§ 3. Рационалистическая философия р. Декарта
Рене Декарт обогатил философию Нового времени многими важными идеями, концепциями. Особо следует выделить формулировку и обоснование им огромного значения для познания рационалистической дедукции.
Рене Декарт (1596-1650) - основоположник французской философии и философии Нового времени. Жизнь этого философа была очень плодотворной. Он получил великолепное для своего времени образование в иезуитской коллегии-школе Ла-Флеш. После этого он много путешествовал, одно время был военным, затем много занимался собственным математическим образованием. Интересовался проблемами различных наук и философии. Около него постепенно собрался круг единомышленников, из которого со временем возникла Французская академия наук. С 1629 г. почти безвыездно Р. Декарт жил в Нидерландах и занимался разработкой собственных научных и философских идей. Основные произведения философа: «Рассуждения о методе» (1637 г.), «Метафизические рассуждения о первой философии» (1641 г.), «Начала философии» (1644 г.), «Срасти души» (1649 г.). Следует подчеркнуть особо, что Р. Декарт вошел в историю не только как выдающийся философ, но и как гениальный математик.
Рене Декарта часто называют «отцом философии Нового времени». Это связано с тем, что он является основоположником рационализма, который был одним из ведущих направлений в разработке гносеологии данного периода.
Рационализм объединяет совокупность таких философских учений, в которых разуму, а не чувствам человека отводится ведущая роль в познании. Истоки рационализма усматриваются в теоретических изысканиях античной философии, но только в Новое время это направление в развитии гносеологии получило серьезную идейную разработку. Помимо Декарта рационалистами были в данную эпоху Б. Спиноза и Г. В. Лейбниц.
Рационализм Р. Декарта опирается на его рационалистический метод. Проблема поиска оптимального метода познания в то время имела особую актуальность в связи с потребностями развивающегося опытного естествознания. Р. Декарт был не только философом, но и ученым, поэтому данный вопрос его особенно волновал.
Декарт считал: «Вся философия подобна дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви, исходящие от этого ствола, - все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике». Он выступал за единство всего имеющегося знания. Единство наук дает философия, при этом фундаментальным основанием для этого служит метафизика.
Если эмпирическая методология Ф. Бэкона утверждала зависимость метафизики от результатов физической науки, то у Р. Декарта все иначе. Исследователь, по Декарту, прежде чем приступать к физическим исследованиям, необходимо должен усвоить принципы метафизики и опираться на них в своих изысканиях, проверяя полученное при этом знание по возможности и опытным путем.
Свои теоретические изыскания в области гносеологии Р. Декарт стремился возвести на предельно обобщенный уровень. Особое значение ввиду этого в познании он отводил математике. Она у Р. Декарта получила статус всеобщей науки («всеобщей математики»). Методологические и математические исследования, по Р. Декарту, должны предшествовать конкретно-научным.
При исследовании познавательной проблемы необходимо, по возможности, разделить ее на подпроблемы, а потом каждый такой вопрос – на наиболее простые элементы. Познание предмета исследования должно затем двигаться от простого к сложному. При этом следует допускать, что имеется определенный порядок и связь «даже среди тех предметов, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу».
Истинным, по Р. Декарту, является то, что познается с предельной очевидностью и четкостью, что не оставляет больше у познающего сомнений. Ввиду этого особое значение у него в познании имеет интеллектуальная интуиция, интеллектуальный свет, выражаясь словами этого философа. Она у него не носит иррациональный смысл, так как есть лишь фундамент для последующей цепи дедуктивных, чисто интеллектуальных выводов. Человек – существо, прежде всего, мыслящее («мыслю, следовательно, существую»). Разум – ведущее начало в познании.
Новое время характеризуется борьбой рационализмаиэмпиризма в гносеологии. Эмпиризм в лице, прежде всего Ф. Бэкона и Дж. Локка, отводил чувствам, чувственному опыту («эмпирии») решающую роль в процессе познания. Сенсуализм – это радикальная разновидность эмпиризма, когда все познание выводится исключительно из чувственных восприятий. Например, Дж. Локк – сенсуалист отстаивал тезис: «Нет ничего в интеллекте, чего ранее не было бы в чувстве».
