logo search
Краткий очерк истории философии учебник (2)

Философия духа

Третья часть философской системы Гегеля – философия духа – посвящена рассмотрению «абсолютной идеи» на заключительном этапе ее развития, когда она, покидая природу, «возвращается» к самой себе в качестве «абсолют­ного духа», т. е. «абсолютной идеи», преодолевшей свое «отчуждение», снявшей свое отрицание (природу) и раз­вивающейся как самосознание человечества на всем протяжении всемирной истории. В природе, по Гегелю, Духовное содержание находится в постоянном конфлик­те с ограниченной и инертной материальной формой. Не то в истории человечества: здесь «эта же идея есть сущая для себя и становящаяся в себе и для себя». Таким образом, философия духа Гегеля есть идеали­стическое учение о развитии индивидуального и общественного сознания, об умственном развитии человечества вообще. Поэтому история человечества, сведенная к истории его духовного развития, оказывается в конеч­ном счете историей познания и самопознания.

Философия духа состоит из учения о субъективном духе (антропологии, феноменологии, психологии), учении об объективном духе (право, нравственность, государство) и учения об абсолютном духе как высшей сту­пени самопознания «абсолютной идеи» (искусство, ре­лигия, философия).

В антропологии речь идет об индивидуальном развитии человеческой личности, об отношении души и тела, о расовых различиях, различии человеческих возрастов, о здоровье и болезненном состоянии человеческого ор­ганизма, о характере, темпераменте и т. п. Характери­зуя отличие человека от животного, Гегель вслед за французскими просветителями указывает на первосте­пенное значение прямохождения, давая, однако, чисто идеалистическое объяснение этому факту. Правильно отмечая, что расовые различия не дают никаких осно­ваний для расизма. «Человек сам по себе разумен; в этом заключается возмож­ность равноправия всех людей, отсюда вытекает никчемность упорно отстаиваемого различения человеческих пород на привилегированные и бесправные» (Гегель. Соч., т. III, стр. 70.). Гегель тем не менее полагает, что расы и нации образуют различные ступени самоопределения «абсолютного духа», ввиду чего различия между, ними в области культурного развития в принципе непреодолимы. Исследуя человеческие возрасты, Гегель приходит к ошибочному выводу, что выступление лич­ности против существующих общественных порядков представляет собой юношеское увлечение, которое исче­зает вместе с переходом к зрелому возрасту. Взрослый человек, мужчина, по мнению Гегеля, «работает в поль­зу дела, а не во вред ему, заинтересован в сохранения существующего порядка, а не в разрушении его...» (Гегель. Соч., т. III, стр. 89). Эти отдающие филистерством рассуждения Гегеля показывают, что Гегель, как идеолог слабой немецкой буржуазии, обосновывал необходимость социального прогресса в рамках «существующего порядка», т. е. феодального строя.

Последующее развитие индивидуального сознания Гегель прослеживает в феноменологии и психологии. Здесь он приходит к заключению, что в основе индивидуального сознания лежит «объективный дух». Это по­нятие охватывает, по Гегелю, правовые и нравственные отношения, к которым немецкий идеалист относит так­же семью, гражданское общество (экономические отно­шения) и государство. Нравственность, таким образом, идеалистически истолковывается как внутреннее содер­жание и движущая сила не только правовых, но также материальных и политических отношений, различные формы которых рассматриваются как необходимые ста­дии развития объективного нравственного духа. И здесь действительные отношения ставятся Гегелем на голову. Однако в гегелевском понимании нравственности, не­сомненно, имеется и глубокая догадка об объективном характере ее развития, о связи этого процесса с раз­витием всей совокупности общественных отношений.

Поскольку сущностью духа, согласно Гегелю, явля­ется свобода, то право определяется как осуществле­ние, непосредственное бытие свободы. С этой точки зрения право противопоставляется феодальному произво­лу. Однако Гегель не видит классового характера

пра­вовых отношений, отражающих волю господствующего класса. Важнейшим выражением права является, по Гегелю, частная собственность, которая рассматривает­ся не как определенная историческая форма общест­венных отношений, а как необходимое, субстанциальное воплощение свободы.

Таким же спекулятивным путем Гегель выводит из понятия права основные черты «гражданского общест­ва», ставя на голову действительные отношения между экономическим строем и надстройкой. Государство он характеризует как высшее развитие объективного нрав­ственного духа и подлинную основу экономических отно­шений, в чем также наглядно проявляется свойственное Гегелю идеалистическое понимание общественной жиз­ни. В рамках этой идеалистической конструкции Гегель часто высказывает глубокие догадки относительно действительной сущности общественных отношений.

История человечества изображается Гегелем как прогресс в сознании свободы, которая, по его мнению, составляет внутреннюю природу человека, но лишь по­степенно, на протяжении многовековой истории осо­знается человеком, благодаря чему он и действительно становится свободным. Исторически прогрессивное зна­чение этого положения Гегеля заключалось в том, что оно обосновывало борьбу за демократию, против фео­дального произвола. Но Гегель понимал свободу пре­имущественно как свободу духа, мысли, интеллектуаль­ную свободу личности.

