logo
Краткий очерк истории философии учебник (2)

Галилей как представитель механистического материализма

Отмеченная особенность разработанной Галилеем методологии определила и отличительные черты его философских воззрений, которые в целом можно охарактеризовать как черты механисти­ческого материализма. Материю Галилей представлял как вполне реальную, телесную субстанцию, имеющую корпускулярную структуру. Мыслитель возрождал здесь воззрения античных атомистов. Но в отличие от них Га­лилей тесно увязывал атомистическое истолкование природы с математикой и механикой. Книгу природы, говорил Галилей, невозможно понять, если не овладеть ее математическим языком, знаки которого суть тре­угольники, круги и другие математические фигуры.

Поскольку механистическое понимание природы не может объяснить ее бесконечное качественное многооб­разие, Галилей, в известной мере опираясь на Демокри­та, первым из философов нового времени развивает по­ложение о субъективности цвета, запаха, звука и т. д. В произведении «Пробирщик» (1623) мыслитель указы­вает, что частицам материи присущи определенная фор­ма, величина, они занимают определенное место в про­странстве, движутся или покоятся, но не обладают ни цветом, ни вкусом, ни запахом, которые, таким образом, не существенны для материи. Все чувственные качества возникают лишь в воспринимающем субъекте.

Воззрение Галилея на материю как на состоящую в своей основе из бескачественных частиц вещества принципиально отличается от воззрений натурфилосо­фов, приписывавших материи, природе не только объ­ективные качества, но и одушевленность. В механисти­ческом взгляде Галилея на мир природа умерщвляется, и материя перестает, выражаясь словами Маркса, улы­баться человеку своим поэтически-чувственным блеском.

Механистический характер воззрений Галилея, а так­же идеологическая незрелость класса буржуазии, миро­воззрение которого он выражал, не позволили ему пол­ностью освободиться от теологического представления о боге. Он не смог это сделать в силу метафизичности его воззрений на мир, согласно которым в природе, со­стоящей в своей основе из одних и тех же элементов, ни­что не уничтожается и ничего нового не нарождается. Антиисторизм присущ и Галилееву пониманию челове­ческого познания. Так, Галилей высказывал мысль о внеопытном происхождении всеобщих и необходимых математических истин. Эта метафизическая точка зре­ния открывала возможность апелляции к богу как по­следнему источнику наиболее достоверных истин. Еще яснее эта идеалистическая тенденция проявляется у Га­лилея в его понимании происхождения Солнечной си­стемы. Хотя он вслед за Бруно исходил из бесконечно­сти Вселенной, однако это убеждение сочеталось у него с представлением о неизменности круговых орбит планет и скоростей их движения. Стремясь объяснить устройст­во Вселенной, Галилей утверждал, что бог, когда-то создавший мир, поместил Солнце в центр мира, а плане­там сообщил движение по направлению к Солнцу, изме­нив в определенной точке их прямой путь на круговой. На этом деятельность бога заканчивается. С тех пор природа обладает своими собственными объективными закономерностями, изучение которых дело только науки.

Таким образом, в новое время Галилей одним из первых сформулировал деистический взгляд на природу. Этого взгляда придерживались затем большинство мыслителей ХУ11 – Ху11 вв. Научно-философская деятельность Галилея кладет начало новому этапу развития философской мысли в Европе - механистиче­скому и метафизическому материализму XVII—ХУ11 вв.