§ 7. Философия рабовладельческого общества в Древнем Риме
В Риме, основой экономики которого издревле было земледелие, развитие рабовладельческих отношений оказалось тесно связанным с ростом государства в качестве сильной военной державы и с распространением римского владычества на юг и на восток. Эта экспансия вела к увеличению численности рабов, к росту богатства рабовладельческих классов. В то же время распространение власти Рима на восток и на юг привело в период с конца III в. до н. э. и во II в. до н. э. к ознакомлению римского общества с результатами художественного, научного и философского развития Древней Греции.
В римском обществе пробуждается тяга к греческой культуре. Начинается наплыв в Рим греческих ученых, риторов, художников и философов. В этот период в Риме начинают развиваться стоицизм и эпикуреизм, которые со временем приобретают специфические черты.
Наиболее выдающееся достижение древнеримской философии — материализм Лукреция Кара (ок. 99 – 55 до н. э.) создавшего гениальное философское произведение — поэму «О природе вещей». Лукреций жил в трудное и суровое время — в период диктатуры вождя реакционной знати Суллы, борьбы Суллы с Марией, разгрома класса всадников, восстания рабов, возглавленного Спартаком (74—71 до н. э.). Во всех этих событиях сконцентрировались все классовые противоречия эпохи: основной антагонизм между рабами и свободными; противоречие между мелкими крестьянами и крупными землевладельцами; наконец, противоречие внутри класса рабовладельцев — борьба нобилитета (старой знати) с торговцами и ростовщиками.
Лукреций — толкователь атомистического материализма Эпикура. Как и Эпикур, он стремился создать философию, которая дала бы человеку труднодостижимую невозмутимость и безмятежность существования. Страх перед преисподней (адом) и страх перед вмешательством богов в жизнь людей — величайшие враги человеческого счастья. В борьбе с этими врагами. Лукреций видит задачу своей философии.
Страх перед смертью и боязнь богов властвуют над человеком лишь до тех пор, пока человек не знает своего положения в мире. Все эти страхи могут и должны быть побеждены просвещением, знанием, философией. Главное условие освобождения от гнетущих человека страхов — истинное познание природы. Познание это ценно не само по себе, а только в силу своей способности приближать человека к безбоязненному и безмятежному состоянию. Поэтому Лукреций считает особенно важными и освобождающими человеческую душу от гнета устрашающих призраков две идеи Эпикура: 1) мысль о смертности человеческой души, о невозможности загробной жизни и 2) мысль о неспособности богов влиять на человеческую жизнь. Лукреций не отрицает существования богов. Вслед за Эпикуром он отводит им пустые промежутки между мирами. Там, вдали от потока событий нашей жизни, боги ведут блаженное существование. Но он отказывает им в способности действия. Они не могут ни помогать, ни вредить, ни угрожать, ни манить обещаниями своего покровительства. Природа возникла не в результате творения богов и управляется не их державной волей,
Ничто не родится из ничего, все вещи возникают из семян. Семена эти вечны. Если они были разрушимы, то за период, протекший до настоящего времени, вся материя давно была бы уничтожена в бесконечности времени. Все миры возникают из движения потоков бесчисленных, невидимых и неосязаемых частиц вещества. Эти частицы суть первоначала, или семена всех вещей. Из частиц состоят все тела и души. Все они возникают согласно естественной необходимости. Душа, так же как и тело, состоит из атомов. В отличие от атомов, образующих тело, атомы души более мелкие, круглые, гладкие, подвижные. Сцепление этих атомов существует лишь до того момента, пока существует связь атомов тела. Со смертью человека разлетаются, рассеиваются также и атомы души.
При обсуждении возникающих в науке догадок, согласно Лукрецию, требуется лишь соблюдение общего принципа материалистического объяснения: все следует выводить из естественных причин, не допуская ничего сверхъестественного. В границах этого материалистического постулата одинаково приемлемы все возможные для каждого явления гипотезы. Например, одинаково возможно и то, что каждый день нарождается новое Солнце, и то, что каждый день на небесный свод возвращается прежнее Солнце. Это не значит, будто для Лукреция безразлично содержание обсуждаемых им гипотез. Скорее он полагает, что при современном ему состоянии знания наука во многих случаях лишена возможности сделать выбор. Учение это отвечало такому состоянию науки, когда эксперимент был недостаточно развит, чтобы из всех возможных гипотез отвергнуть ложные и остановиться на истинных.
