logo
Учебник

3.3. Даосизм

Основатель даосизма - Лао-цзы (старый учитель). Основные категории даосизма дао (путь) и дэ (сила).

Под дао понимается некий неизменяемый закон мира, лежащий в его основании. «Существует нечто - бестелесное, бесформенное, а, однако, готовое и завершенное. Как оно беззвучно! Лишено формы! Стоит само и не изменяется. Проникает всюду, и ничто не угрожает ему. Можно полагать его матерью всего сущего. Его имя не знаю. Обозначается как «дао». Вынужден дать ему имя, называю его совершенным. Совершенное - то есть ускользающее. Ускользающее, то есть удаляющееся. Удаляющееся, то есть возвращающееся», - говорит о дао Лао-цзы.

Все в мире находится в пути, в движении и изменении, все непостоянно и конечно. Это возможно благодаря принципам инь и ян, под их влиянием происходит изменение и развитие всех вещей. Дао внутренне присуща собственная творческая сила дэ, через которую дао проявляется в вещах при воздействии инь и ян. Дэ понимается как индивидуальная конкретизация вещей, для которых человек ищет имена.

Человек в даосизме рассматривается как часть природы и должен удерживать единство с природой. Поэтому в даосизме постулируется принцип неделания, не применения усилий к природе: «если кто-либо хочет овладеть миром и манипулирует им, того постигнет неудача. Ибо мир - это священный сосуд, которым нельзя манипулировать. Если же кто хочет манипулировать им, уничтожит его. Если кто хочет присвоить его, потеряет его».

Недеяние или, скорее деятельность на основе меры (у вэй) является не призывом к пассивности, но объяснением единства человека и мира на основе дао.