logo
Краткий очерк истории философии учебник (2)

Изменения в сфере идеологии

Радикальные социально-экономические и технические изменения имели своим следствием коренной пе­релом и в духовной жизни европейских народов. Если в эпоху феодализма религия была безраздельно господствующей идеологией, то теперь «духовная диктатура церкви была сломлена» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 346). Возникновение новых форм политической организации господствующего класса — сильных национальных абсолютистских монархий в Ис­пании, Франции, Англии и некоторых других странах, укрепление централизованной государственной власти вообще привели к значительному ослаблению экономического могущества и политического влияния римско-католической церкви, которая на протяжении всего средневековья была определяющей идеологической си­лой и высшей санкцией феодализма в Европе. Ее идео­логическое влияние было серьезно подорвано также в результате реформатских движений, имевших место в первой половине XVI в. Движения эти — лютеранское, цвинглианское и особенно кальвинистское — отражали стремление крепнущей буржуазии освободиться от опе­ки римско-католической церкви как орудия феодализма и учредить свою собственную, буржуазную церковную организацию.

Победа реформатских движений лишила римско-католическую курию власти в ряде стран и областей Европы. Хотя реформатские движения имели антифео­дальный характер, они развертывались целиком в пре­делах религиозной идеологии. Первые буржуазные ре­волюции также происходили под религиозными лозун­гами и знаменами. Как писал Энгельс, «новый класс еще долго оставался связанным путами всесильной тео­логии» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. XVI, ч. I, 1937, стр. 295.). О силе религиозной идеологии в рассматри­ваемую эпоху свидетельствует тот факт, что многочис­ленные движения народных низов (так называемая народная реформация) свое идеологическое обоснова­ние также искали в религиозных представлениях и по­ложениях.