logo
Учебник

§ 2. Проблемы теории познания и культуры

В теории познания философы XVIII века продолжали развивать идеи рационализма и эмпиризма предыдущего столетия. Так, в частности выдающийся английский философ Джордж Беркли (1685-1753), основательно переосмыслив сенсуализм Дж. Локка, создал свою субъективно-идеалистическую гносеологию. Он пришел к выводу о тождественности свойств вещей и ощущений от этих свойств («На самом деле объект и ощущение одно и то же и не могут поэтому быть абстрагируемы одно от другого»). Тем самым он пришел к отрицанию объективного содержания ощущений. «Чувственные вещи не имеют реального существования…». Существовать, по Дж. Беркли, значит быть воспринимаемым. Данному философу пришлось приложить много усилий для того, чтобы избежать крайнего идеализма - солипсизма. Солипсизм – философское направление, признающее единственно реально существующим только субъективное человеческое «Я».

Давид Юм (1711-1776) - выдающийся философ английского Просвещения дал развернутое истолкование агностицизма и скептицизма. Главным его философским произведением явился «Трактат о человеческой природе». Опытное познание, по Д. Юму, состоит из восприятий. Познавая мир, мы имеем дело только лишь с содержанием наших собственных ощущений, но не с их непосредственным источником. Поэтому мы не можем ни доказать, ни опровергнуть объективное существование мира. Д. Юм в своем теоретизировании дошел даже до того, что отверг понятие «субстанция», посчитав его иллюзорным.

Рационализм был ведущим направлением в гносеологии эпохи Просвещения. Особенно много для его развития сделали философы-материалисты. В предшествовавшем веке материализм испытывал на себе значительное влияние механицизма и представления о неизменности во времени природы. В материалистической философии XVIII века ограничения последних были последовательно преодолены. Особо в этой связи следует выделить труды Ж. О. де Ламетри, Д. Дидро, К.А. Гельвеция, П. Гольбаха и др.

Еще одной яркой отличительной чертой философии эпохи Просвещения является переход от «онтологии природы»к«онтологии культуры», наметившийся уже в философии Нового времени. Иными словами, для философов постепенно становится все более важным постижение смысла и основных проблем бытия культуры, общества, а не чисто натурфилософские изыскания, которые имели преимущественное значение в предыдущий период развития философии. Философы «открывали для себя культуру». В этой связи первостепенную роль сыграли труды выдающегося немецкого философа Иоганна Готфрида Гердера (1744-1803): «Трактат о происхождении языка» (1772), «Еще один опыт философии истории для воспитания человечества» (1959), «Идеи о философии истории человечества» (1784-1791, которое осталось незаконченным) и др.

Возрастание интереса философов к проблемам культуры, истории, общества в эпоху Просвещения выразилось и в том, что ими были созданы многие классические труды по философии культуры, социальной философии, философии искусства, философии религии, философии власти и политики. Поэтому данная эпоха вошла в историю философской мысли как важнейший этап в обособлении перечисленных философских дисциплин внутри философского знания.