logo search
Учебник

Оглавление

Тема 1. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ И ФИЛОСОФСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ И ЕЕ ПРОБЛЕМАТИКА 5

§ 1. «Определения» философии 5

§ 2. Функции философии 9

§ 3. Философская проблематика 10

§ 4. Предмет философского исследования 12

§ 5. Методы философии 14

Тема 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА 17

§ 1. Мифологическое сознание. Генезис философии 17

§ 2. Философия Древней Индии 19

§ 3. Древнекитайская философия 28

Тема 3. Античная философия 32

Введение 32

§ 1. Причины генезиса и истоки античной философии 33

§2. Досократовская философия 36

§ 3. Античная философия классического периода 41

§ 4. Эллинистический период античной философии 51

Тема 4. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ 56

Введение 56

§1. Раннехристианская философия: апологетика, патристика 57

§2. Схоластическая философия 63

Заключение 69

Дополнительная литература 71

Тема 5. Философия эпохи Возрождения 72

§ 1. Характеристика эпохи 72

§ 2. Гуманизм эпохи Возрождения 74

§ 3. Философия эпохи Реформации 77

§ 4. Неоплатонизм и натурфилософия 78

§ 5. Философия государства и права. Социальный утопизм 80

Тема 6. Философия Нового времени 85

§ 1. Социокультурные основания философии Нового времени 85

§ 2. Экспериментально-индуктивный метод познания Ф. Бэкона 87

§ 3. Рационалистическая философия Р. Декарта 90

§ 4. Проблема субстанции в философии Нового времени 92

§ 5. Учения о социальной организации 94

Тема 7. Философия эпохи Просвещения 96

§ 1. Социокультурные основания и общие принципы философии Просвещения 96

§ 2. Проблемы теории познания и культуры 99

§ 3. Атеизм философов эпохи Просвещения 100

§ 4. Антрополого-культурологические взгляды идеологов Просвещения 102

Тема 8. Немецкая классическая философия 109

§ 1. Значение философских исследований И.  Канта 110

§ 2. Значение проекта наукоучения И.Г. Фихте 115

§ 3. Значение системы трансцендентального идеализма Ф.В. Шеллинга 116

§ 4. Значение системы абсолютного идеализма Г.В.Ф. Гегеля 117

§ 5. Значение критики результатов философских исследований немецкой классики Л. Фейербахом 122

Тема 9. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ МАРКСИСТСКОЙ ФИЛОСОФИИ 124

§ 1. Становление философии марксизма как деятельностного гуманизма 124

§ 2. Критика ограниченности философии классического марксизма 131

§ 3. Анализ и критика русского марксизма 138

Тема 10. Русская философия 146

§ 1. Человек и мир в русской философии 149

§ 2. Судьба России 157

Тема 11. Философия жизни 167

§ 1. Человек и мир в философии Артура Шопенгауэра 167

§ 2. Фридрих Ницше - мученик познания 170

§ 3. Анри Бергсон и философия длительности 172

Тема 12. Психоанализ: фрейдизм и постфрейдизм 176

Введение 176

§ 1. Философское значение творчества З. Фрейда 178

§ 2. Новации психодинамического направления: Альфред Адлер и Карл Густав Юнг 184

Тема 13. Феноменология 195

Введение 195

§ 1. Эдмунд Гуссерль 197

§ 2. Макс Шелер 201

§ 3. Мартин Хайдеггер 203

§ 4. Морис Мерло-Понти 211

Тема14. Экзистенциализм 213

Введение 213

§ 1. Сёрен Кьеркегор 215

§ 2. Мартин Хайдеггер 218

§ 3. Карл Ясперс 220

§ 4. Жан-Поль Сартр 222

§ 5. Альбер Камю 227

Тема 15. Современная западная религиозная философия 231

§ 1. Особенности современной религиозной мысли 231

§ 2. Неотомизм 232

§ 3. Жак Маритен (1882-1973) 234

§ 4. Пауль Тиллих (1886–1965) 241

Тема 16. ПОСТМОДЕРНИЗМ 249

§ 1. Общая характеристика и основные понятия постмодернизма 249

§ 2. Культура модерна и культура постмодерна 250

§ 3. Философия основных представителей постмодернизма 257

Тема 1. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ И ФИЛОСОФСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ И ЕЕ ПРОБЛЕМАТИКА

§ 1. «Определения» философии

Вводная тема посвящена следующим вопросам: что такое философия; что она изучает, для чего она нужна, какое место занимает философия в структуре человеческих знаний и т. д.

Надо отметить, что задать подобные вопросы гораздо легче, чем на них ответить. В чем сложность ответов на эти, казалось бы, элементарные вопросы? По‑видимому, надо спросить специалистов, т.е. философов и они нам ответят. Но как писал В. Виндельбанд: «Если мы обратимся к истории с вопросом о том, что, собственно, есть философия, и справимся у людей, которых называли и теперь еще называют философами, об их воззрениях на предмет их занятий, то мы получим самые разнообразные и бесконечно далеко отстоящие друг от друга ответы; так что попытка выразить это пестрое многообразие в одной простой формуле и подвести всю эту неопределенную массу явлений под единое понятие была бы делом совершенно безнадежным».

