logo
Краткий очерк истории философии учебник (2)

§ 3. Материализм эпохи развития рабовладельческих демократий

В V в. до н. э. в Южной Италии на­ряду с Элеей и городами, где жили пифагорейцы, новым очагом философской мысли стал сицилийский город Агригент, место деятельности Эмпедокла. О его жизни подобно жизни Пифагора сообщает­ся больше вымыслов, чем достоверных фактов. Он про­славился как философ, врач, основавший особое направ­ление в развитии греческой медицины, как физик и «фисиолог».

В разработке своего учения Эмпедокл опирается на мысль Парменида о вечности, неразрушимости и неиз­менности истинно существующего. Однако он считает достоверным существование множества вещей, основу которых образуют четыре разнородных вещественных начала: огонь, воздух, вода и земля. «Возникновение» вещей есть на деле лишь соединение этих вечных, не

невозникающих начал, «корней всех вещей»; их «гибель» есть разложение вещей на первичные начала. Следовательно, все в мире находится в процессе соединения и разложе­ния. Помимо четырех вещественных (элементарных) на­чал в мире существуют также две вещественные движу­щие силы - любовь и вражда, деятельность которых объясняет возникновение множества чувственно воспри­нимаемых вещей.

В развитии астрономических и физических взглядов Эмпедокл делает шаг вперед сравнительно с Пифагором и Парменидом. Он отличает неподвижные звезды от Движущихся планет точнее, чем Парменид, объясняет затмения прохождением между Землей и Солнцем темной Луны. Поразительны догадка Эмпедокла о том, что свету необходимо время для распространения в прост­ранстве, и указание на огромную скорость света как на причину, по которой мы не замечаем длительности этого распространения. Большой интерес представляют также биологические воззрения Эмпедокла. Он утверждал, в частности, что растения возникли самопроизвольно до возникновения животных. Существующее в настоящее время множество форм животных порождалось посте­пенно. На первой стадии возникли не животные, а от­дельные органы будущих животных. На второй стадии эти органы, случайно соединяясь, стали порождать чудо­вищные существа — сочетания разнородных частей. Но все эти чудовища погибли потому, что части их были совершенно различны. Уцелели только те, в которых ча­сти случайно оказались подходящими друг другу. Из со­хранившихся образований на третьей стадии состави­лось множество форм, по виду уже животных, но еще лишенных различий между полами. Последние появля­ются только на четвертой стадии — стадии порождений, В то время как учение Эмпедокла о «четырех корнях», о любви, вражде несет на себе печать мифологических представлений, его физика, космология, биология по су­ществу уже независимы от религии.. С середины V в. до н. э. центром философской мысли Древней Греции становятся Афины. Экономическое и политическое возвышение Афин, возглавивших в начале V в. до н. э. победоносное отражение персидского нашествия, вскоре создало здесь предпосылки для будущего блестящего развития искусства, театра и литературы. Около сере­дины V в. до н. э. при Перикле, выдающемся руководи­теле демократической державы, в Афинах появляется и философия. Ее первым крупным представителем был Анаксагор, введенный Периклом в круг ближайших сподвижников главы государства. Политические против­ники рабовладельческой демократии, стремясь подорвать авторитет Перикла, повели борьбу против Анаксагора, обвинив его в безбожии. Поводом для обвинения послу­жило утверждение Анаксагора о том, что Солнце пред­ставляет собой материальное тело. Это утверждение противоречило религиозным представлениям тех руково­дителей афинской рабовладельческой демократии, кото­рые враждебно относились к свободомыслию исследователей природы. Анаксагор был осужден на изгнание и поселился в Лампсаке (Малая Азия), где и умер.

Основная задача философии Анаксагора — согласо­вание провозглашенной элеатами вечности, нетленности истинно сущего с изменениями, движением и множест­вом, о которых свидетельствуют чувства. Мир, согласно Анаксагору, не есть единство, чуждое различий и множества. Он состоит из бесконечного числа «семян» — делимых до бесконечности частиц. В каждой вещи есть частица каждой другой. Как в «семени» находятся во­лосы, ногти, сухожилия, артерии, нервы, кости, так и во всех остальных вещах находится другое: например, в бе­лом заключается черное, в черном — белое, в тяжелом — легкое, в легком — тяжелое.

Жизнь мира, по Анаксагору, согласному в этом с Эмпедоклом и Гераклитом, есть процесс. Поэтому объяс­нить ее из одного существования частиц и их делимости невозможно. Кроме частиц необходимо признать сущест­вование отдельной от них силы, приводящей частицы в движение и производящей видимое в настоящее время состояние мира. Эту силу Анаксагор назвал «умом» (noys). Однако «ум» Анаксагора не столько целесообразно действующая и сознающая свои цели сила, сколько механическая причина, производящая одни лишь меха­нические действия.

В исходном состоянии мира все вещи были смешаны и только «ум» не был смешан ни с чем и существовал сам по себе. Затем «ум», т. е. движущая сила, коснулся этой смеси, и в ней возникло круговое движение, вслед­ствие которого стали отделяться друг от друга ранее, смешанные плотное и редкое, теплое и холодное, свет­лое и темное, сухое и влажное. Так возникли две огром­ные области: область огненного эфира — теплого, свет­лого и сухого вещества и область воздуха — вещества более плотного, холодного, темного и влажного. В даль­нейшем путем сгущения выделились облака, из обла­ков — вода, из воды — земля и из земли — камни. Земля, по Анаксагору, плоская, имеет форму барабана и дер­жится на воздухе. Светила — камни, захваченные круговращением эфира. Солнце — раскаленная глыба величиной больше Пелопоннеса. В природе господствует необ­ходимость. «Судьба» ничего не определяет в мире и есть просто пустое имя. Солнечные астрономические представления Анаксагора казались большинству афинян не только нечестивыми, но и сума­сбродными. Впечатление, производимое учением Анак­сагора, усиливалось его утверждением, что религиозные мифы в эпосе Гомера должны пониматься не буквально, а как образно выраженное понятие о доблести и справедливости. Гениальна догадка Анаксагора, объясняв­шего превосходство человеческого разума над животным в том, что человек имеет руки. Таким образом, материали­стическое учение Анаксагора явилось выдающимся за­воеванием не только философской, но и естественнона­учной мысли его времени.

В учении Эмпедокла и Анаксагора материализм при­обретает новые черты сравнительно с материализмом: ионийских ученых Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, Гераклита. Во-первых, сильно рационализируются мифологические представления, связанные с философскими понятиями. Миф становится лишь поэтической формой понятия либо иносказанием, выражающим научную философскую истину. «Любовь» и «вражда» Эмпедок­ла — больше движущие силы, чем мифические божест­венные существа. Освобождение философских понятий от мифов особенно заметно у Анаксагора. Во-вторых, изменяется понятие о материальной первооснове. для большинства милетцев и для Гераклита первооснова — одно из веществ, известных нам из наблюдений: -вода, воздух, огонь. Уже у Эмпедокла четыре «корня» (или элемента) вещей состоят из множества частиц. Еще большую роль частицы играют в физике Анаксагора, со­гласно которой вещи состоят не из элементов, а именно из частиц.

Учения Эмпедокла и Анаксагора о частицах подго­товили возникновение атомистического материализма Левкиппа и Демокрита, хотя в отличие от атомов Демо­крита частицы Эмпедокла и Анаксагора мыслились как способные к беспредельному делению.