощущения человека-—отражения предметов внешнего мира. Аристотель противопоставляет платоновскому различению чувственного «мнения» и разумного «знания» взгляд, согласно которому источник познания — чувственный опыт, а ощущение предполагает независимый от сознания предмет восприятия. Но хотя Аристотель утверждает, что в разуме нет ничего, чего раньше не было бы в ощущении, утверждение это Аристотель не распространяет на высшие аксиомы науки и мышления, которые, по его мнению, уже не могут быть выведены ни из каких высших по отношению к ним положений и которые по своему безусловному значению для знания должны быть признаны умозрительными, а не опытными предпосылками знания.
Аристотель — первый древнегреческий философ, от которого дошли систематически разработанные трактаты по вопросам логики. Логику Аристотель понимает как науку о доказательстве, а также о формах мышления, необходимых для познания. Связи мыслей, по Аристотелю, отражают объективно существующие связи. Так связь логического субъекта и предиката суждения может или соответствовать или не соответствовать связям самого бытия; связь понятий в силлогистическом выводе имеет значение объективной связи: в силлогизме, опирающемся на знание причины, логическое основание совпадает с реальной причиной; именно поэтому в силлогизме имеет место и необходимость логического следования (См. А. С. Ахманов. Логическое учение Аристотеля. М., 1960, стр. 193).
Так как одним из важнейших вопросов учения Аристотеля о бытии был вопрос об отношении общего к отдельному, относящийся к диалектике, то и логика Аристотеля, в которой связи мыслей рассматриваются как связи или определенности бытия, также ставит проблемы диалектики. «У Аристотеля,— говорит Ленин,— везде объективная логика смешивается с субъективной и так притом, что везде в ид на объективная» (В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 326.). По Ленину, Аристотель «всюду, на каждом шагу ставит вопрос именно о диалектике» (Там же). Но в силу тесной связи логики Аристотеля с его учением о бытии, изложенным в «Метафизике», недостатки понимания им диалектики общего и отдельного отразились и в его логике, для которой, так же как и для «метафизики», характерны, с одной стороны, «наивная вера в силу разума, в силу, мощь, объективную истинность познания», а с другой — «наивная запутанность, беспомощно жалкая запутанность в диалектике общего и отдельного — понятия и чувственно воспринимаемой реальности отдельного предмета, вещи, явления» (Там же). Для Аристотеля логика не отдельная наука, а орудие (organon) всякой науки. Аристотель называет логику аналитикой. В специальном трактате, который получил название «Аналитики» (первая и вторая), он изложил ее основные учения — об умозаключении и о доказательстве. Логика (как ее понимает Аристотель) исследует методы, при помощи которых известное данное может быть сведено к элементам, способным стать источником его объяснения. Основной метод логики Аристотеля — «сведение» (apagoge). Учение об этом искусстве Аристотель называет наукой (episteme), широко понимая этот термин как умозрительное исследование, дающее возможность различить условие доказательства, его виды, степени, а также выяснить последние принципы, достигнув которых мы уже не можем продолжать сведение данного к элементам, объясняющим это данное. Вопросам логики посвящены кроме «Аналитик» также.«Топика», «Об истолковании» (теория суждений), «О софистических опровержениях», «Категории», отдельные места «Метафизики» и даже «Этики».
В логических сочинениях Аристотеля наибольшее его внимание привлекали три проблемы: 1) вопрос о методе вероятностного знания; этот отдел логических исследований Аристотель называет «диалектикой», он рассматривает его в трактате «Топика» (topoi — общие точки зрения, с которых могут развиваться вероятностные суждения); 2) вопрос о двух основных методах выяснения уже не только вероятностного, но и достоверного знания; это — определение и доказательство; 3) вопрос о методе нахождения посылок знания; это — индукция (наведение).
