logo
Учебник

2.3. Джайнизм

Почти в одно и то же время (VIвек до н.э.) наряду с буддизмом возникает джайнизм. Основателем джайниского учения считается Махавира Вардхамана, происходивший из кшатрийского рода в Видехе (нынешний Бихар). Вардхаману называют также Джина (Победитель - имеется ввиду победитель над круговоротами перерождений и кармой).

Ученые справедливо отмечают сходство буддизма и джайнизма: отрицание святости вед, существование бога-творца, значимость жертвоприношений и других культовых действий в качестве достижения конечного «освобождения»; в обеих религиях огромное значение придается ахимсе, монашеской жизни, как основному условию высшей праведности, обе отвергают претензии брахманского жречества на господствующее положение. Сходство проявляется и в более частных вопросах, даже в биографиях основателей вероучений. Исходя из этого, ряд исследователей высказывали предположение, что джайнизм вырос из буддизма и первоначально был одной из его сект, но в настоящее время эта точка зрения большинством оставлена.

Джайнизм делится на две основные секты: ортодоксальные, дигамбары (буквально: одетые воздухом, т.е. отвергающие одежду), которые отстаивают наиболее жесткие взгляды на аскезу; и шветамбары (буквально: одетые в белое) которые придерживаются более умеренного подхода.

В джайнский канон - «Сиддханту» (или «Агаму») - обычно включают 45 сочинений. Самые главные тексты приписываются основателю учения Джине, но как и в буддизме, устная традиция была записана лишь спустя нескольких столетий от момента возникновения учения.

Джайнизму присуще многое из того, что является общим и для других индийских религий. Так, он принимает концепцию о душе (хотя и в иной трактовке, чем «ортодоксальная» традиция), о карме, о возможности достижения «освобождения». Главное в вероучении джайнизма - самосовершенствование души (дживы) для освобождения ее от страданий бренного мира (сансары). Признание джайнами души как вечной субстанции существенно отличает эту религию от буддизма и сближает ее с брахманизмом упанишад и индуизмом. Соответственно нирвана, по учению джайнов, - достижение душой вечного блаженства, всеведения и всесилия после оставления ею телесной оболочки. Душа обладает безграничными возможностями совершенствования, но этому препятствует прежде всего ее связь с телом, причем она тем дальше от совершенства, чем хуже качества тела. Душа пронизывает все тело и принимает его форму и размеры. Она получает тело со всеми его физическими свойствами, общественным положением, моральными качествами как результат своей прежней жизни, как следствия желаний, некогда ей присущих. Если душа и в этой жизни будет поддаваться страстям (жадности, гордости, гневу и др.), то, пробыв некоторое время в аду или раю, возродится опять, согласно карме. Джайниское представление о карме не вполне фаталистично: в нем остается место некоторой свободе воли, опираясь на которую джива может противостоять кармической ситуации и достичь, в конечном счете, свободы от карм - «освобождения» (мокша).

Путь к «освобождению» есть следование «трем драгоценностям». Первая - «совершенное воззрение» (самьягдаршана), т. е. видение мира таким, каким он представлен в учении Джины; она укрепляет решимость человека к знанию и добродетели. Вторая - «совершенное знание» (самьягджняна): познание учения Джины, постижение истинной сущности души и окружающего мира, преодоление неведения, являющегося главной причиной страстей и желаний; она укрепляет веру и способность к добродетели. Третья - «совершенное поведение» (самьягчарита): соблюдение установленных Джиной правил, применение совершенного знания на практике; совершенным поведением преодолеваются гибельные страсти и желания, достигается отрешенность, исчерпывается кармическое воздаяние.

Основным в поведении джайна является выполнение «пяти великих обетов» (панчамахаврата): 1) ахимса - ненанесение вреда (повреждений) живым существам. У джайнов требование соблюдения ахимсы было особенно строгим. Они считают, что все души способны стремиться к достижению совершенства, поэтому нужно относиться с уважением ко всякой жизни, какой бы она ни была. Джайны должны сами воздерживаться от умерщвления живых существ и удерживать от этого других. Не только монахам, но и джайнам-мирянам запрещено заниматься охотой и рыболовством, даже земледелием и скотоводством, поскольку и эти профессии неизбежно связаны с умерщвлением живых существ. Торговля, ростовщичество и некоторые ремесла (например, ювелирное дело) - вот наиболее достойные занятия для джайнов. Все джайны и теперь строгие вегетарианцы. Наиболее ортодоксальные из них пьют лишь процеженную воду, ходят, особенно в сезон дождей, когда процессы роста живой природы весьма интенсивны, с повязкой на рту, чтобы случайно не проглотить какую-нибудь мошку, и с веником в руке, которым подметают перед собой дорогу, дабы не раздавить насекомых.

Остальные «великие обеты» не требуют особых разъяснений:

2) сатья - правдивость; 3) астея - неприсвоение чужого; 4) брахмачарья - соблюдение целомудрия; 5) апариграха - воздержание от суетных привязанностей, т.е. отказ от собственности, развлечений, гурманства и пр. Неукоснительно следовать этим обетам должны были только монахи.

В джайниской философии безоговорочно признается объективное существование внешнего мира. Основу бытия составляют «субстанции» (дравья), проявляемые лишь в форме модусов (парьяя). Шветамбары выделяют пять субстанций: живое (джива), вещество (пудгала), пространство (акаша), условия движения (дхарма) и покоя (адхарма). Дигамбары к числу субстанций относят и время (кала).

Под воздействием времени субстанции непрерывно изменяются, но качественные изменения свойственны лишь живому и веществу. Понятию живого в древних философских трактатах уделяется особое внимание. Считается, что мириады джив, находящихся в зародышевом состоянии, наполняют весь мир. Рано или поздно сила времени втягивает дживы во вселенский процесс эволюции, джива начинает развиваться, совершая поступки и вступая в контакт с веществом - в кармическую связь. Соединение неживой матери с душой узами кармы приводит к возникновению индивида, а карма постоянно сопровождает душу в бесконечной цепи перерождений.

Джайнисты подробно разработали концепцию кармы и различают восемь видов различных карм, которые имеют в основе два фундаментальных качества. Злые кармы негативно влияют на главные свойства души, а добрые кармы удерживают душу в круговороте перерождений. И лишь когда человек постепенно избавится от злых и добрых карм, произойдет и его освобождение от пут сансары.

Предметом особой гордости джайнов является теория неодносторонности - анэканта-вада (или сьяд-вада). Анэканта-вада исходит из представления, что всякое высказывание об объекте условно, неполно, относительно и определено точкой зрения субъекта, выделяющего тот или иной аспект исследуемой вещи. Поэтому всякое высказывание истинно только «некоторым образом»; если же посмотреть на предмет с иных позиций, то становится ясным, что данное высказывание «некоторым образом» ложно. Джайны резко выступали против догматических притязаний на исключительную истинность какой-либо точки зрения на внешний мир, утверждая, что сторонники такой позиции упрощают реальность, которая поистине неодностороння.