Кондильяк
Этьенн Бонно де Кондильяк (1715— 1780)—один из самых основательных и систематических умов французского Просвещения. В развитии философии Кондильяка можно выделить три периода. В первом Кондильяк стоит на почве учения Локка и лишь дополняет его. Во втором он развил собственное оригинальное сенсуалистическое учение. В третьем он исследовал отношения между формами мышления, языка и исчисления.
В работах первого периода (главная из них — «Трактат о системах», 1749) Кондильяк лишь повторил возражение Локка против теории врожденных идей, а также локковское деление источника познания на ощущения и рефлексию. Здесь показана роль восприятия, внимания, воспоминания, проводится различие между памятью, воображением и узнаванием и разъясняется, как, приводимые в действие вниманием, они дают в результате знание. Уже в работах этого времени Кондильяк исследует важную роль, какую в памяти и мышлении играют знаки. Он различает — по значению для познания — знаки, лишь случайно связанные с предметом, знаки естественные и знаки искусственные, или условные (язык и письмо). Здесь же утверждается, что тайна познания состоит лишь в правильном применении знаков. Отвлеченные понятия — это только сокращения многообразного содержания нашего опыта: будь наш ум способен вместить сполна все это содержание, в понятиях не было бы никакой нужды. Чтобы избежать заблуждения, необходимо разлагать сложные понятия на их простейшие элементы; таким образом, условие и метод всякого познания — анализ. Образцом аналитического рассмотрения Кондильяк считает арифметику. Однако аналитическое знание, по мнению Кондильяка, не доходит до постижения сущности. Не отрицая существования материи и души, Кондильяк утверждает, что, как таковые, они недоступны познанию и что попытка переступить границы нашего неведения заводит в темную область заблуждения и метафизики.
Центральный труд второго периода — «Трактат об ощущениях» (1754). В нем Кондильяк уже не только повторяет Локка, но и исправляет, развивает дальше. Пробелом в учении Локка он признает то, что, различив ощущения и рефлексию как два источника опытного знания, Локк не исследовал рефлексию во всем ее процессе. Поэтому рефлексия оказалась у Локка
параллельным ощущению и равноправным с ним источником знания. Вразрез с этим Кондильяк доказывает, что рефлексия вовсе не самостоятельный источник знания. Рефлексия сама происходит из ощущения и есть вторичный, производный вид знания. По этой причине никакая деятельность рефлексии не врождена уму, а приобретается только в опыте: и восприятия, и акты внимания, и суждения, и акты воли сводимы к ощущениям. (Тезис о первичности ощущения Кондильяк поясняет знаменитым примером. Если мы представим себе статую и вообразим, что она последовательно наделяется различными способностями ощущения – обонянием, слухом, вкусом, зрением, осязанием, то вместе с ними она будет наделяться всеми интеллектуальными функциями и способностью к восприятию самых различных впечатлений). Сводя все функции души, в том числе чувства, желания, акты воли, к ощущениям, лежащим в их основе, Кондильяк в то же время интеллектуализировал само ощущение и весь психический опыт. К сенсуализму основного воззрения он присоединил, таким образом, элемент рационализма. Этот элемент еще больше усилился в третий период деятельности Кондильяка, посвященный вопросам логики, языка и исчисления. Главные работы этого периода — «Логика» (1780) и «Язык исчислений» (вышедшая после смерти философа — в 1798 г.). В этих работах анализ, который до тех пор был методом исследования Кондильяка, становится предметом его рассмотрения. В «Языке исчислений» Кондильяк утверждает, что всякий язык есть анализ и, наоборот, всякий анализ — род языка. В «Логике» Кондильяк развивает номиналистическое воззрение. Речь, заявляет он, есть мышление. Общих понятий нет в природе вещей, они существуют только в нашем уме, и притом только как имена. В свою очередь имена (как и слова вообще) только знаки. Они служат для четкого выделения из сложного состава восприятия его отдельных элементов. Язык не только средство сообщения, но, прежде всего средство понимания. Он учит нас, каким образом посредством аналогии, которая есть не что иное, как прикладной анализ, мы переходим от известного к неизвестному.
В «Языке исчислений» Кондильяк ведет свое исследование еще дальше. Он доказывает, что форму чистого анализа, в котором он ранее усмотрел средство выражения речи и мышления, составляет число. Уже Гоббс утверждал, что счет есть мышление, а мышление — счет. Кондильяк доводит эту мысль до крайних выводов. Он находит, что в простом предложении 2=1+1 заключена вся тайна мышления, которое по своей сути есть только непрерывный ряд уравнений. Он выделяет в мышлении две части: 1) в первой посредством анализа определяются условия постановки вопроса; 2) во второй уравнению дается правильная формулировка, посредством которой предуказывается само решение. В языке исчислений Кондильяк вскрывает наличие четырех «диалектов». Это: 1) язык пальцев, впервые подготовляющий нас к исчислению; 2) язык имен; 3) язык чисел в собственном смысле слова и 4) язык буквенных знаков. Таким образом, на место системы Кондильяк ставит сначала генетическую теорию познания, впоследствии на место этой теории познания — учение о методе. Из-под покрова раннего сенсуализма выступает номинализм. Ощущение, оказывается, есть лишь символ, который мог бы быть в процессе познания заменен другим символом. Это лишь «счетный знак», единственное назначение которого — делать возможным обращение в обществе духовных ценностей.
Философия Кондильяка свидетельствует о наличии в теории познания французского Просвещения противоречия — между исходным сенсуализмом и тенденцией логико-математического формализма. У Кондильяка этот конфликт ясно выступает, если сопоставить его более ранний «Трактат об ощущениях» с его же позднейшей «Логикой» и с «Языком исчислений». Но тот же конфликт характерен и для Даламбера, и вообще для французских энциклопедистов.
Руссо
Чрезвычайно своеобразное место в Просвещении принадлежит Жан Жаку Руссо (1712—1778) —одному из самых влиятельных деятелей французского Просвещения. Руссо — уроженец и гражданин Женевы, старинного центра кальвинистского богословия и кальвинистского морального уклада жизни. Молодость его протекала в нужде и скитаниях. Одареннейший писатель, Руссо дебютировал краткой диссертацией «Рассуждение о науках и искусствах»(1750), написанной на соискание премии Дижонской академии. На вопрос, содействовали ли успехи наук и искусств улучшению нравов, Руссо ответил с редкой силой убеждения и редким красноречием. Увенчанный премией, он вдруг приобрел известность. Из сочинений, имеющих отношение к философии, им были в дальнейшем написаны «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755), «Общественный договор» (1762), «Эмиль, или о воспитании» (1762) и несколько менее значительных работ. Основная тема философских размышлений Руссо — судьба личности в современном, ему обществе с его сложной искусственной культурой, с его противоречиями.
Сила и историческое значение Руссо не в тех мыслях, которые можно найти у него по вопросам теоретической философии. Значение его в тех идеях, которые он выдвинул как социолог, политический мыслитель, моралист, психолог и педагог. От большинства своих современников Руссо отличается прежде всего проницательностью, глубиной, смелостью в критике общественного строя Франции. Французская философия XVIII в., в том числе и социальная, не шла дальше критики феодализма и абсолютизма с точки зрения буржуазных интересов. Идеализируя эти интересы, она видела в требованиях, запросах и понятиях буржуазного класса естественные запросы и понятия человеческого разума, как такового. Противоположность интересов тех классов, которые вырастали внутри «третьего сословия», не была еще замечена и понята. Большинство французских просветителей XVIII в., ведя борьбу против господствующей системы идей феодальной церкви, против политической системы и идеологии абсолютизма, пренебрежительно относились к демократическим массам, к их духовным запросам, вкусам, потребностям. Вольтер презирал «чернь» и особенно боялся пробуждения в ней политического самосознания. Просветители вели свою пропаганду в салонах и кружках, близких ко двору и связанных множеством нитей с дворянством и придворным чиновничеством.
