logo
Учебник

§ 3. Карл Ясперс

Карл Ясперс (1883-1969) – профессор психиатрии и профессор философии в Гейдельберге. Ясперса можно охарактеризовать так: гуманист и либерал, тесно дружил с Хайдеггером и Шелером, сформировался под влиянием философии Хайдеггера, Макса Вебера и философии жизни Дильтея, имел либерально-демократические взгляды, был сторонником активных реформ государства, образования, университета. Он активно преподавал, исследовал и публиковался после первой мировой войны и до прихода нацистов к власти 1937 году. Затем Ясперс подвергся преследованиям нацистов из-за того, что был женат на еврейке, с 1943 г. был наложен запрет на публикацию его работ. После войны начался второй плодотворный и активный период, Ясперс вновь стал преподавать в Гейдельберге и Базеле, где он занялся исследованием работ Ницше и написал еще ряд философских и социально-политических работ, оказавших влияние на формирование нового общественного сознания и демократического порядка в Германии и за ее пределами.

Ясперс одним из первых вообще употребил понятие Existenzphilosophie- экзистенциальной философии, которую он развивал с самых ранних работ, как он свидетельствует в своей «Философской автобиографии». Главные темы экзистенциальной философии Ясперса – вопросы о мире, данном человеку, о неизбежных пограничных ситуациях (смерть, страдание, вина, борьба и противостояние), об основных чертах эпохи. Основное понятие Ясперса – экзистенция. Это понятие возникает, говорит Ясперс, тогда, когда человек задает предельный философский вопрос: Что противостоит целостному бытию мира? Ему противостоит особое бытие:

«Это бытие и есть я сам в качестве экзистенции. Она – есть я, поскольку я не становлюсь объектом. В ней я знаю себя в качестве независимого – правда, при этом я не могу видеть того, что я называю своим Я. Но исходя из такой возможности я живу; только осуществляя ее, я есть сам... Итак, не мое наличное бытие есть экзистенция, но человек в наличном бытии – возможная экзистенция» (JaspersK.Philosophie.Bd. II. S.1; Bd. I.S. 28).

«Высвечивание экзистенции» (Existenzerhellung) нужно нам, людям, чтобы обрести свою сущность. Экзистенция сопряжена с поисками непреходящего смысла бытия, с заботой о наличном бытии. Экзистенция высвечивается в ситуациях заботы, боли, вины и страдания, через коммуникацию с другими людьми, в пограничных ситуациях, когда мы словно сталкиваемся со стеной и не в силах что-либо изменить. Главное в экзистенции – свобода. Вот почему она не обнаружима в предметно-вещном мире, подчиненном необходимости. Сама суть экзистенции – свобода, неподвластность объективации, овеществлению.

«Наличное бытие эмпирически «здесь» (da), а экзистенция налична только в качестве свободы» (JaspersK.Philosophie.Bd. I-III. Bd. I. S. 28).

Истинно человеческая экзистенция лишь тогда «налична», когда человек действует как свободное существо, не давая самому себе и другим людям превратить себя в объект манипулирования. Этот мотив нашел развитие также и в философии Хайдеггера и Сартра.

Философия Ясперса отличается от всех других разновидностей экзистенциализма (скажем, французского экзистенциализма Ж.‑П. Сартра, А. Камю, Г. Марселя) и философии, близкой к экзистенциализму (например, от философии Хайдеггера), своей приверженностью рационализму, науке, демократии. Правда, при этом Ясперс критически относился к некоторым центральным идеям классического рационализма, например, не принимал ее самоуверенный сциентизм. Результатом сциентизма стало, по мнению Ясперса, невнимание к целостности бытия, раздробленность мира и пренебрежение философией. Философия жизненно необходима, поскольку мир надо осмыслить, чтобы ориентироваться в нем. Ориентирование в мире можно разделить на научно-исследовательское и философское, оба вида принципиально важны для человечества, оба принадлежат сущности человека. Наука, объективное познание мира наукой дает ему теоретическое и практическое ориентирование в мире. В результате человек выстраивает картину мира. Философское ориентирование необходимо и для науки, и для практики, ибо оно предупреждает против превращения какой-либо картины мира, которую в тот или иной момент предлагает наука, в абсолютную и окончательную.

Важнейшие ориентиры для этого - разум и вера, обретение разума, который не попадает в тупик ограниченностей рассудка, преобразование разума и обретение философской веры, которая отлична и от веры откровения и от сциентистской веры в науку. Философская вера – это вера в истину, исходя из которой человек живет в процессе длительного осмысления и самоопределения. Философская вера, в отличие от веры религиозной и научной веры, «принудительной веры в общезначимость научного знания», не занимается пропагандой и оставляет каждого человека свободным в его решениях, поэтому значима как путь самоопределения себя самого и равноправная возможность для другого также самоопределяться.

Идеи и концепты Ясперса на первый взгляд абстрактны, но, тем не менее, имеют несомненную ценность в совокупности с коренными проблемами культуры, постановкой экзистенциальных вопросов, постановкой диагноза эпохе, духовной ситуации времени, в которое жил Ясперс, с социально-политическими проблемами, такими как поражение демократии, права человека, свобода личности и нацизм и пр. Участие Ясперса в осмыслении послевоенного состояния Германии – ярчайший пример связывания философии и политики. Ясперс – один из тех, кто остро поставил вопрос о признании и осмыслении «немецкой вины» и ответственности немецкого народа в кризисе демократических идеалов классической рациональности, веры в разум и волю. Понятие «вины» - одна из важных категорий экзистенциализма Ясперса. Настаивая на необходимости покаяния нации перед Европой и миром, Ясперс включал в число виновных и себя, несмотря на то, что не сотрудничал с «наци» и сам подвергался преследованиям, запрету преподавания, публикации, политико-общественной деятельности. Он говорил: «мы виноваты», «наша вина». «За двенадцать лет с нами произошло что-то, что было как бы переплавкой нашей сущности... То, что мы выжили, это как чудо... И мы хотим заслужить покаянием спасенную нам жизнь».