- Оглавление
- § 2. Функции философии
- § 3. Философская проблематика
- § 4. Предмет философского исследования
- § 5. Методы философии
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 2. Возникновение философии. Философия древнего востока § 1. Мифологическое сознание. Генезис философии
- § 2. Философия Древней Индии
- 2.1. Индийская мифология. Мифологические предпосылки индийской философии
- 2.2. Буддизм
- 2.3. Джайнизм
- § 3. Древнекитайская философия
- 3.1. Мифологические предпосылки Древнекитайской философии
- 3.2.Конфуцианство (жу цзя - литераторы, школа ученых книжников)
- 3.3. Даосизм
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 3. Античная философия Введение
- § 1. Причины генезиса и истоки античной философии
- §2. Досократовская философия
- §3. Античная философия классического периода
- § 4. Эллинистический период античной философии
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 4. Средневековая философия Введение
- §1. Раннехристианская философия: апологетика, патристика
- Символ веры
- §2. Схоластическая философия
- Заключение
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 5. Философия эпохи Возрождения § 1. Характеристика эпохи
- § 2. Гуманизм эпохи Возрождения
- § 3. Философия эпохи Реформации
- § 4. Неоплатонизм и натурфилософия
- § 5. Философия государства и права. Социальный утопизм
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 6. Философия Нового времени § 1. Социокультурные основания философии Нового времени
- § 2. Экспериментально-индуктивный метод познания ф. Бэкона
- § 3. Рационалистическая философия р. Декарта
- § 4. Проблема субстанции в философии Нового времени
- § 5. Учения о социальной организации
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 7. Философия эпохи Просвещения § 1. Социокультурные основания и общие принципы философии Просвещения
- § 2. Проблемы теории познания и культуры
- § 3. Атеизм философов эпохи Просвещения
- § 4. Антрополого-культурологические взгляды идеологов Просвещения
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 8. Немецкая классическая философия
- § 1. Значение философских исследований и. Канта
- § 2. Значение проекта наукоучения и.Г. Фихте
- § 3. Значение системы трансцендентального идеализма ф.В. Шеллинга
- § 4. Значение системы абсолютного идеализма г.В.Ф. Гегеля
- § 5. Значение критики результатов философских исследований немецкой классики л. Фейербахом
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 9. Возникновение и развитие основных положений марксистской философии §1.Становление философии марксизма как деятельностного гуманизма
- § 2. Критика ограниченности философии классического марксизма
- § 3. Анализ и критика русского марксизма
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 10. Русская философия
- И.А. Ильин
- § 1. Человек и мир в русской философии
- § 2. Судьба России
- Контрольные вопросы:
- Дополнительная литература
- Тема 11. Философия жизни § 1. Человек и мир в философии Артура Шопенгауэра
- § 2. Фридрих Ницше - мученик познания
- § 3. Анри Бергсон и философия длительности
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 12. Психоанализ: фрейдизм и постфрейдизм Введение
- § 1. Философское значение творчества з. Фрейда
- § 2. Новации психодинамического направления: Альфред Адлер и Карл Густав Юнг
- Контрольные вопросы:
- Дополнительная литература
- Тема 13. Феноменология
- Введение
- § 1. Эдмунд Гуссерль
- § 2. Макс Шелер
- § 3. Мартин Хайдеггер
- § 4. Морис Мерло-Понти
- Контрольные вопросы:
- Дополнительная литература
- Тема14. Экзистенциализм Введение
- §1. Сёрен Кьеркегор
- § 2. Мартин Хайдеггер
- § 3. Карл Ясперс
- § 4. Жан-Поль Сартр
- § 5. Альбер Камю
- Контрольные вопросы:
- Дополнительная литература
- Тема 15. Современная западная религиозная философия § 1. Особенности современной религиозной мысли
- § 2. Неотомизм
- § 3. Жак Маритен (1882-1973)
- § 4. Пауль Тиллих (1886–1965)
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 16. Постмодернизм § 1. Общая характеристика и основные понятия постмодернизма
- § 2. Культура модерна и культура постмодерна
- § 3. Философия основных представителей постмодернизма
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература