logo
Краткий очерк истории философии учебник (2)

Философия как составная часть буржуазной гуманистической культуры

Особенность философской мысли эпохи так называемого Возрождения — ее антисхоластический характер. Следует иметь в виду, что в течение всей рассматриваемой эпохи схоластика, как со стороны церкви, так и со сто­роны государства оставалась официальной философией и изучалась в большинстве университетов. Философия же, развивавшаяся гуманистами, в отличие от схола­стики перестала быть служанкой богословия.

Отделению философии от теологии способствовала теория двойственной истины, обособлявшая предмет науки (изучение природы) от предмета религии («спа­сение души»). Эта теория в условиях продолжавшегося господства религии и церкви получила широкое распро­странение среди передовых мыслителей изучаемой эпо­хи, способствуя формированию научного сознания и развитию материалистического направления в философии Ренессанса. Этому содействовали также возрожде­ние античных материалистических учений, в особенно­сти эпикуреизма, а в дальнейшем развитие естествозна­ния. Поскольку схоластика опиралась на выхолощенное ею учение Аристотеля, борьба против схоластизированного аристотелизма была одной из отличительных черт философии Возрождения. Средневековому аристотелизму философы-гуманисты противопоставляли не только материалистические учения античности, но иногда так­же и философию Платона и неоплатоников. Некоторые из этих философов противопоставляли схоластизированному Аристотелю подлинное учение великого Стагирита, истолковывая его в материалистическом духе. Для развития материалистического мировоззрения в изучае­мую эпоху еще большее значение имело появление на­турфилософии— учения о природе, свободного от под­чинения теологическим умозрениям. Эта натурфилософия зачастую носила пантеистический характер, т. е., не отрицая прямо существование бога, она отождеств­ляла его с природой.