Восторженно относясь к учению Эпикура, Лукреций самостоятелен во взглядах на общественную жизнь. Для Эпикура принцип жизни состоял в уходе от государственно-политической деятельности, в «незаметном» личном существовании. Лукреций, напротив, откликается на события бурной современной ему общественной жизни. Он осуждает нравственный упадок среди знати в римском обществе.
Направление развития и характер философии античного рабовладельческого общества в последние столетия его существования могут быть поняты только при учете влияния, какое оказывал в это время на нее общественный строй Древнего Рима. Образование огромной Римской империи сопровождалось глубокими изменениями в сознании угнетенных масс и образованной части общества. Это была эпоха крушения поглощенных Римом древних государств, утративших политическую самостоятельность, время обеднения и обнищания масс и образования в Риме значительного слоя паразитических элементов. В быстро следовавших друг за другом политических переменах судьба личности становится все более непрочной и ненадежной. Углубляются социальные противоречия, учащаются бедствия и катастрофы в личном существовании. В соответствии с этим увеличивается тяга обездоленных, потерпевших крушение к религии.
К началу нашей эры стремление к религиозному самозабвению и утешению усиливается среди самых различных классов римского общества. Этому способствует; культурное взаимодействие восточных частей империи и Рима. С Востока на Запад проникает и распространяется волна религиозных учений, культов, мистерий. Учения эти находят благоприятную почву в империи. Отвечая на запросы времени, сама философия становится религиозной. Религиозная окраска в соответствии с новыми общественными условиями усиливается в учениях, неоплатонизма и неопифагореизма. Ни одно из них не было прямым, непосредственным продолжением древнего платонизма и пифагореизма IV в. до н. э. Как научные школы старый платонизм и пифагореизм утратили прежнее значение и влияние уже вскоре после того, как Аристотель подверг их критике, и после того, как вновь приобрел влияние материализм в форме эпикуреизма и отчасти в форме материалистической физики древних стоиков.
В теоретических воззрениях философов неопифагореизма религиозность принимает форму крайнего дуализма бога и материи. Бог мыслится как единая основа мира, как чисто духовное существо, стоящее выше всех противоположностей и выше всех мыслимых положительных свойств. В то же время бог есть причина всех; существующих в мире вещей со всеми их свойствами. Чтобы объяснить противоречивую природу бога, который признается и стоящим выше всякого свойства, то причиной его, была выдвинута идея о существовании между богом и миром посредника или даже целой серии посредствующих начал или звеньев. Попытки решить, таким образом, возникшую перед философией (точнее, перед богословием) трудность породили, с одной стороны, философию Филона из Александрии (Г в. н. э.), высказывавшего мысль о том, что посредник между богом и миром — «логос», с другой стороны, философию так называемого неоплатонизма, развившегося в целую школу в IV—V вв. н. э.
Крупнейшими представителями неоплатонизма были Плотин, Порфирий (III в. н. э.), сириец Ямвлих (IV в. н. э.) и глава афинской школы неоплатонизма Прокл (V в. н. э.). Чуждый идеологии современного ему христианства, неоплатонизм возник на общей для него с христианством основе духовного кризиса античного рабовладельческого общества. Поэтому неоплатонизм не только имеет ряд черт, общих с идеологией христианства, но и сам оказал влияние на развитие философских учений христианства. Исходное учение неоплатонизма— так называемое отрицательное богословие—учение, согласно которому бог есть нечто такое, о природе чего невозможно никакое утвердительное суждение, никакое положительное знание.
Система Плотина — учение о движении вниз, от первоединого неизреченного божественного бытия через низшие опосредствующие звенья (ума, мировой души, душ отдельных людей) до небытия, или материи, а также обратного движения человеческой души, поднимающейся к богу и достигающей соединения с ним в экстазе после долгих упражнений. Очищение, необходимое для достижения высшего совершенства, приводит, согласно учению неоплатонизма, к освобождению от порабощения плотью.
Плотин был самым даровитым философом неоплатонизма, Порфирий — его логиком, Прокл — систематизатором и комментатором, изложившим учение Плотина.
