§ 3. Карл Ясперс
Карл Ясперс (1883-1969) – профессор психиатрии и профессор философии в Гейдельберге. Ясперса можно охарактеризовать так: гуманист и либерал, тесно дружил с Хайдеггером и Шелером, сформировался под влиянием философии Хайдеггера, Макса Вебера и философии жизни Дильтея, имел либерально-демократические взгляды, был сторонником активных реформ государства, образования, университета. Он активно преподавал, исследовал и публиковался после первой мировой войны и до прихода нацистов к власти 1937 году. Затем Ясперс подвергся преследованиям нацистов из-за того, что был женат на еврейке, с 1943 г. был наложен запрет на публикацию его работ. После войны начался второй плодотворный и активный период, Ясперс вновь стал преподавать в Гейдельберге и Базеле, где он занялся исследованием работ Ницше и написал еще ряд философских и социально-политических работ, оказавших влияние на формирование нового общественного сознания и демократического порядка в Германии и за ее пределами.
Ясперс одним из первых вообще употребил понятие Existenzphilosophie- экзистенциальной философии, которую он развивал с самых ранних работ, как он свидетельствует в своей «Философской автобиографии». Главные темы экзистенциальной философии Ясперса – вопросы о мире, данном человеку, о неизбежных пограничных ситуациях (смерть, страдание, вина, борьба и противостояние), об основных чертах эпохи. Основное понятие Ясперса – экзистенция. Это понятие возникает, говорит Ясперс, тогда, когда человек задает предельный философский вопрос: Что противостоит целостному бытию мира? Ему противостоит особое бытие:
«Это бытие и есть я сам в качестве экзистенции. Она – есть я, поскольку я не становлюсь объектом. В ней я знаю себя в качестве независимого – правда, при этом я не могу видеть того, что я называю своим Я. Но исходя из такой возможности я живу; только осуществляя ее, я есть сам... Итак, не мое наличное бытие есть экзистенция, но человек в наличном бытии – возможная экзистенция» (JaspersK.Philosophie.Bd. II. S.1; Bd. I.S. 28).
«Высвечивание экзистенции» (Existenzerhellung) нужно нам, людям, чтобы обрести свою сущность. Экзистенция сопряжена с поисками непреходящего смысла бытия, с заботой о наличном бытии. Экзистенция высвечивается в ситуациях заботы, боли, вины и страдания, через коммуникацию с другими людьми, в пограничных ситуациях, когда мы словно сталкиваемся со стеной и не в силах что-либо изменить. Главное в экзистенции – свобода. Вот почему она не обнаружима в предметно-вещном мире, подчиненном необходимости. Сама суть экзистенции – свобода, неподвластность объективации, овеществлению.
«Наличное бытие эмпирически «здесь» (da), а экзистенция налична только в качестве свободы» (JaspersK.Philosophie.Bd. I-III. Bd. I. S. 28).
Истинно человеческая экзистенция лишь тогда «налична», когда человек действует как свободное существо, не давая самому себе и другим людям превратить себя в объект манипулирования. Этот мотив нашел развитие также и в философии Хайдеггера и Сартра.
Философия Ясперса отличается от всех других разновидностей экзистенциализма (скажем, французского экзистенциализма Ж.‑П. Сартра, А. Камю, Г. Марселя) и философии, близкой к экзистенциализму (например, от философии Хайдеггера), своей приверженностью рационализму, науке, демократии. Правда, при этом Ясперс критически относился к некоторым центральным идеям классического рационализма, например, не принимал ее самоуверенный сциентизм. Результатом сциентизма стало, по мнению Ясперса, невнимание к целостности бытия, раздробленность мира и пренебрежение философией. Философия жизненно необходима, поскольку мир надо осмыслить, чтобы ориентироваться в нем. Ориентирование в мире можно разделить на научно-исследовательское и философское, оба вида принципиально важны для человечества, оба принадлежат сущности человека. Наука, объективное познание мира наукой дает ему теоретическое и практическое ориентирование в мире. В результате человек выстраивает картину мира. Философское ориентирование необходимо и для науки, и для практики, ибо оно предупреждает против превращения какой-либо картины мира, которую в тот или иной момент предлагает наука, в абсолютную и окончательную.
Важнейшие ориентиры для этого - разум и вера, обретение разума, который не попадает в тупик ограниченностей рассудка, преобразование разума и обретение философской веры, которая отлична и от веры откровения и от сциентистской веры в науку. Философская вера – это вера в истину, исходя из которой человек живет в процессе длительного осмысления и самоопределения. Философская вера, в отличие от веры религиозной и научной веры, «принудительной веры в общезначимость научного знания», не занимается пропагандой и оставляет каждого человека свободным в его решениях, поэтому значима как путь самоопределения себя самого и равноправная возможность для другого также самоопределяться.