Полагая, что по ряду вопросов знание не может быть непререкаемым обладанием истиной, а может быть только знанием вероятным, Аристотель утверждал, что такое знание предполагает свой, особый метод. Это не метод науки в точном смысле, но метод, приближающийся к научному. Называя его «диалектикой», Аристотель отклоняется в применении этого термина от традиции Сократа и Платона. Для Аристотеля «диалектика» не доктрина, излагающая непререкаемую истину, а только исследование истины. В «диалектике», а во-первых, развиваются умозаключения, которые могли бы привести к вероятному ответу на поставленный вопрос и которые были бы свободны от противоречий; во-вторых, даются способы для исследования того, что в ответах на рассматриваемый вопрос может оказаться ложным.
- Краткий
- Глава I история философии как наука, ее предмет, метод и значение
- § 1. Предмет истории философии как науки
- Основной вопрос философии и ее предмет.
- Марксистское понимание предмета истории философии как науки.
- Круг вопросов философии и его изменение в ходе истории
- § 2. Марксистские принципы в применении к истории философии Принцип партийности в истории философии.
- Марксистский принцип историзма в применении к истории философии.
- История философии в кривом зеркале современной буржуазной философии.
- § 3. Марксистский метод познания
- Истории философии и закономерностей
- Ее развития.
- Сущность марксистского метода в истории философии.
- Некоторые общие и особенные закономерности развития философии.
- Относительная самостоятельность развития философии и ее внутренняя логика.
- § 4. Основные периоды развития философии
- § 5. Значение истории философии как науки.
- Раздел первый
- Джайнизм
- Буддизм
- Начало древнеиндийского материализма. Философия локаята
- Системы, опирающиеся на Веды: миманса и веданта.
- Философия санкхья
- Система йога
- Материалестическая система ньяя
- Материалистическая система вайшешика
- § 2. Возникновение и развитие философской мысли в Древнем Китае
- Философские и этические взгляды Конфуция и его последователей
- Учение Моцзы. Теория познания моистов.
- Учение Лаоцзы о дао и его последователи
- Наивно-материалистические взгляды Сюньцзы.
- Материализм школы фацзя.
- Борьба материализма и идеализма на рубеже нашей эры
- § 3. Зарождение философской мысли в Древнем Вавилоне и Египте
- Г л а в a III философия рабовладельческого общества греции и рима
- § 1. Ранняя философия древнегреческого Востока и Запада
- Пифагор
- § 2. Возникновение противоположности диалектики и метафизики
- § 3. Материализм эпохи развития рабовладельческих демократий
- § 4. Софистика как философское явление эпохи зрелых рабовладельческих демократий (V–IV вв. До н. Э.)
- § 5. Борьба материализма и идеализма
- В эпоху кризиса афинской рабовладельческой
- Демократии
- Атомистический материализм Демокрита
- Взгляды Демокрита на общество
- Аристотель
- Психология и этика Аристотеля
- Физика, космология Аристотеля
- Общественно-политическая теории Аристотеля
- § 6. Философия эпохи эллинизма
- Первое течение охватывает период от IV в. До н. Э. До III в. До н.Э..
- Греческий стоицизм
- § 7. Философия рабовладельческого общества в Древнем Риме
- Глава IV
- Неоконфуцианство – «ортодоксальная» идеология феодального Китая
- Возникновение школы Ван Янмин и дальнейшее обострение борьбы между материализмом и идеализмом
- Развитие материалистической мысли Китая в XVII– XVIII вв.
- § 2. Философская мысль в Индии
- § 3. Философская мысль в Японии
- § 4. Философская мысль в Византии
- § 5. Философская мысль в Иране
- § 6. Философия в арабских странах
- Арабоязычная философия на Западе
- Еврейская философия
- § 7. Философская мысль народов Закавказья и Средней Азии
- Философская мысль Азербайджана
- Философская мысль Армении
- Философская мысль Грузии
- Философия народов Средней Азии
- II. Философская мысль в странах западной европы Условия развития философии в западноевропейском феодальном обществе
- Христианская апологетика и патристика
- Августин
- Ранняя схоластика. Иоанн Скот. Возникновение борьбы реализма с номинализмом
- «Реализм» xiIв.
- Мистика в западной философии XII в.
- Расцвет западноевропейской схоластики в XIII в.
- Главные представители схоластики XIII в.
- Борьба против схоластики в XIII в. Роджер Бэкон
- Номиналисты XIV в. Школа Оккама
- III. Философская мысль в россии в IX—XVII вв.
- Философские идеи в произведениях хi – хiv вв.
- Социальные проблемы в произведениях русских мыслителей XI–XIII вв.
- Социальная философия в России в XV–XVII вв.
- Философская мысль в XVII в.
- Глава V
- Философия в странах западной европы в период перехода от феодальизма к капитализму
- (XV – начало XVII в.)
- Социально-экономическое содержание эпохи
- Изменения в сфере идеологии
- Возникновение буржуазной гуманистической культуры
- Политические и социологические учения
- Философия как составная часть буржуазной гуманистической культуры
- Николай Кузанский
- Развитие естественных наук. Николай Коперник.
- Философское понимание гелиоцентрической теории Коперника
- Джордано Бруно
- Учение Бруно о бесконечности Вселенной
- Натурфилософские взгляды Бруно
- Теория познания и диалектика Бруно
- Философские идеи в трудах естествоиспытателей
- Леонардо да Винчи
- Галилей
- Философское значение трудов Галилея по астрономии и механике
- Проблемы познания и метода Галилея
- Галилей как представитель механистического материализма
- Глава VI
- Френсис Бэкон
- Проблема метода в учении Декарта
- Томас Гоббс
- Учение т. Гоббса о природе
- Учение т. Гоббса о познании
- Учение Гоббса о государстве и праве
- Философия Спинозы
- Учение Спинозы о познании
- Атеизм Спинозы
- Материалистическая философия Локка
- Социально-политические взгляды Локка
- § 2. Философия в Англии конца XVII и XVIII в. Субъективный идеализм Беркли, агностицизм Юма
- Субъективный идеализм Беркли
- Агностицизм д. Юма
- § 3. Философия в Германии в XVII в. Объективный идеализм Лейбница
- Учение Лейбница о бытии
- § 4. Французское Просвещение XVIII в.
- Вольтер
- Кондильяк
- § 5. Немецкое Просвещение
- Лессинг
- § 6. Французский материализм XVIII в.
- Учение французского материализма о природе
- Учение французского материализма о познании
- Учение французского материализма о человеке и обществе
- Энциклопедия
- Глава VII развитие философской мысли в россии
- «Ученая дружина»
- Философские воззрения «ученой дружины»
- § 2. Материализм м. В. Ломоносова
- Материалистическое учение Ломоносова о природе
- Теория познания
- § 3. Философские и социологические взгляды русских просветителей второй половины XVIII в.
- Философские идеи просветителей
- Атомистические и антиклерикальные идеи просветителей
- Социологические идеи
- Украинские просветители. Г.С. Сковорода
- § 4. Философские воззрения а. Н. Радищева
- Материализм Радищева
- Социологические воззрения Радищева
- Просветители и ученые-материалисты
- § 5. Философские и социологические взгляды декабристов
- Философские воззрения декабристов
- Декабристы-идеалисты
- Социологические воззрения декабристов
- Эстетика декабристов
- Глава VIII
- § 2. «Критическая философия» и. Канта
- «Докриткческий» период в работах Канта
- Философские работы Канта «критического» периода
- Учение Канта о знании
- Учение о формах чувственного познания
- Учение Канта об априорных формах рассудка
- Учение Канта о гносеологических условиях возможности естествознания
- Вопрос о возможности «метафизики. Трансцендентальная диалектика
- Этика Канта
- Социально-политические и исторические взгляды Канта
- § 3. Субъективный идеализм и. Фихте
- Соотношение проблем теоретической и практической философии
- Этика Фихте
- Учение Фихте о праве
- § 4. Объективный идеализм Шеллинга Философия природы
- § 5. Диалектический идеализм Гегеля
- Философия Гегеля – завершение классического немецкого идеализма
- Тождество бытия и мышления – исходный пункт философии Гегеля
- Учение Гегеля о логическом процессе. Основные черты диалектики Гегеля
- Философия природы
- Философия духа
- Система и метод в философии Гегеля