В начале VI в. н. э. император Юстиниан издал декрет о закрытии философской школы платонизма в Афинах. Впрочем, еще до этого декрета и независимо от него основной круг идей и учений античной философии завершил свое развитие. По отношению к учениям Платона и Аристотеля, а также к последним великим Учениям античной философии — эпикуреизму и греческому стоицизму (материалистическому в своей физике) — неоплатонизм был явлением декаданса.
Подводя итоги изложения философских учений Древней Греции и Рима, следует отметить, что эти учения представляют собой высшую ступень развития философской мысли рабовладельческого общества. Великое историческое значение древнегреческой и римской философии заключается в том, что она выдвинула важнейшие вопросы, решение которых стало задачей последующей истории мысли. Уже на этой ступени развития философии обнаруживается существование противоположных партий в философии, борьба материализма не идеализма как важнейшее содержание истории философии. В ходе развития античной философии сложилась и достигла высшей ступени первая историческая форма диалектики. В этом в особенности заключается непреходящее историческое значение античной философии.
- Краткий
- Глава I история философии как наука, ее предмет, метод и значение
- § 1. Предмет истории философии как науки
- Основной вопрос философии и ее предмет.
- Марксистское понимание предмета истории философии как науки.
- Круг вопросов философии и его изменение в ходе истории
- § 2. Марксистские принципы в применении к истории философии Принцип партийности в истории философии.
- Марксистский принцип историзма в применении к истории философии.
- История философии в кривом зеркале современной буржуазной философии.
- § 3. Марксистский метод познания
- Истории философии и закономерностей
- Ее развития.
- Сущность марксистского метода в истории философии.
- Некоторые общие и особенные закономерности развития философии.
- Относительная самостоятельность развития философии и ее внутренняя логика.
- § 4. Основные периоды развития философии
- § 5. Значение истории философии как науки.
- Раздел первый
- Джайнизм
- Буддизм
- Начало древнеиндийского материализма. Философия локаята
- Системы, опирающиеся на Веды: миманса и веданта.
- Философия санкхья
- Система йога
- Материалестическая система ньяя
- Материалистическая система вайшешика
- § 2. Возникновение и развитие философской мысли в Древнем Китае
- Философские и этические взгляды Конфуция и его последователей
- Учение Моцзы. Теория познания моистов.
- Учение Лаоцзы о дао и его последователи
- Наивно-материалистические взгляды Сюньцзы.
- Материализм школы фацзя.
- Борьба материализма и идеализма на рубеже нашей эры
- § 3. Зарождение философской мысли в Древнем Вавилоне и Египте
- Г л а в a III философия рабовладельческого общества греции и рима
- § 1. Ранняя философия древнегреческого Востока и Запада
- Пифагор
- § 2. Возникновение противоположности диалектики и метафизики
- § 3. Материализм эпохи развития рабовладельческих демократий
- § 4. Софистика как философское явление эпохи зрелых рабовладельческих демократий (V–IV вв. До н. Э.)
- § 5. Борьба материализма и идеализма
- В эпоху кризиса афинской рабовладельческой
- Демократии
- Атомистический материализм Демокрита
- Взгляды Демокрита на общество
- Аристотель
- Психология и этика Аристотеля
- Физика, космология Аристотеля
- Общественно-политическая теории Аристотеля
- § 6. Философия эпохи эллинизма
- Первое течение охватывает период от IV в. До н. Э. До III в. До н.Э..
- Греческий стоицизм
- § 7. Философия рабовладельческого общества в Древнем Риме
- Глава IV
- Неоконфуцианство – «ортодоксальная» идеология феодального Китая
- Возникновение школы Ван Янмин и дальнейшее обострение борьбы между материализмом и идеализмом
- Развитие материалистической мысли Китая в XVII– XVIII вв.
- § 2. Философская мысль в Индии
- § 3. Философская мысль в Японии
- § 4. Философская мысль в Византии
- § 5. Философская мысль в Иране
- § 6. Философия в арабских странах
- Арабоязычная философия на Западе
- Еврейская философия
- § 7. Философская мысль народов Закавказья и Средней Азии
- Философская мысль Азербайджана
- Философская мысль Армении
- Философская мысль Грузии
- Философия народов Средней Азии
- II. Философская мысль в странах западной европы Условия развития философии в западноевропейском феодальном обществе
- Христианская апологетика и патристика
- Августин
- Ранняя схоластика. Иоанн Скот. Возникновение борьбы реализма с номинализмом
- «Реализм» xiIв.
- Мистика в западной философии XII в.
- Расцвет западноевропейской схоластики в XIII в.
- Главные представители схоластики XIII в.
- Борьба против схоластики в XIII в. Роджер Бэкон
- Номиналисты XIV в. Школа Оккама
- III. Философская мысль в россии в IX—XVII вв.
- Философские идеи в произведениях хi – хiv вв.
- Социальные проблемы в произведениях русских мыслителей XI–XIII вв.
- Социальная философия в России в XV–XVII вв.
- Философская мысль в XVII в.
- Глава V
- Философия в странах западной европы в период перехода от феодальизма к капитализму
- (XV – начало XVII в.)
- Социально-экономическое содержание эпохи
- Изменения в сфере идеологии
- Возникновение буржуазной гуманистической культуры
- Политические и социологические учения
- Философия как составная часть буржуазной гуманистической культуры
- Николай Кузанский
- Развитие естественных наук. Николай Коперник.
- Философское понимание гелиоцентрической теории Коперника
- Джордано Бруно
- Учение Бруно о бесконечности Вселенной
- Натурфилософские взгляды Бруно
- Теория познания и диалектика Бруно
- Философские идеи в трудах естествоиспытателей
- Леонардо да Винчи
- Галилей
- Философское значение трудов Галилея по астрономии и механике
- Проблемы познания и метода Галилея
- Галилей как представитель механистического материализма
- Глава VI
- Френсис Бэкон
- Проблема метода в учении Декарта
- Томас Гоббс
- Учение т. Гоббса о природе
- Учение т. Гоббса о познании
- Учение Гоббса о государстве и праве
- Философия Спинозы
- Учение Спинозы о познании
- Атеизм Спинозы
- Материалистическая философия Локка
- Социально-политические взгляды Локка
- § 2. Философия в Англии конца XVII и XVIII в. Субъективный идеализм Беркли, агностицизм Юма
- Субъективный идеализм Беркли
- Агностицизм д. Юма
- § 3. Философия в Германии в XVII в. Объективный идеализм Лейбница
- Учение Лейбница о бытии
- § 4. Французское Просвещение XVIII в.
- Вольтер
- Кондильяк
- § 5. Немецкое Просвещение
- Лессинг
- § 6. Французский материализм XVIII в.
- Учение французского материализма о природе
- Учение французского материализма о познании
- Учение французского материализма о человеке и обществе
- Энциклопедия
- Глава VII развитие философской мысли в россии
- «Ученая дружина»
- Философские воззрения «ученой дружины»
- § 2. Материализм м. В. Ломоносова
- Материалистическое учение Ломоносова о природе
- Теория познания
- § 3. Философские и социологические взгляды русских просветителей второй половины XVIII в.
- Философские идеи просветителей
- Атомистические и антиклерикальные идеи просветителей
- Социологические идеи
- Украинские просветители. Г.С. Сковорода
- § 4. Философские воззрения а. Н. Радищева
- Материализм Радищева
- Социологические воззрения Радищева
- Просветители и ученые-материалисты
- § 5. Философские и социологические взгляды декабристов
- Философские воззрения декабристов
- Декабристы-идеалисты
- Социологические воззрения декабристов
- Эстетика декабристов
- Глава VIII
- § 2. «Критическая философия» и. Канта
- «Докриткческий» период в работах Канта
- Философские работы Канта «критического» периода
- Учение Канта о знании
- Учение о формах чувственного познания
- Учение Канта об априорных формах рассудка
- Учение Канта о гносеологических условиях возможности естествознания
- Вопрос о возможности «метафизики. Трансцендентальная диалектика
- Этика Канта
- Социально-политические и исторические взгляды Канта
- § 3. Субъективный идеализм и. Фихте
- Соотношение проблем теоретической и практической философии
- Этика Фихте
- Учение Фихте о праве
- § 4. Объективный идеализм Шеллинга Философия природы
- § 5. Диалектический идеализм Гегеля
- Философия Гегеля – завершение классического немецкого идеализма
- Тождество бытия и мышления – исходный пункт философии Гегеля
- Учение Гегеля о логическом процессе. Основные черты диалектики Гегеля
- Философия природы
- Философия духа
- Система и метод в философии Гегеля