logo
Краткий очерк истории философии учебник (2)

§ 2. Философская мысль в Индии

Феодальные общественные отношения в Индии заро­дились еще до нашей эры, но окончательную победу нового способа производства обычно относят к IV— VI вв. н. э. Завоевание Индии мусульманами в VII— VIII вв. привело к распространению ислама и усилению арабско-иранского влияния.

Переход к феодализму в Индии, как и в других странах, сопровождался усилением господства религи­озных и идеалистических учений. Главенствующее поло­жение среди этих учений занимает брахманизм, преоб­разующийся в религию индуизма. Ортодоксальный же буддизм постепенно оттесняется на второй план.

В эпоху раннего средневековья (IV—XI вв.) наи­большее развитие и распространение в Индии получили следующие девять философских систем: шесть ортодок­сальных (ньяя, вайшешика, санкхья, йога, миманса, ве­данта) и три неортодоксальных (чарвака-локаята, джайнизм и буддизм, состоящий из четырех школ — вайбхашика, саутрантика, мадхьямика и школы йогачаров). Каждая из этих школ имеет свою специфику, свою проблематику. Однако в решении основного воп­роса философии они разделяются на два направления: идеалистическое и материалистическое. Первое пред­ставлено йогой, ведантой и буддийскими школами мадхьямика и йогачара. Последовательную материали­стическую позицию занимали чарваки, остальные школы (ньяя, вайшешика, миманса, буддийские школы вайбхашика и саутрантика) также относились к мате­риалистическому лагерю, однако в трактовке ряда проб­лем гносеологии и этики делали уступки идеализму и религии. Сильные элементы материализма содержались и в философии джайнизма.

В эпоху феодализма получило дальнейшее развитие учение чарваков: некоторые из представителей этой школы к четырем первоэлементам (земля, вода, воздух и огонь) прибавляют пятый — эфир. Душа отождествля­ется ими с органами чувств и умом и признается смерт­ной, исчезающей вместе со смертью тела. Оставаясь на почве сенсуализма и признавая ощущения единственным источником знания, чарваки начинают разрабатывать теорию умозаключений. Они различают два вида умоза­ключений: а) умозаключения, основывающиеся на дан­ных чувственного восприятия, которые очень важны для познания материального мира, и б) умозаключения, не имеющие основы в данных чувственного восприятия и потому лишенные доказательной силы. К таким ложным умозаключениям чарваки относят, в частности, доказа­тельство теологов о бытии бога и бессмертии души.

Господствующее положение в философии этого пе­риода занимало, однако, идеалистическое направление. Наиболее полное воплощение идеализм получил в тру­дах брамина Шанкары (IX в.), крупнейшего представителя школы веданты. Основная идея «чистого мониз­ма» Шанкары — признание абсолютной реальности еди­ного мирового духа — брахмана. Атрибутами брахмана. Шанкара считал бытие, сознание и блаженство. Види­мый мир рассматривался им как проявление брахмана, который творит этот мир при помощи магической си­лы — майи (иллюзии). Согласно учению Шанкары, имеются два источника познания: божественное откровение, данное в Ведах и Упанишадах, и мистическая интуи­ция. Что же касается ощущений и логических рассужде­ний, то Шанкара признает их лишь подчиненными сред­ствами познания. Учение об иллюзорности и нереальности мира пропо­ведовали также мадхьямики и йогачары.

Другая влиятельная в эпоху феодализма школа ве­данты была основана в XII в. Рамануджей. Построен­ная на тех же основных положениях, что и учение Шанкары, система Рамануджи стремилась несколько смяг­чить спиритуализм Шанкары. В противовес теории «чи­стого монизма» Шанкары Рамануджа утверждал, что мир не иллюзия, а существует реально и материален, хотя и создан богом, брахманом. Несмотря на некоторое расхождение во взглядах, обе системы — Шанкары и Рамануджи, как и другие школы веданты, представ­ляют собой лишь разновидности объективного идеа­лизма.

Между материалистическим и идеалистическим на­правлениями шла непримиримая идейная борьба. Ост­рота этой борьбы видна уже из того, что вся литература школы чарваков была уничтожена, и об их учениях мы знаем лишь из полемики с ней враждебных материа­лизму авторов.

В XI—XV вв. в Индии господствуют схоластика и идеалистические учения, целью которых было обоснова­ние религиозных догматов. «Пытливость и дух дерзания — писал Дж. Неру,— уступают место формальной логике и бесплодной диалектике. И брахманизм, и буд­дизм приходят в упадок, и возникают деградированные формы культа, особенно некоторые разновидности тант­рического культа и извращения системы йоги» (Дж. Неру. Открытие Индии. М., 1955, стр. 233.). С XV—XVI вв. начинается процесс разложения феода­лизма в Индии, сопровождающийся антифеодальным движением, которое принимает вид религиозных ересей и сект, известных в Индии под названием «движение бхакти» (т. е. преданности единому верховному божест­ву, а не богам брахманистского пантеона). Среди пер­вых деятелей движения бхакти особенно выделяется фи­гура широко известного в Индии и на всем Востоке поэта Кабира (XV в.), ткача по профессии. Кабир. Он зло высмеивал духовенство, сеющее вражду между индусами и мусульманами, выступал с критикой официальной религии. Однако он верил в переселение душ и разделял некоторые другие положения индуизма. Наиболее широ­кий размах движение бхакти приняло в XVI—XVIII вв. Крупным представителем идеологии бхакти этого вре­мени был поэт Тулси Дас (1532—1624), автор всемирно известной поэмы «Рамаяна» (1575). Учения идеологов бхакти, несмотря на их религиозный характер, заклю­чают в себе прогрессивную социальную тенденцию: они выступают против кастовой системы, социального нера­венства и религиозного фанатизма.

Во второй половине XVIII в., в условиях усиления процесса разложения и упадка феодального способа производства, широкое распространение в Индии полу­чили объективно-идеалистические учения веданты, целиком поставленные на службу религиозной ортодоксии.