Всю мировую историю Гегель разделял на три ос­новные эпохи: восточную, античную и германскую. В восточном мире человек-де еще не осознал, что свобода составляет его сущность; поэтому здесь, по утвержде­нию Гегеля, все — рабы. В античном мире (Древняя Греция и Рим) некоторые уже осознали, что свобода образует их сущность; они-то и свободны в отличие от тех, которые не осознают этого и потому остаются ра­бами. Как идеалист, Гегель фактически игнорирует связь рабства с определенными экономическими усло­виями. Он выводит рабство из сознания людей, утверж­дая, что «самосознание, которое предпочитает жизнь свободе, вступает в отношение рабства» (Гегель. Введение в философию. М., 1927, стр. 92). В основе раб­ства лежит, следовательно, рабское сознание; действи­тельное отношение поставлено здесь на голову, бытие выводится из сознания. Лишь в германском, или хри­стианском, мире все, по мнению Гегеля, сознают свою духовную сущность, и поэтому здесь все свободны.

Объявляя, что свобода уже достигнута германскими народами, и прежде всего немцами, Гегель не только извращал понятие свободы, но и до крайности ограничи­вал задачи буржуазно-демократического преобразования общества. Он считает, что для достижения всеобщей свободы нет необходимости уничтожать феодальную собственность, сословия, монархию, для этого доста­точно ликвидации крепостного права, установления свободы совести и некоторых гражданских свобод, а также ограничения монархии конституцией. Конститу­ционная монархия представлялась Гегелю вершиной общественного прогресса, и это показательно для идео­лога немецкой буржуазии, приспосабливавшейся к фео­дальной реакции.

Реакционной чертой философии истории Гегеля яв­ляется возвеличение германских народов, в особенно­сти немцев, и пренебрежительное отношение к народам Востока, которые изображаются Гегелем как навсегда остановившиеся в своем развитии, не имеющие буду­щего. Изменяя диалектике, отрицающей абсолютный покой и неизменность, Гегель доказывал, что «всемирная история направляется с Востока на Запад, так как Европа есть безусловно конец всемирной истории, а Азия ее начало» (Гегель. Соч., т. VIII, стр. 98). Эти реакционные идеи впоследствии были подхвачены идеологами империализма.

Государство Гегель считает высшим воплощением свободы, шествием бога («абсолютной идеи») по зем­ле. Такое понимание государства хотя и направлено против феодального произвола, сепаратизма и партику­ляризма, вместе с тем было враждебно делу револю­ционной борьбы против существовавших в Германии феодальных государств. Поскольку государство объяв­лялось высшей разумной силой общественного разви­тия, постольку заранее осуждалась революционная инициатива «низов», народных масс в истории. Кроме того, это идеалистическое толкование сущности госу­дарства затушевывало его классовую природу. Аппарат классового господства, диктатура эксплуататорских классов идеализировались Гегелем.

Искусство, религия и философия, по учению Гегеля,— высшие формы самосознания «абсолютного ду­ха»: в них завершается всемирная история и мировой разум полностью осознает себя и самоудовлетворяется. Философию (и в известной мере также и науку вооб­ще) Гегель рассматривал как наиболее глубокое выра­жение истины, противопоставляя ее в этом отношении религии. Однако и религия, по мнению Гегеля, содер­жит абсолютную истину, но лишь в форме чувственно­го, так сказать наивного, образного, представления. Поэтому, хотя философия, по Гегелю, выше религии, содержание философии, в конечном счете, совпадает с содержанием религиозного учения, поскольку и там и тут предметом познания оказывается «абсолютная идея», выражающая в системе Гегеля и бога и мир в Целом. Гегель, следовательно, игнорирует противопо­ложность науки и религии, не видит величайшего прогрессивного значения той борьбы, которую вели естествознание и прогрессивная материалистическая фи­лософия против религиозного мировоззрения.

В гегелевской философии духа особенно ярко ска­зались свойственные этому мыслителю и немецкой бур­жуазии того времени вообще консервативные, а частью и прямо реакционные взгляды. Тем не менее было бы неправильно на этом основании совсем отрицать положительное значение этой части философской системы Гегеля и таких е произведений как «Философия истории», «Философия права», «Лекции по эстетике» и т. д. И в этих трудах имеются прогрессивные идеи теоретическое обоснование необходимости буржуазного развития Германии, и здесь обнаруживаются гениаль­ные диалектические положения. Энгельс, говоря о ге­гелевской философии истории, философии права, исто­рии философии, эстетике, отмечал, что «в каждой из этих различных исторических областей Гегель старает­ся найти и указать проходящую через нее нить развития» (К, Маркс и Ф, Энгельс. Соч., т, 21, стр. 278).