logo
Краткий очерк истории философии учебник (2)

II. Философская мысль в странах западной европы Условия развития философии в западноевропейском феодальном обществе

На развалинах рабовладельческого философии в строя в Западной Европе возникло феодальное (крепостническое) общество. Основными его классами были крестьяне-хлебопашцы на землях, принадлежавших помещикам, и феодалы-помещики, угнетавшие кре­постных и державшие в своих руках власть. В селах и городах трудились выделившиеся из крестьян ремеслен­ники и вели торговлю купцы. В феодальном обществе значительную роль играло духовенство. Монастырское землевладение представляло внушительную силу, а мо­настыри были одновременно и крепостями, и центрами земледелия крепостнического типа, и очагами просвеще­ния и культуры.

Медленные темпы исторического развития феодаль­ного общества способствовали возникновению непра­вильного представления о нем как о периоде сплошного застоя и даже регресса по сравнению с уровнем рабо­владельческого античного общества. На самом же деле научные и философские знания, накопленные в эпоху рабовладельческого строя, в значительной своей части были сохранены в странах Востока и могли продолжать медленное развитие в новых условиях феодального об­щества.

Крушение Римской империй сопровождалось в За­падной Европе значительным снижением уровня образо­ванности, как в самом Риме, так и в молодых государ­ствах, начавших складываться на территориях бывших провинций Рима — нынешней Италии, Испании, Фран­ции, Германии и Англии.

Хранительницей письменности, а следовательно, и образованности в Европе после торжества христианства стала церковь. Однако враждебное отношение «отцов Церкви» к «языческой» философии и особенно враждеб­ное отношение к материализму привели к тому, что из сохранившегося философского наследства усваивались и допускались к распространению главным образом идеалистические построения. Не удивительно поэтому, что в течение ряда столетий — примерно до XVI в.— арабская и арабоязычная наука, развивавшаяся в стра­нах Востока и в покоренной арабами части Испании, шла далеко впереди западноевропейской науки. И все же, несмотря на эту неравномерность культурного уровня стран Востока и Запада эпохи феодализма, раз­витие общества и его культуры на Востоке и на Западе было развитием однородной — феодальной — обществен­ной системы.

На Востоке и на Западе господствующим видом идеологии в течение феодального периода стала рели­гиозная идеология. Борьба классов феодального обще­ства отражалась в сознании как борьба религиозная, а философия превратилась в служанку богословия.