Неоконфуцианство – «ортодоксальная» идеология феодального Китая
Воззрения Хань Юя получили дальнейшее развитие в учениях неоконфуцианцев — братьев Чэн Хао (1032—1085) И Чэн И (1033—1107), а также Чжу Си (1130—1200). В истории китайской философии братья Чэн впервые выдвинули вопрос о соотношении между категориями ли (форма, закон) и ци (вещество, материя), выражающими две стороны сушности вещей. Согласно их учению, ли — разумное начало всех вещей, оно первично, а ци, как материальная основа бытия, вторично. Чжу Си дальше развивал идеалистические взгляды братьев Чэн. Он считал, что ли — это разумная творческая сила, которая придает пассивной материи ци форму конкретных вещей и управляет ими. Ли существует объективно и непознаваема. Понятие о ли можно составить, ознакомившись с вещами, но самих вещей оно не отражает. Ли, как идеальное начало, образует в человеке положительное качество—стремление к добру, а материальное начало ци придает ему отрицательное качество. По мнению Чжу Си, нужно всемерно развивать добрые качества у человека и обуздывать его злые намерения. В условиях феодализма это означало, что трудящиеся должны безропотно терпеть все лишения и покорно подчиняться господствующему классу, поскольку под «злыми намерениями» Чжу Си подразумевал главным образом стремление угнетенных к улучшению своего положения. Не случайно неоконфуцианское учение Чжу Си стало официальной идеологией и имело широкое распространение не только в Китае, но и в Корее, Японии и других странах Восточной Азии в эпоху средневековья. Однако внутри неоконфуцианства идеализму противостоял материализм.
Главным представителем материалистического направления в неоконфуцианстве был Чжан Цзай (1020 — 1077). Он объявил вздорным утверждение буддийской философии о том, что Вселенная, «небо и земля», представляет собой совокупность субъективных ощущений. В основе реально существующего мира вещей лежит, согласно Чжан Цзаю, материальная субстанция ци, принимающая различные формы. Первоначальная ее форма — тайсю, бесконечное пространство, которое заполнено невидимыми распыленными частицами ци. Когда эти частицы сгущаются, они образуют туманную массу, называемую Чжан Цзаем тай хэ — «великой гармонией». В этой «гармонии» частицы ци распадаются на активные и пассивные, из взаимодействия которых порождаются все вещи. Говоря об изменении и развитии вещей, Чжан Цзай указывал на два ряда законов: общие, присущие всем вещам, и частные, присущие отдельным видам вещей. Он утверждал, что все вещи взаимно обусловлены и связаны между собой; процессу развития явлений присущи две формы — изменение постепенное и изменение внезапное; весь этот процесс происходит в борьбе противоположных сил — активного и пассивного начал (инь, ян). Из этих диалектических догадок Чжан Цзай делает метафизический вывод о том, что конечным результатом борьбы противоположных сил является их примирение, составляющее основу всего Движения. Чжан Цзай считал, что наше знание возникло в результате «соединения внешнего с внутренним» и что мерой истинности служит то, что «мы видим и слышим», и то, что «мы безошибочно завершаем дела». Он делит наше знание на два вида: чувственное и сверхчувственное. Первое приобретается человеком путем восприятия внешнего мира, второе врождено. Такое деление знания свидетельствует о непоследовательности материалистического учения Чжан Цзая.
- Краткий
- Глава I история философии как наука, ее предмет, метод и значение
- § 1. Предмет истории философии как науки
- Основной вопрос философии и ее предмет.
- Марксистское понимание предмета истории философии как науки.
- Круг вопросов философии и его изменение в ходе истории
- § 2. Марксистские принципы в применении к истории философии Принцип партийности в истории философии.
- Марксистский принцип историзма в применении к истории философии.
- История философии в кривом зеркале современной буржуазной философии.
- § 3. Марксистский метод познания
- Истории философии и закономерностей
- Ее развития.
- Сущность марксистского метода в истории философии.
- Некоторые общие и особенные закономерности развития философии.
- Относительная самостоятельность развития философии и ее внутренняя логика.
- § 4. Основные периоды развития философии
- § 5. Значение истории философии как науки.
- Раздел первый
- Джайнизм
- Буддизм
- Начало древнеиндийского материализма. Философия локаята
- Системы, опирающиеся на Веды: миманса и веданта.
- Философия санкхья
- Система йога
- Материалестическая система ньяя
- Материалистическая система вайшешика
- § 2. Возникновение и развитие философской мысли в Древнем Китае
- Философские и этические взгляды Конфуция и его последователей
- Учение Моцзы. Теория познания моистов.
- Учение Лаоцзы о дао и его последователи
- Наивно-материалистические взгляды Сюньцзы.
- Материализм школы фацзя.
- Борьба материализма и идеализма на рубеже нашей эры
- § 3. Зарождение философской мысли в Древнем Вавилоне и Египте
- Г л а в a III философия рабовладельческого общества греции и рима
- § 1. Ранняя философия древнегреческого Востока и Запада
- Пифагор
- § 2. Возникновение противоположности диалектики и метафизики
- § 3. Материализм эпохи развития рабовладельческих демократий
- § 4. Софистика как философское явление эпохи зрелых рабовладельческих демократий (V–IV вв. До н. Э.)
- § 5. Борьба материализма и идеализма
- В эпоху кризиса афинской рабовладельческой
- Демократии
- Атомистический материализм Демокрита
- Взгляды Демокрита на общество
- Аристотель
- Психология и этика Аристотеля
- Физика, космология Аристотеля
- Общественно-политическая теории Аристотеля
- § 6. Философия эпохи эллинизма
- Первое течение охватывает период от IV в. До н. Э. До III в. До н.Э..
