logo search
Краткий очерк истории философии учебник (2)

Декабристы-идеалисты

Часть декабристов придерживалась религиозных воззрений, признавала учение церкви о божественном промысле и провидении. П. Бобрищев-Пушкин, возглавивший на каторге так на­зываемую религиозную конгрегацию, утверждал, что мир создан богом, дар слова человек получил вместе с разумной и бессмертной душой от божественного духа. Е. П. Оболенский увлекался идеалистическим учением Шеллинга. Из записей М. С. Лунина видно, что он при­знавал бессмертие души, божественное провидение, хо­тя считал его непознаваемым.

В религиозную оболочку были облечены республи­канские идеи в «Воззвании» Бестужева-Рюмина, в «Православном катехизисе» Муравьева-Апостола, в «Любопытном разговоре» Н. Муравьева, где со ссылка­ми на священное писание утверждалось, что бог создал человека «по подобию своему», «не учреждая зла», по­этому «злая власть не может быть от бога» («Избранные социально-политические и философские произведения декабристов в трех томах», т. I, стр. 330, 331.) и под­лежит уничтожению