Руссо занял особую позицию. Энциклопедисты, даже во время наибольшей дружбы и сотрудничества с ним, никогда не считали его вполне своим. Они находили его слишком бунтарским, плебейски-радикальным и бестактным. Он и был таким. Он выступал, как отмечали буржуазные историки, не только против существующей власти, но и против боровшейся с ней оппозиции; не только против Сорбонны (факультета богословов), но и против Фернея (замок Вольтера). Никто из современников Руссо не сознавал так сильно, как он, противоречий французской общественной системы. Руссо сознавал их с точки зрения угнетенных мелкобуржуазных масс крестьян и ремесленников, т. е. с точки зрения гораздо более демократической, чем воззрения большинства просветителей. Именно эта основа идейных позиций Руссо была причиной крайней противоречивости его социальной философии. Критика Руссо одновременно и радикально-демократична, и реакционна; она зовет вперед, к ниспровержению угнетающего человечество порядка и тянет назад, внушает идеи, которые должны быть охарактеризованы как реакционная социальная утопия. Основное противоречие современной ему общественной жизни принимает в сознании Руссо отвлеченную форму противоречия между культурой и природой, между естественной, гармонической, по его убеждению, жизнью чувства и искусственностью, односторонностью рассудочного мышления.
Рационализм XVII и XVIII вв. не признавал в чувстве специфической душевной деятельности наряду с интеллектом и волей. Напротив, Руссо видит в чувстве не только самостоятельную, не только своеобразную, но и основную первичную форму духовной деятельности. Еще раньше, чем разум, в человеке проявляются чувства удовольствия и неудовольствия. Чувство не только первичнее разума по происхождению, но и важнее, чем разум. Учение Руссо о первенстве чувства двойственно. С одной стороны, оно правильно вскрывало односторонность, недостаточность, рассудочность рационалистического представления о человеке и его душевной деятельности. С другой стороны, оно таило в себе глубоко ошибочную тенденцию, которую не раз использовала впоследствии философская реакция. Тенденция эта состояла в противопоставлении чувства как высшей и более ценной сферы душевной жизни разуму как сфере будто бы низшей. От Руссо ведет начало тенденция, выдвигающая в поведении и в душевной жизни на первый план инстинктивные, несознаваемые и в то же время в высшей степени целесообразные движения и действия. Даже совесть и гений превращаются у Руссо в высшие инстинкты, во всем противоположные разуму. Сближая чувство с инстинктом, Руссо выводил из этого сближения мысль, будто развитие форм интеллекта — фантазии и мышления — разрушило в человеке первоначальную гармонию, нарушило правильное отношение между потребностями и способностями, ослабило естественную мощь человека.
Однако у самого Руссо мысли эти еще далеки от позднейшего реакционного буржуазного алогизма (отречения от логики). В них алогизм выступает лишь как тенденция, смягчаемая множеством оговорок и противоречий. Критикуя односторонность рационализма, Руссо сам остается во многом на почве рационализма. Подчеркивая права чувства, он признает, что большую роль в развитии чувства играет познание.
Уже в диссертации, увенчанной премией Дижонской академии, Руссо доказывал, что развитие наук и искусств со времени Возрождения не усовершенствовало, а ухудшило нравы общества. Несмотря на явные преувеличения, односторонность и крайнюю абстрактность «аргументации, в сочинении Руссо удалось сильно и смело выразить горячий протест плебея, который видит, что плоды прогресса цивилизации не только остаются для него недоступными в силу его социального положения, но и что самые блага цивилизации в современных условиях жизни общества далеко не безусловны, заключают в себе отрицательную сторону. Так, разделение труда есть не только одно из условий прогресса, но и причина разрушения естественной целостности и гармоничности человеческой жизни. Специализация порождает расцвет ремесел и искусств, потребность в обмене. Но та же специализация усиливает зависимость человека от труда людей других профессий, превращает человека в частицу большого целого, порождает крайнюю односторонность. В результате возникают не только отчуждение, разобщенность между людьми различных профессий, но и противоречие между деятельностью личной и общественной. По Руссо, одна из главных причин человеческих страданий — противоречие между нашим состоянием и нашими желаниями, между нашим долгом и нашими склонностями, между
природой и социальными учреждениями, между человеком и гражданином. «Сделайте человека вновь единым,— призывал Руссо,— и вы сделаете его таким счастливым, каким он только может быть», Высказывая эти идеи, Руссо предвосхитил постановку проблемы так называемого отчуждения.