Совершенно справедливо можно заметить, что у В. Виндельбанда речь идет об истории и философах давно ушедших, но, дело в том, что и у нынешних философов по данным вопросам нет единодушия. Действительно, может быть правы те, кто считает, что философия - это собрание текстов об абстрактных, непонятных сущностях, не имеющих никакого отношения к реалиям земной жизни.

Итак, почему же сложно добиться простых и однозначных ответов на эти вопросы?

Первая сложность, с нашей точки зрения, аналогична той, с которой можно столкнуться, если попытаетесь объяснить человеку, не умеющему считать и не знающему что такое число, что есть математика и что она изучает. Это в общем‑то общая трудность для всех научных дисциплин при объяснении своего предмета. Человеку вначале надо знать некоторые азы той или иной науки, прежде чем ему удастся объяснить, что же она из себя представляет.

Следующие две трудности более специфичны. Специфичны в том смысле, что характерны только для философии, хотя они существуют и в других науках, но не так проявлены. Первая специфическая трудность состоит в том, что в разные исторические эпохи философия объективно играла разные роли и ее предмет и методы были созвучны историческому времени.

Вторая специфическая трудность заключается в том, что даже в одно и то же историческое время существовали различные философские школы и направления, которые по-разному отвечали на эти вопросы.

Исходя из выше названных трудностей определения философии, мы опишем наиболее широко распространенные в настоящее время дефиниции. Но вначале необходимо сказать несколько слов о процедуре определения.

Определение (дефиниция) – это логическая операция над понятием, посредством которой устанавливаются его существенные свойства и отличия от других понятий. Наиболее точные и поэтому наиболее часто встречающиеся в науке определения – это определения через род и видовые отличия. Их сущность заключается в том, что определяемое понятие подводится под общее, родовое понятие (стол - мебель, яблоко - фрукт и т. д.), а затем задается перечисление видовых признаков, отличающих определяемый предмет от других предметов, входящих в тот же класс или множество, описанное родовым понятием (т. е. необходимо описать признаки, отличающие стол от стульев, буфетов, диванов, шкафов и т. д.).

В качестве родовых понятий философии в истории да и современной литературе можно встретить достаточно широкий набор: «наука», «мировоззрение», «искусство», «форма общественного сознания» и т. д.

Наиболее часто философию пытаются подвести под понятия либо науки, либо мировоззрения.

Отнесение философии к определенному виду науки основывается на том «эмпирическом» факте, что любая философская система может быть представлена как система знаний. Причем такая система знаний, которая с самого начало может быть противопоставлена мнению (doxa) как наука, знание (episteme). Видовые отличия философии от других научных дисциплин при таком подходе сводятся к всеобщности, целостности, универсальности философских знаний.

Понимание философии как науки основано на традиции. Очень долгое время понятия «философия» и «наука» выступали синонимами. В этом отношении достаточно вспомнить, что основной труд по физике И. Ньютона носит название «Математические начала натуральной философии». Но уже во времена Ньютона начинается процесс дифференциации, «размежевания» естественнонаучных дисциплин и философии, который в конце XIX в. приобрел окончательные формы. Очень многие проблемы и вопросы, которые раньше считались философскими, в это время переходят под «юрисдикцию» научных дисциплин. Однако даже философские направления и школы, которые признавали и признают философию как вид науки, по-разному трактовали и трактуют ее специфику, задачи и видовые отличия.

Дефиниция, характерная для марксистской философии: «Философия - это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человека», - лишь одно из возможных определений философии как науки. Например, неопозитивизм (одно из философских теченийXX в.) полагал, что основная задача философии – анализ языка науки, разработка идеалов и методологии научного познания. Все остальные проблемы и задачи философии, неопозитивистами рассматривались как ненаучные, метафизические, а следовательно, и не имеющие ни какого отношения к философии как науке.

Как науку философию понимали Э. Гуссерль, У. Куайн и многие другие знаменитые философы, но видовая специфика в определениях философии у каждого из них своя.

Действительно, между философией и наукой много общего: стремление к обоснованности и доказательности положений, системная организация знаний, методологическая рефлексия над способами деятельности и т. д. Но есть и много характеристик, которые позволяют говорить о том, что это разные сферы духовной деятельности. Например, если для науки характерно стремление к объективности и однозначности, то философия всегда субъективна, личностна и не исключает существования широкого разброса мнений по одним и тем же вопросам. Если наука всегда стремится к безоценочному знанию, то философия дает оценки и производит духовные ценности. Реально существующее различие между наукой и философией давало и дает основание многим философам утверждать, что философия не является наукой (например: Ф. Ницше, М. Хайдеггер, Н. Бердяев и др.).

В попытке дать философии родовидовое определение, в настоящее время доминирует подход, который связывает философию с понятием «мировоззрение». Данного подхода придерживаются, например, авторы двухтомного учебника «Введение в философию: Учебник для вузов. - М.: Политиздат, 1990». В нем говорится, что «Философия – теоретически сформулированное мировоззрение. Это система самых общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру. ... В отличие от мифологических и религиозных традиций философская мысль избрала своим ориентиром не слепую, догматическую веру, не сверхъестественные объяснения, а свободное, критическое, основанное на принципах разума размышление о мире и человеческой жизни».

