logo
Учебник

§ 2. Значение проекта наукоучения и.Г. Фихте

Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814) родился в крестьянской семье, но, отличаясь силой воли и целеустремлённостью, сумел преодолеть превратности судьбы, получил образование в Йенском университете и стал заметной фигурой в немецкой философии конца XVIII – начала XIX веков.

Фихте со всей серьёзностью воспринял те цели, которые ставил перед философской мыслью Иммануил Кант: придать ей «научный» статус, обеспеченный критическим отношением не только к предметам собственного исследования, но и к рациональным основам самого исследования.

Фихте ставит на повестку дня вопрос, который, с одной стороны, вошёл в философию в связи с исследованиями Канта, но, с другой, - не получил, по мнению Фихте, достаточного решения у самого Канта. Таким вопросом является возможность согласования теоретической и практической сторон разума, неизбежно становящимися предельно различными в рамках философской системы Канта.

Философский проект «наукоучения» [см.: 20, т.1, с.7-337] Фихте был призван, с одной стороны, достигнуть цели «онаучивания» философии в рассмотренном выше смысле. С другой стороны, наукоучение должно было решить и ту фундаментальную проблему, которая осталась «в наследство» от Канта.

В самом широком смысле, понятие «наукоучение» означает науку об основаниях познания. Такие основания должны иметь вид несомненной обоснованности и систематической формы движения от познанного к непознанному.

В этом смысле становится понятным, что наукоучение может быть «общим» и «специальным». «Общее» наукоучение занимается основаниями любого возможного познания, а значит, - и самого наукоучения. «Специальное» наукоучение есть наука об основаниях конкретных наук. При этом если исходить из представления о системной целостности научного знания, то становится ясным, что основания, обнаруживаемые в рамках общего наукоучения, должны быть и основаниями любого специального. Именно поэтому общее наукоучение и является тем, что традиционно принято называть «философией».

Предельно общим основанием, отсутствие осознанного представления о котором и рождает проблему согласования практической и теоретической сторон разума в системе Канта, Фихте называет абсолютное «Я». Представление о деятельности этого «Я», выражающейся в во–ображении конкретного «я» и его окружения, отрицающем такое конкретное «я» (иначе говоря, - в «не–я»), позволяет, по Фихте, отказаться от кантовского понятия «вещь в себе».

Здесь следует вспомнить, что именно наличие таких «вещей в себе», как Субъект, Мир и Бог, недоступных для конечного познания человеческому разуму, полагает, по Канту, предел метафизических изысканий, могущих претендовать на рационально обоснованный, т. е. научный статус.

Идея Фихте заключается в том, что становится возможным мыслить в основе мира некое абсолютное «Я». Это абсолютное «Я» обретает образ конечного человеческого «я», противопоставленного окружающей его конкретности «не–я» (природы).

Осознание того, что акт противопоставления себя, как конкретного «я», и себя как своего отрицательного «отражения», или «не–я», есть собственное же положение «Я» в человеке и природе, возвращает «Я» от конкретных своих образов к абсолютному, объединяющему эти конкретные образы.

При таком способе осмысления мира оказывается, что ни к миру, ни к его основе, ни к элементам мира (человеку и природе) нет необходимости прилагать имя «вещь сама по себе». Указанная ранее «проблема Канта» решается, так сказать, сама собой: реальность ограничена самосознанием «Я».

Идеи И.Г. Фихте были развиты Ф.В. Шеллингом и Г.В.Ф. Гегелем, а так же попали под критику Л. Фейербаха. Рассмотрим основные аспекты философской деятельности перечисленных представителей немецкой классики.