Противопоставление Жан Жаком Руссо природы культуре часть современников поняла как наивный призыв к возвращению вспять, в докультурное, «естественное» состояние. Вольтер, издеваясь над Руссо, говорил, что Руссо приглашает человечество вновь стать на четвереньки и ползти в первобытный лес. В действительности Руссо хорошо понимал необратимость уже пройденного пути развития. Он разъяснял, что полный отказ от уже приобретенной цивилизации сделал бы человека дикарем, но не сделал бы его более счастливым. Гармоничность, цельность человека должны быть обретены в обществе, а не в «естественном состоянии». Источником противоречий цивилизации Руссо признал социальное неравенство, обусловленное неравенством имущества, неравенством во владении землей, орудиями труда. Истинным основателем современного гражданского общества стал, по Руссо, тот, кто первый, отгородив участок земли, сказал: «Это — мое» и кто нашел людей достаточно простодушных, чтобы этому поверить.
Бедственные последствия социального неравенства, существующих форм разделения труда Руссо раскрывает с большой проницательностью и с пафосом нравственного негодования. Гораздо слабее он в рекомендации средств для преодоления противоречий культуры. С одной стороны, Руссо ищет спасения в простом замедлении темпов исторического развития, в его торможении. С другой стороны, возникшие препятствия на пути человека к гармоничности должны быть устранены не только постепенным развитием, но и борьбой. Однако «борьба», о которой говорит Руссо, не общественная революционная борьба, а лишь этическая борьба личности против собственных слабостей и недостатков, победа над своими страстями и господство над своими чувствами.
Выход из противоречий цивилизации Руссо видел в изменении системы и методов воспитания. Следуя за Локком, Руссо набросал в своем знаменитом трактате «Эмиль» план развития личности, свободной от насилия над природой и над естественными способностями человека. В системе воспитания Руссо на первый план выдвигается чувство. Рационализму, сухой и черствой рассудочности Руссо противопоставляет благотворную силу искреннего, естественного чувства, К чувству Руссо обращается и в вопросе о религии. В «Вероисповедании савойского викария» он провозглашает критерием и основой религиозной веры не доводы разума, а сердце и чувство. Он ополчается и против догматов официальной религии, и против рационалистического кодекса деизма. Еще резче отзывается он об атеизме. Вступив в число сотрудников Энциклопедии, он вскоре порвал с ней, и одним из поводов для разрыва была смелая пропаганда атеизма, которую вели энциклопедисты.
В своем «Общественном договоре» Руссо доказывал, что единственным коррективом к существующему ныне социальному неравенству — неравенству имущественному и неравенству обязанностей — могут и должны быть свобода и безусловное равенство юридических прав. Эту идею, в которой сказался буржуазный характер социологии Руссо, впоследствии высоко оценили деятели французской революции, и прежде всего якобинцы.
Буржуазным демократизмом и республиканизмом овеяна вся программная часть «Общественного договора». Основой политической жизни общества Руссо признал суверенность воли народа и неделимость самой этой суверенности. Поэтому Руссо отвергает принцип деления власти на законодательную и исполнительную и рекомендует систему постоянно действующего в государстве плебисцита, или всенародного опроса, по всем серьезным вопросам политической жизни.
Влияние идей Руссо было огромно. В подготовке идеологии французской буржуазной революции ему принадлежит важная роль, хотя сам он был далек от понимания неизбежности революционной борьбы. В теории исторического процесса Руссо с небывалой до того
проницательностью угадал значение противоречий как движущей силы развития общества. Именно поэтому Энгельс называл Руссо (так же как и Дидро) представителем диалектики в философии французского Просвещения.
- Краткий
- Глава I история философии как наука, ее предмет, метод и значение
- § 1. Предмет истории философии как науки
- Основной вопрос философии и ее предмет.
- Марксистское понимание предмета истории философии как науки.
- Круг вопросов философии и его изменение в ходе истории
- § 2. Марксистские принципы в применении к истории философии Принцип партийности в истории философии.
- Марксистский принцип историзма в применении к истории философии.
- История философии в кривом зеркале современной буржуазной философии.
- § 3. Марксистский метод познания
- Истории философии и закономерностей
- Ее развития.
- Сущность марксистского метода в истории философии.
- Некоторые общие и особенные закономерности развития философии.
- Относительная самостоятельность развития философии и ее внутренняя логика.
- § 4. Основные периоды развития философии
- § 5. Значение истории философии как науки.
- Раздел первый
- Джайнизм
- Буддизм
- Начало древнеиндийского материализма. Философия локаята
- Системы, опирающиеся на Веды: миманса и веданта.
- Философия санкхья
- Система йога
- Материалестическая система ньяя
- Материалистическая система вайшешика
- § 2. Возникновение и развитие философской мысли в Древнем Китае
- Философские и этические взгляды Конфуция и его последователей
- Учение Моцзы. Теория познания моистов.
- Учение Лаоцзы о дао и его последователи
- Наивно-материалистические взгляды Сюньцзы.
- Материализм школы фацзя.
- Борьба материализма и идеализма на рубеже нашей эры
- § 3. Зарождение философской мысли в Древнем Вавилоне и Египте
- Г л а в a III философия рабовладельческого общества греции и рима
- § 1. Ранняя философия древнегреческого Востока и Запада
- Пифагор
- § 2. Возникновение противоположности диалектики и метафизики
- § 3. Материализм эпохи развития рабовладельческих демократий
- § 4. Софистика как философское явление эпохи зрелых рабовладельческих демократий (V–IV вв. До н. Э.)
- § 5. Борьба материализма и идеализма
- В эпоху кризиса афинской рабовладельческой
- Демократии
- Атомистический материализм Демокрита
- Взгляды Демокрита на общество
- Аристотель
- Психология и этика Аристотеля
- Физика, космология Аристотеля
- Общественно-политическая теории Аристотеля
- § 6. Философия эпохи эллинизма
- Первое течение охватывает период от IV в. До н. Э. До III в. До н.Э..
- Греческий стоицизм
- § 7. Философия рабовладельческого общества в Древнем Риме
- Глава IV
- Неоконфуцианство – «ортодоксальная» идеология феодального Китая
- Возникновение школы Ван Янмин и дальнейшее обострение борьбы между материализмом и идеализмом
- Развитие материалистической мысли Китая в XVII– XVIII вв.
- § 2. Философская мысль в Индии
- § 3. Философская мысль в Японии
- § 4. Философская мысль в Византии
- § 5. Философская мысль в Иране
- § 6. Философия в арабских странах
- Арабоязычная философия на Западе
- Еврейская философия
- § 7. Философская мысль народов Закавказья и Средней Азии
- Философская мысль Азербайджана
- Философская мысль Армении
- Философская мысль Грузии
- Философия народов Средней Азии
- II. Философская мысль в странах западной европы Условия развития философии в западноевропейском феодальном обществе
- Христианская апологетика и патристика
- Августин
- Ранняя схоластика. Иоанн Скот. Возникновение борьбы реализма с номинализмом
- «Реализм» xiIв.
- Мистика в западной философии XII в.
- Расцвет западноевропейской схоластики в XIII в.
- Главные представители схоластики XIII в.
- Борьба против схоластики в XIII в. Роджер Бэкон
- Номиналисты XIV в. Школа Оккама
- III. Философская мысль в россии в IX—XVII вв.
