logo search
Краткий очерк истории философии учебник (2)

§ 2. «Критическая философия» и. Канта

Иммануил Кант родился в 1724 г. в семье ремеслен­ника в Кенигсберге. Здесь же Кант учился, учительст­вовал, стал профессором университета, а впоследствии и его ректором; здесь же он написал все свои труды и здесь же умер (1804).

Кант был не только философом, но и крупным уче­ным в области естествознания: космогонии, физической; географии, антропологии. В Кёнигсбергском универси­тете кроме философских дисциплин Кант преподавал ряд естественных наук.

Философское развитие Канта делится на два перио­да. В первый период (до начала 70-х годов) Кант пы­тался решать философские проблемы — вопрос о бы­тии, вопросы философии природы, философии религии, этики, логики, исходя из убеждения, что философия может быть разработана и обоснована как теоретиче­ская умозрительная наука, т. е. без обращения к

опыт­ным данным. Во второй период (с начала 70-х годов) Кант пытается строго отделить явления от вещей как они существуют сами по себе, от «вещей в себе»; по­следние, по мнению Канта, не могут быть даны в опы­те. Теперь Кант пытается доказать, что вещи сами по себе непознаваемы, что мы познаем лишь «явления» или тот способ, каким эти «вещи в себе» воздействуют на нас. В этот период Кант исследует состав, проис­хождение и границы различных функций познания. Учение, сложившееся в этот период, было учением аг­ностицизма. Сам Кант называл его «критикой разума».

Кант понимал, что это его учение ограничивает ра­зум, поскольку оно отказывает разуму в способности познать сущность вещей, оставляя за ним познание только явлений. Кант полагал, что такое ограничение разума познанием одних лишь явлений необходимо для развития науки, так как оно лишает основания всякого рода логические «доказательства» бытия бога, потусто­роннего мира и т. п. Однако Кант все же считал, что верить в бога не только можно, но и необходимо, так как без веры нельзя примирить требование нравствен­ного сознания с существованием зла.

В философском развитии Канта отразилась слабость современного ему немецкого бюргерства. Кант не верит в то, что зло, существующее в общественной жизни, мо­жет быть устранено. Он ищет утешения в вере: гармо­ния и нравственный порядок возможны не в реальной эмпирической жизни, а в мире «умопостигаемом». «Умопостигаемый» («интеллигибельный») мир только мыслим, но непостижим. Научное постижение, или по­знание,— рассудочное, а не разумное. Вера в бога — гарантия того нравственного порядка, который не мо­жет быть найден в эмпирическом мире.

Но если результат, к которому пришел Кант во вто­рой период своего развития, играл на руку вере, то путь, по которому Кант шел к этому результату, моти­вы, по которым Кант предпринял свою «критику» разума, имели глубокие гносеологические корни и зача­стую находились в противоречии со стремлением найти источник веры в постулатах практического разума. На этом пути он пытался: 1) выяснить источники различ­ных видов знания — научного и философского; 2) выяс­нить, на чем основывается достоверность знания в ма­тематике и естествознании; 3) исследовать формы и ка­тегории научного мышления и т. д.

Так как основной задачей философии во второй пе­риод своего развития Кант признал критику разума и других способностей познания, то впоследствии филосо­фию Канта периода после 70-х годов стали называть «критической», а самый этот период — «критическим». А так как до начала 70-х годов «критика» в философии Канта только еще намечалась, но не главенствовала, то первый период философского развития Канта стали называть «докритическим».