Под мировоззрением обычно понимают совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

Мировоззрение имеет сложную структуру. В мировоззрении выделяют как минимум три компонента: миропонимание или познавательный компонент, ценностно-нормативный компонент или «мирооценку», мироощущение или эмоционально-волевой компонент. Близким к определению философии через мировоззрение является ее определение как формы общественного сознания (См.: Общественное сознание и его формы. М., 1986.). Так в философской энциклопедии философию определяют как «форму общественного сознания, направленную на выработку целостного взгляда на мир и на место в нем человека и исследующую вытекающие отсюда познавательные, ценностные, этические иэстетические отношения человека к миру. Философия выполняет мировоззренческую и методологическую функции, которыене берут на себя ни отдельные специальные науки, ни совокупность конкретно-научного знания в целом. Выполнение этихфункций предполагает систему идей, которые выражают определенное отношение человека к миру и мира к человеку и определяют совокупность исходных ориентиров, обусловливающих программу социального поведения человека».

Наука участвует, главным образом, в формировании миропонимания посредством конструирования «научной картины мира». Философия принимает участие в разработке всех компонентов мировоззрения. Это основное отличие определения философии как мировоззрения от ее определения в качестве вида науки.

Однако отказ от претензий на научность в рассматриваемом подходе все же оставляет главенствующее место в философии Разума и почти полностью исключает философскую интуицию, веру, в конце концов, личность и свободу философа за «скобками» философии. В истории мышления реально существовало и существует множество различных учений, школ, течений и направлений, которые в какой-то мере солидарны друг с другом, а в чем-то противоречат, борются, опровергают друг друга. Как писал Мартин Хайдеггер: «А мировоззрение? Что оно такое, как не личное убеждение отдельного мыслителя, приведенное в систему и на некоторое время сплачивающее горстку приверженцев, которые вскоре сами построят свои системы? Не обстоит ли тогда дело с философией, словно на какой-то большой ярмарке?». Поэтому, хотя определения философии через понятие «мировоззрение» более точно, чем посредством понятия «наука», оно не может в полной мере охватить реально существовавшие и существующие философские учения.

Как отмечено выше, существуют и другие попытки дать философии явное определение. Например, А. Шопенгауэр подчеркивал, что «Философ никогда не должен забывать, что философия есть искусство, а не наука».

Однако, существует мнение, что философии вообще невозможно дать не только определение через род и видовые отличия, но и вообще никакое явное определение. Философии, с точки зрения этой позиции, можно давать лишь контекстуальные определения, т. е. через контекст. Так, М. К. Мамардашвили писал, что «… философию нельзя определить и ввести в обиход просто определением или суммой сведений о какой-то области, этим определением выделенной. Ибо она принадлежит к таким предметам, природу которых мы все знаем, лишь мысля их сами, когда мы уже в философии. Попытка же их определить чаще всего их только затемняет, рассеивая нашу первоначальную интуитивную ясность».

В данном подходе философия предстает как вполне самостоятельное явление человеческой культуры, не сводимое ни к каким иным сферам человеческого бытия. Именно исходя из этой сферы, можно определять и обосновывать и науку, и различные виды мировоззрений.

Иногда, с точки зрения этого направления, говорят о философии как об особом настроении, в котором переживается весь мир в целом, и вся жизнь человека как индивида и как рода. Или, образно говоря словами Новалиса: «Философия есть, собственно, ностальгия, тяга повсюду быть дома».

Очень часто представители данного направления (экзистенциально-персоналистский подход - см., например: Радугин А. А. Философия: курс лекций. М., 1998. С. 26-27.) склонны вообще отрицать общезначимость философии. С их точки зрения философия рождается из чувства неудовлетворенности и беспокойства и является результатом усилий мыслителя снять эти негативные эмоции. Каждая личность создает свою философскую систему. Сколько личностей, столько может быть и философских систем. На каждой значительной философской системе лежит печать личности философа.

Попытка придать философии как мировоззрению всеобщность и значимость приводит, по мнению многих философов, не только к утрате индивидуальности в философии, но и к насилию над реальностью. Так современный философ А. Швейцер полагает, что именно выработка взглядов, определяющих общее понимание мира, приводила к насилию над действительностью в духе мировоззрения, причем в двояком смысле. Выработанные мышлением воззрения ставились выше фактов естествознания и одновременно провозглашались идеалы, призванные изменить существующие взгляды и условия жизни людей. Такого рода построения, когда факты не признавались, а идеалы провозглашались, были чужды реальности, насиловали действительность в духе мировоззрения (Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992. – С. 46.).

Как о неком настроении или отношении говорит и этимология слова «философия». В переводе с древнегреческого оно означает любовь к мудрости, любомудрие. В таком понимании явлено парадоксальное единство во многих моментах иррациональной любви и высшего проявления разума – мудрости; единство неповторимо личностного и общемирового, космического.