- Философские идеи в произведениях хi – хiv вв.
- Социальные проблемы в произведениях русских мыслителей XI–XIII вв.
- Социальная философия в России в XV–XVII вв.
- Философская мысль в XVII в.
- Глава V
- Философия в странах западной европы в период перехода от феодальизма к капитализму
- (XV – начало XVII в.)
- Социально-экономическое содержание эпохи
- Изменения в сфере идеологии
- Возникновение буржуазной гуманистической культуры
- Политические и социологические учения
- Философия как составная часть буржуазной гуманистической культуры
- Николай Кузанский
- Развитие естественных наук. Николай Коперник.
- Философское понимание гелиоцентрической теории Коперника
- Джордано Бруно
- Учение Бруно о бесконечности Вселенной
- Натурфилософские взгляды Бруно
- Теория познания и диалектика Бруно
- Философские идеи в трудах естествоиспытателей
- Леонардо да Винчи
- Галилей
- Философское значение трудов Галилея по астрономии и механике
- Проблемы познания и метода Галилея
- Галилей как представитель механистического материализма
- Глава VI
- Френсис Бэкон
- Проблема метода в учении Декарта
- Томас Гоббс
- Учение т. Гоббса о природе
- Учение т. Гоббса о познании
- Учение Гоббса о государстве и праве
- Философия Спинозы
- Учение Спинозы о познании
- Атеизм Спинозы
- Материалистическая философия Локка
- Социально-политические взгляды Локка
- § 2. Философия в Англии конца XVII и XVIII в. Субъективный идеализм Беркли, агностицизм Юма
- Субъективный идеализм Беркли
- Агностицизм д. Юма
- § 3. Философия в Германии в XVII в. Объективный идеализм Лейбница
- Учение Лейбница о бытии
- § 4. Французское Просвещение XVIII в.
- Вольтер
- Кондильяк
- § 5. Немецкое Просвещение
- Лессинг
- § 6. Французский материализм XVIII в.
- Учение французского материализма о природе
- Учение французского материализма о познании
- Учение французского материализма о человеке и обществе
- Энциклопедия
- Глава VII развитие философской мысли в россии
- «Ученая дружина»
- Философские воззрения «ученой дружины»
- § 2. Материализм м. В. Ломоносова
- Материалистическое учение Ломоносова о природе
- Теория познания
- § 3. Философские и социологические взгляды русских просветителей второй половины XVIII в.
- Философские идеи просветителей
- Атомистические и антиклерикальные идеи просветителей
- Социологические идеи
- Украинские просветители. Г.С. Сковорода
- § 4. Философские воззрения а. Н. Радищева
- Материализм Радищева
- Социологические воззрения Радищева
- Просветители и ученые-материалисты
- § 5. Философские и социологические взгляды декабристов
- Философские воззрения декабристов
- Декабристы-идеалисты
- Социологические воззрения декабристов
- Эстетика декабристов
- Глава VIII
- § 2. «Критическая философия» и. Канта
- «Докриткческий» период в работах Канта
- Философские работы Канта «критического» периода
- Учение Канта о знании
- Учение о формах чувственного познания
- Учение Канта об априорных формах рассудка
- Учение Канта о гносеологических условиях возможности естествознания
- Вопрос о возможности «метафизики. Трансцендентальная диалектика
- Этика Канта
- Социально-политические и исторические взгляды Канта
- § 3. Субъективный идеализм и. Фихте
- Соотношение проблем теоретической и практической философии
- Этика Фихте
- Учение Фихте о праве
- § 4. Объективный идеализм Шеллинга Философия природы
- § 5. Диалектический идеализм Гегеля
- Философия Гегеля – завершение классического немецкого идеализма
- Тождество бытия и мышления – исходный пункт философии Гегеля
- Учение Гегеля о логическом процессе. Основные черты диалектики Гегеля
- Философия природы
- Философия духа
- Система и метод в философии Гегеля