Идеи и концепты Ясперса на первый взгляд абстрактны, но, тем не менее, имеют несомненную ценность в совокупности с коренными проблемами культуры, постановкой экзистенциальных вопросов, постановкой диагноза эпохе, духовной ситуации времени, в которое жил Ясперс, с социально-политическими проблемами, такими как поражение демократии, права человека, свобода личности и нацизм и пр. Участие Ясперса в осмыслении послевоенного состояния Германии – ярчайший пример связывания философии и политики. Ясперс – один из тех, кто остро поставил вопрос о признании и осмыслении «немецкой вины» и ответственности немецкого народа в кризисе демократических идеалов классической рациональности, веры в разум и волю. Понятие «вины» - одна из важных категорий экзистенциализма Ясперса. Настаивая на необходимости покаяния нации перед Европой и миром, Ясперс включал в число виновных и себя, несмотря на то, что не сотрудничал с «наци» и сам подвергался преследованиям, запрету преподавания, публикации, политико-общественной деятельности. Он говорил: «мы виноваты», «наша вина». «За двенадцать лет с нами произошло что-то, что было как бы переплавкой нашей сущности... То, что мы выжили, это как чудо... И мы хотим заслужить покаянием спасенную нам жизнь».
- Оглавление
- § 2. Функции философии
- § 3. Философская проблематика
- § 4. Предмет философского исследования
- § 5. Методы философии
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 2. Возникновение философии. Философия древнего востока § 1. Мифологическое сознание. Генезис философии
- § 2. Философия Древней Индии
- 2.1. Индийская мифология. Мифологические предпосылки индийской философии
- 2.2. Буддизм
- 2.3. Джайнизм
- § 3. Древнекитайская философия
- 3.1. Мифологические предпосылки Древнекитайской философии
- 3.2.Конфуцианство (жу цзя - литераторы, школа ученых книжников)
- 3.3. Даосизм
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 3. Античная философия Введение
- § 1. Причины генезиса и истоки античной философии
- §2. Досократовская философия
- §3. Античная философия классического периода
- § 4. Эллинистический период античной философии
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 4. Средневековая философия Введение
- §1. Раннехристианская философия: апологетика, патристика
- Символ веры
- §2. Схоластическая философия
- Заключение
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 5. Философия эпохи Возрождения § 1. Характеристика эпохи
- § 2. Гуманизм эпохи Возрождения
- § 3. Философия эпохи Реформации
- § 4. Неоплатонизм и натурфилософия
- § 5. Философия государства и права. Социальный утопизм
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 6. Философия Нового времени § 1. Социокультурные основания философии Нового времени
- § 2. Экспериментально-индуктивный метод познания ф. Бэкона
- § 3. Рационалистическая философия р. Декарта
- § 4. Проблема субстанции в философии Нового времени
- § 5. Учения о социальной организации
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 7. Философия эпохи Просвещения § 1. Социокультурные основания и общие принципы философии Просвещения
- § 2. Проблемы теории познания и культуры
- § 3. Атеизм философов эпохи Просвещения
- § 4. Антрополого-культурологические взгляды идеологов Просвещения
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 8. Немецкая классическая философия
- § 1. Значение философских исследований и. Канта
- § 2. Значение проекта наукоучения и.Г. Фихте
- § 3. Значение системы трансцендентального идеализма ф.В. Шеллинга
- § 4. Значение системы абсолютного идеализма г.В.Ф. Гегеля
- § 5. Значение критики результатов философских исследований немецкой классики л. Фейербахом
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 9. Возникновение и развитие основных положений марксистской философии §1.Становление философии марксизма как деятельностного гуманизма
- § 2. Критика ограниченности философии классического марксизма
- § 3. Анализ и критика русского марксизма
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 10. Русская философия
- И.А. Ильин
- § 1. Человек и мир в русской философии
- § 2. Судьба России
- Контрольные вопросы:
- Дополнительная литература
- Тема 11. Философия жизни § 1. Человек и мир в философии Артура Шопенгауэра
- § 2. Фридрих Ницше - мученик познания
- § 3. Анри Бергсон и философия длительности
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 12. Психоанализ: фрейдизм и постфрейдизм Введение
- § 1. Философское значение творчества з. Фрейда
- § 2. Новации психодинамического направления: Альфред Адлер и Карл Густав Юнг
- Контрольные вопросы:
- Дополнительная литература
- Тема 13. Феноменология
- Введение
- § 1. Эдмунд Гуссерль
- § 2. Макс Шелер
- § 3. Мартин Хайдеггер
- § 4. Морис Мерло-Понти
- Контрольные вопросы:
- Дополнительная литература
- Тема14. Экзистенциализм Введение
- §1. Сёрен Кьеркегор
- § 2. Мартин Хайдеггер
- § 3. Карл Ясперс
- § 4. Жан-Поль Сартр
- § 5. Альбер Камю
- Контрольные вопросы:
- Дополнительная литература
- Тема 15. Современная западная религиозная философия § 1. Особенности современной религиозной мысли
- § 2. Неотомизм
- § 3. Жак Маритен (1882-1973)
- § 4. Пауль Тиллих (1886–1965)
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 16. Постмодернизм § 1. Общая характеристика и основные понятия постмодернизма
- § 2. Культура модерна и культура постмодерна
- § 3. Философия основных представителей постмодернизма
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература