logo
Учебник

2.2. Буддизм

Буддизм возникает в VIвеке до н. э. в Северной Индии. Основателем этого учения и религии был сын правителя рода Шакьев из Капилаваста (область Южного Непала) - Сиддхартха Гаутама (примерно 583 - 483 гг. до н.э.). В возрасте 29 лет, не удовлетворенный жизнью, он покидает семью и уходит в «бездомность». После многих лет бесполезной аскезы он достигает пробуждения (бодхи), т. е. постигает правильный жизненный путь. Согласно традиции, впоследствии он был назван Будда (буквально: Пробужденный).

Буддийское учение долго существовала лишь в устной традиции, а канонические тексты были записаны через несколько столетий после его возникновения. Поэтому не легко реконструировать самую древнюю форму буддиского учения, тем не менее сейчас исследователи в основном пришли к согласию относительно основы доктрины, которую провозглашал сам Будда.

Буддизм с самого начала выступал не как абстрактная схема, а как практическое наставление, способное принести «освобождение». Одним из основоположений доктрины раннего буддизма считаются четыре благородных истины. Благородные истины в сжатом виде представляют собой положения о том, что: 1) жизнь в мире полна страданий; 2) есть причина страданий; 3) можно прекратить страдания; 4) есть путь, ведущий к прекращению страданий.

Первая истина гласит, что существует страдание, которое есть рождение, старость, смерть, соединение с неприятным, разъединение с приятным, неисполнение всякого желания. Все это страдание, и жить - значит страдать. Всякая жизнь во всех ее проявлениях - страдание и несчастье. Это не только болезненные ощущения, сопровождающие рождение, болезнь, старость и пр., но и ожидание их неизбежного прихода.

Уже таким отношением к жизни буддизм существенно отличался от традиционной религии. Он фактически призывал к уходу от жизни, бесконечной из-за последовательных перерождений.

Вторая истина открывает исходную причину страдания: ею являются желания, дурные страсти - жажда жизни, наслаждений, земных благ, проистекающие из незнания того, что жизнь - страдания и несчастье.

Страдание уничтожимо - суть третей истины. Возможность этого заключена в отказе от дурных страстей и желаний. Но недостаточно просто обуздать себя и ограничить свои жизненные потребности. Желания есть следствие незнания людьми истинного характера мира.

Четвертая истина устанавливает путь, ведущий к прекращению страданий, к освобождению. Это «благородный восьмеричный путь: 1) «правильных воззрений» - понимания четырех истин; 2) «правильных устремлений» - решимость действовать в соответствии с этими истинами; 3) «правильной речи» - отказа от лжи, клеветы, грубой речи и т.д.; 4) «правильного действия» - ненанесения вреда живым существам и т.д.; 5) «правильного образа жизни» - честного добывания средств к существованию; 6) «правильного усилия, усердия» - постоянства в преодолении суетных мыслей, дурных влияний и т.д.; 7) «правильного внимания» - постоянного удержания в памяти мысли о том, что жизненные страсти, присущие человеку, способны только помешать ему на пути к освобождению; необходима отрешенность от всех мирских привязанностей; 8) «правильного сосредоточения» - достижения внутреннего спокойствия, полной невозмутимости, избавления даже от чувства радости по поводу разрыва с мирскими узами и своего грядущего конечного освобождения.

Этот восьмеричный путь Будда называл средним, серединным. Он избавляет верующего от крайностей поведения, но он «серединный» еще и потому, что находится между двумя полярными позициями - традицией брахманизма и приверженцами учения материалистов,выступающих против всех традиционных религиозных основоположений. Примечательно, что в «пути», предписанном Буддой, нет нечего о ритуале, строгом аскетизме, обращении за помощью к богам или даже к самому Будде.

С учением о четырех истинах непосредственно связана концепция пратитьясамутпады - взаимозависимого возникновения. Она объясняет причину постоянного круговорота перерождений (сансара) и существования «царства страданий». Пратитьясамутпада охватывает не только настоящую жизнь индивида, но и прошлую, и будущую. В основе жизни-страдания лежит неведение - начальное звено в двенадцатичленной цепи; затем следуют самскара («совершенное в прошлом» - кармическое действие, «врожденные инстинкты»), виджняна (сознание), нама-рупа (имя и форма, т. е. психическое и физическое), шад-аятана (сфера пяти органов чувств и манаса - ума), спарша (соприкосновение), ведана (чувства, эмоции), танха (жажда, влечение), упадана (цепляние за существование), бхава (бытие, действие, порождающее новое существование), джати (новое рождение), и джара-марана (старение и смерть). Устранением неведения (или незнания) о благородном пути можно прервать эту цепь, устранить жажду жизни-страдания и привязанность к миру, достичь высшей цели - «освобождения». Концепция взаимозависимого возникновения - одна из кардинальных в буддизме, она призвана объяснить и круговорот «колеса жизни», и буддийское учение об элементах (дхармах), что, в свою очередь, было ответом на вопрос о характере мира и человеческой личности. Именно из пратитьясамутпады исходят доктрина непостоянства (анитья) и «законы» взаимосвязи элементов.

Ранний буддизм категорически отрицал субстанциональность и физического мира, и человеческой психики, существование любой стабильной формы - нет материи, нет никакой вечной субстанции, есть лишь отдельные элементы. Человеческая личность - не что иное, как меняющееся сочетание постоянно меняющихся элементов (дхарм); такова и «природа» внешнего мира, также состоящего из непостоянных, находящихся в вечном волнении элементов. Этот всеохватывающий радикальный антисубстанциализм и составлял основу доктрины раннего буддизма - нет «никакой души, никакого бога, никакой материи, ничего вообще длительного, постоянного, субстанционального» (Ф.И. Щербатской). Существуют лишь дхармы. Согласно «Махавагге», главная заслуга Будды состояла в разработке учения о дхармах, их взаимосвязи и конечном угасании.

Буддисты придерживались троичной классификации элементов-дхарм: на скандхи, аятаны и дхату. Классификация на скадхи (группы) применялась к характеристике эмпирической личности (пудгала), которая не реальна, а являет собой сочетание пяти групп скандх: 1) телесные материальные дхармы, или тело (рупа), 2) дхармы ощущения и чувств (ведана), 3) дхармы восприятий, представлений (самджня), 4) дхармы кармических «формирующих факторов (самскара), 5) дхармы сознания, различного знания (виджняна). Для классификации элементов по аятанам буддисты применяли другие критерии, а именно подразделение дхарм с точки зрения процесса познания. Выделялось 12 аятан - шесть внутренних и шесть внешних «сфер познания», или познавательных способностей и соответствующих им объектов. При классификации на дхату - «классы элементов» (их насчитывалось 18) - к 12 «сферам» добавлялись шесть дхарм - модусов сознания, которые и создавали, согласно буддистам, единый поток сознания. Таким образом, фактически не признавалось существование «Я» и личности как таковой, а лишь реальность элементов.

Не признавая существования души (атман), буддизм вводит новое понятие, которое должно правильно определить то, что в других доктринах ошибочно именовалось «Атманом». Этим понятием становится сантана (буквально - поток, последовательность). Таким образом, традиционные представления (метампсихоз) претерпевают в буддизме значительное изменение: не душа переходит из одного тела в другое, а создается новый комплекс дхарм, причинно связанный с прошлой формой существования. Это не переселение души, а перерождение, перегруппировка элементов, составляющих личность. Индивидуальная жизнь - лишь эпизод в развитии некоего комплекса дхарм на его пути к нирване, после достижения которой уже не будет новой перегруппировки и личность исчезнет. Жизнь - поток постоянно сменяющихся моментальных вспышек дхарм, она только кажется непрерывной.

Буддийские представления оказываются несравненно более трудными для понимания, чем представления иных систем; это в немалой степени объясняется тем, что психологические аспекты занимают исключительное место в доктрине раннего буддизма. Вообще, буддизм не любил отвечать на вопросы о природе мира, его происхождении и законах. Когда «Просветленного» спрашивали об этом, он отвечал «благородным молчанием». Согласно текстам палийского канона, Будда объяснял свое нежелание высказываться по данным вопросам тремя причинами: эти проблемы непосредственно не связаны с практическими вопросами человеческой жизни, не вытекают из положений доктрины, наконец, не способствуют прекращению страданий. Будда иллюстрировал свой взгляд такой метафорой: человек, в теле которого застряла стрела, должен стараться извлечь ее, а не тратить время на размышления по поводу того, из какого материала она сделана и кем пущена.

В сациально-этическом плане философия раннего буддизма была значительным шагом вперед по сравнению с традиционными убеждениями. Уже из учения о четырех «благородных истинах» вытекало, что каждый может достичь конечного «освобождения» собственными стараниями. Поскольку «освобождение» достигалось индивидуальными усилиями, оказывался ненужным сложный ритуал, и в первую очередь жертвоприношения; обряды - деяния, являющиеся следствием мирских желаний, а потому исполнение ритуала, принесение жертв, согласно раннему буддизму, никак не помогают приблизится к нирване. Священный характер вед отрицался; становилось лишним и ненужным жречество. Будда никогда не утверждал, что брахманы заслуживают неуважения; он настаивал лишь на том, что истинное брахманство приобретается не в результате рождения, а праведной жизнью. Поэтому теоретически в буддизме все люди равны. В буддизме родовитость, этническая и сословно-кастовая принадлежность считались малосущественными качествами. Люди равны в том смысле, что все они живут в мире-страдании и могут добиться конечного освобождения. Этим представление о равенстве и ограничивается.

Будде приписывается много проповедей и притч, в которых люди призываются к смирению, любви ко всему живому, незлобливости, терпеливости и другим добродетелям. Но любовь Будды к живым существам была ни чем иным, как жалостью к тем, кто вынужден жить в мире-страдании. Объяснить людям путь к «освобождению» - вот главная задача такой любви. Поэтому в буддийских текстах можно найти немало высказываний о том, что праведному буддисту должны быть равно чужды и чувства вражды, и чувства активной любви.

Правда, как это бывает не только в буддизме, теоретические положения нередко забывались на практике. Так об Ашоке, восхваляемом традицией как образец миролюбия, кротости и доброжелательства к людям, буддийские предания сообщают, что он приказал истребить 18 тыс. адживиков за осквернение одним из них изображения Будды.