logo
Краткий очерк истории философии учебник (2)

Неоконфуцианство – «ортодоксальная» идеология феодального Китая

Воззрения Хань Юя получили дальнейшее развитие в учениях неоконфуцианцев — братьев Чэн Хао (1032—1085) И Чэн И (1033—1107), а также Чжу Си (1130—1200). В истории китайской фи­лософии братья Чэн впервые выдвинули вопрос о соот­ношении между категориями ли (форма, закон) и ци (вещество, материя), выражающими две стороны сушности вещей. Согласно их учению, ли — разумное на­чало всех вещей, оно первично, а ци, как материальная основа бытия, вторично. Чжу Си дальше развивал идеалистические взгляды братьев Чэн. Он считал, что ли — это разумная творческая сила, которая придает пассив­ной материи ци форму конкретных вещей и управляет ими. Ли существует объективно и непознаваема. Поня­тие о ли можно составить, ознакомившись с вещами, но самих вещей оно не отражает. Ли, как идеальное на­чало, образует в человеке положительное качество—стремление к добру, а материальное начало ци придает ему отрицательное качество. По мнению Чжу Си, нужно всемерно развивать добрые качества у человека и обуз­дывать его злые намерения. В условиях феодализма это означало, что трудящиеся должны безропотно терпеть все лишения и покорно подчиняться господствующему классу, поскольку под «злыми намерениями» Чжу Си подразумевал главным образом стремление угнетенных к улучшению своего положения. Не случайно неокон­фуцианское учение Чжу Си стало официальной идеоло­гией и имело широкое распространение не только в Ки­тае, но и в Корее, Японии и других странах Восточной Азии в эпоху средневековья. Однако внутри неоконфу­цианства идеализму противостоял материализм.

Главным представителем материалистического на­правления в неоконфуцианстве был Чжан Цзай (1020 — 1077). Он объявил вздорным утверждение буддийской философии о том, что Вселенная, «небо и земля», пред­ставляет собой совокупность субъективных ощущений. В основе реально существующего мира вещей лежит, со­гласно Чжан Цзаю, материальная субстанция ци, при­нимающая различные формы. Первоначальная ее фор­ма — тайсю, бесконечное пространство, которое заполнено невидимыми распыленными частицами ци. Когда эти частицы сгущаются, они образуют туманную массу, на­зываемую Чжан Цзаем тай хэ — «великой гармонией». В этой «гармонии» частицы ци распадаются на актив­ные и пассивные, из взаимодействия которых порожда­ются все вещи. Говоря об изменении и развитии вещей, Чжан Цзай указывал на два ряда законов: общие, при­сущие всем вещам, и частные, присущие отдельным видам вещей. Он утверждал, что все вещи взаимно обу­словлены и связаны между собой; процессу развития явлений присущи две формы — изменение постепенное и изменение внезапное; весь этот процесс происходит в борьбе противоположных сил — активного и пассивно­го начал (инь, ян). Из этих диалектических догадок Чжан Цзай делает метафизический вывод о том, что конечным результатом борьбы противоположных сил является их примирение, составляющее основу всего Движения. Чжан Цзай считал, что наше знание возникло в результате «соединения внешнего с внутренним» и что мерой истинности служит то, что «мы видим и слы­шим», и то, что «мы безошибочно завершаем дела». Он делит наше знание на два вида: чувственное и сверх­чувственное. Первое приобретается человеком путем восприятия внешнего мира, второе врождено. Такое де­ление знания свидетельствует о непоследовательности материалистического учения Чжан Цзая.