- Греческий стоицизм
- § 7. Философия рабовладельческого общества в Древнем Риме
- Глава IV
- Неоконфуцианство – «ортодоксальная» идеология феодального Китая
- Возникновение школы Ван Янмин и дальнейшее обострение борьбы между материализмом и идеализмом
- Развитие материалистической мысли Китая в XVII– XVIII вв.
- § 2. Философская мысль в Индии
- § 3. Философская мысль в Японии
- § 4. Философская мысль в Византии
- § 5. Философская мысль в Иране
- § 6. Философия в арабских странах
- Арабоязычная философия на Западе
- Еврейская философия
- § 7. Философская мысль народов Закавказья и Средней Азии
- Философская мысль Азербайджана
- Философская мысль Армении
- Философская мысль Грузии
- Философия народов Средней Азии
- II. Философская мысль в странах западной европы Условия развития философии в западноевропейском феодальном обществе
- Христианская апологетика и патристика
- Августин
- Ранняя схоластика. Иоанн Скот. Возникновение борьбы реализма с номинализмом
- «Реализм» xiIв.
- Мистика в западной философии XII в.
- Расцвет западноевропейской схоластики в XIII в.
- Главные представители схоластики XIII в.
- Борьба против схоластики в XIII в. Роджер Бэкон
- Номиналисты XIV в. Школа Оккама
- III. Философская мысль в россии в IX—XVII вв.
- Философские идеи в произведениях хi – хiv вв.
- Социальные проблемы в произведениях русских мыслителей XI–XIII вв.
- Социальная философия в России в XV–XVII вв.
- Философская мысль в XVII в.
- Глава V
- Философия в странах западной европы в период перехода от феодальизма к капитализму
- (XV – начало XVII в.)
- Социально-экономическое содержание эпохи
- Изменения в сфере идеологии
- Возникновение буржуазной гуманистической культуры
- Политические и социологические учения
- Философия как составная часть буржуазной гуманистической культуры
- Николай Кузанский
- Развитие естественных наук. Николай Коперник.
- Философское понимание гелиоцентрической теории Коперника
- Джордано Бруно
- Учение Бруно о бесконечности Вселенной
- Натурфилософские взгляды Бруно
- Теория познания и диалектика Бруно
- Философские идеи в трудах естествоиспытателей
- Леонардо да Винчи
- Галилей
- Философское значение трудов Галилея по астрономии и механике
- Проблемы познания и метода Галилея
- Галилей как представитель механистического материализма
- Глава VI
- Френсис Бэкон
- Проблема метода в учении Декарта
- Томас Гоббс
- Учение т. Гоббса о природе
- Учение т. Гоббса о познании
- Учение Гоббса о государстве и праве
- Философия Спинозы
- Учение Спинозы о познании
- Атеизм Спинозы
- Материалистическая философия Локка
- Социально-политические взгляды Локка
- § 2. Философия в Англии конца XVII и XVIII в. Субъективный идеализм Беркли, агностицизм Юма
- Субъективный идеализм Беркли
- Агностицизм д. Юма
- § 3. Философия в Германии в XVII в. Объективный идеализм Лейбница
- Учение Лейбница о бытии
- § 4. Французское Просвещение XVIII в.
- Вольтер
- Кондильяк
- § 5. Немецкое Просвещение
- Лессинг
- § 6. Французский материализм XVIII в.
- Учение французского материализма о природе
- Учение французского материализма о познании
- Учение французского материализма о человеке и обществе
- Энциклопедия
- Глава VII развитие философской мысли в россии
- «Ученая дружина»
- Философские воззрения «ученой дружины»
- § 2. Материализм м. В. Ломоносова
- Материалистическое учение Ломоносова о природе
- Теория познания
- § 3. Философские и социологические взгляды русских просветителей второй половины XVIII в.
- Философские идеи просветителей
- Атомистические и антиклерикальные идеи просветителей
- Социологические идеи
- Украинские просветители. Г.С. Сковорода
- § 4. Философские воззрения а. Н. Радищева
- Материализм Радищева
- Социологические воззрения Радищева
- Просветители и ученые-материалисты
- § 5. Философские и социологические взгляды декабристов
- Философские воззрения декабристов
- Декабристы-идеалисты
- Социологические воззрения декабристов
- Эстетика декабристов
- Глава VIII
- § 2. «Критическая философия» и. Канта
- «Докриткческий» период в работах Канта
- Философские работы Канта «критического» периода
- Учение Канта о знании
- Учение о формах чувственного познания
- Учение Канта об априорных формах рассудка
- Учение Канта о гносеологических условиях возможности естествознания
- Вопрос о возможности «метафизики. Трансцендентальная диалектика
- Этика Канта
- Социально-политические и исторические взгляды Канта
- § 3. Субъективный идеализм и. Фихте
- Соотношение проблем теоретической и практической философии
- Этика Фихте
- Учение Фихте о праве
- § 4. Объективный идеализм Шеллинга Философия природы
- § 5. Диалектический идеализм Гегеля
- Философия Гегеля – завершение классического немецкого идеализма
- Тождество бытия и мышления – исходный пункт философии Гегеля
- Учение Гегеля о логическом процессе. Основные черты диалектики Гегеля
- Философия природы
- Философия духа
- Система и метод в философии Гегеля