3.2.Конфуцианство (жу цзя - литераторы, школа ученых книжников)
В период Чуньцю (722 - 481 годы до н.э.) в Китае, особенно в царстве Лу (современная провинция Шаньдун), было много странствующих учителей, преподававших древние книги. Это были в основном потерявшие место государственные чиновники. Именно из этой среды выдвинулся основатель конфуцианства - Конфуций (551 - 479 до н. э.). Его собственное имя - Кун Фу‑цзы (Учитель Кун).
В центре учения конфуцианства – человек, но личность в этике конфуцианства полностью подчинена служению обществу. Основная категория этики - порядок (ли). Порядок выступает как некоторый набор норм общественных отношений, включая также правила внешнего поведения, т. е. этикет.
Порядок наполняется добродетелью (дэ), под которой понимается вежливость, точность на службе и т.д. Добродетель приводит к появлению человечности (жэнь), гуманности, а человечность - основное требование предъявляемое к человеку. «Научится владеть собой и восстановить правила «ли» - вот в чем заключается гуманность», - говорил Конфуций.
Люди, с точки зрения Конфуция, различаются в зависимости от семейного, а затем социального положения. Конфуций идеализирует семейные патриархальные отношения и выводит принцип сыновней и братской добродетели (сяо ти). Отношения подданного и правителя, подчиненного и начальника аналогичны отношениям отца и сына.
Дао в концепции Конфуция представлен как моральный закон, который заключается в «преодолении личного и возвращение к правилам «ли»». Человек наделен «небом» определенными этическими качествами и должен их совершенствовать при помощи обучения. «Люди близки друг другу по своей природе, но отличаются друг от друга по своим привычкам». Цель обучения и совершенствования - достижение уровня «благородного мужа». «Не меняются только самые мудрые и самые глупые», - говорил Конфуций.
Учение Конфуция «есть именно учение об управлении людьми, теория для будущих губернаторов». Тот, кто «знает, как осуществлять самосовершенствование, знает, как управлять другими людьми», а тот, кто «знает, как управлять другими людьми, знает, как управлять Поднебесной и государством», - так можно охарактеризовать сущность конфуцианства собственными словами Конфуция.
«Управлять - значит упорядочивать», - считает Конфуций. Как пишет Н. В. Абаев, - «само стремление к упорядочению явлений микро- и макромира, внутренней и внешней реальности отражало ведущую тенденцию человеческой культуры к уменьшению меры энтропии в окружающем мире, общую для всех культурных традиций, но проявившуюся в раннем конфуцианстве вообще и в его культуре психической деятельности в частности в наиболее рельефной, явно выраженной и осознанной, идеологически обоснованной форме».
- Оглавление
- § 2. Функции философии
- § 3. Философская проблематика
- § 4. Предмет философского исследования
- § 5. Методы философии
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 2. Возникновение философии. Философия древнего востока § 1. Мифологическое сознание. Генезис философии
- § 2. Философия Древней Индии
- 2.1. Индийская мифология. Мифологические предпосылки индийской философии
- 2.2. Буддизм
- 2.3. Джайнизм
- § 3. Древнекитайская философия
- 3.1. Мифологические предпосылки Древнекитайской философии
- 3.2.Конфуцианство (жу цзя - литераторы, школа ученых книжников)
- 3.3. Даосизм
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 3. Античная философия Введение
- § 1. Причины генезиса и истоки античной философии
- §2. Досократовская философия
- §3. Античная философия классического периода
- § 4. Эллинистический период античной философии
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 4. Средневековая философия Введение
- §1. Раннехристианская философия: апологетика, патристика
- Символ веры
- §2. Схоластическая философия
- Заключение
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 5. Философия эпохи Возрождения § 1. Характеристика эпохи
- § 2. Гуманизм эпохи Возрождения
- § 3. Философия эпохи Реформации
- § 4. Неоплатонизм и натурфилософия
- § 5. Философия государства и права. Социальный утопизм
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 6. Философия Нового времени § 1. Социокультурные основания философии Нового времени
- § 2. Экспериментально-индуктивный метод познания ф. Бэкона
- § 3. Рационалистическая философия р. Декарта
- § 4. Проблема субстанции в философии Нового времени
- § 5. Учения о социальной организации
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 7. Философия эпохи Просвещения § 1. Социокультурные основания и общие принципы философии Просвещения
- § 2. Проблемы теории познания и культуры
- § 3. Атеизм философов эпохи Просвещения
- § 4. Антрополого-культурологические взгляды идеологов Просвещения
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 8. Немецкая классическая философия
- § 1. Значение философских исследований и. Канта
- § 2. Значение проекта наукоучения и.Г. Фихте
- § 3. Значение системы трансцендентального идеализма ф.В. Шеллинга
- § 4. Значение системы абсолютного идеализма г.В.Ф. Гегеля
- § 5. Значение критики результатов философских исследований немецкой классики л. Фейербахом
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 9. Возникновение и развитие основных положений марксистской философии §1.Становление философии марксизма как деятельностного гуманизма
- § 2. Критика ограниченности философии классического марксизма
- § 3. Анализ и критика русского марксизма
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 10. Русская философия
- И.А. Ильин
- § 1. Человек и мир в русской философии
- § 2. Судьба России
- Контрольные вопросы:
- Дополнительная литература
- Тема 11. Философия жизни § 1. Человек и мир в философии Артура Шопенгауэра
- § 2. Фридрих Ницше - мученик познания
- § 3. Анри Бергсон и философия длительности
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 12. Психоанализ: фрейдизм и постфрейдизм Введение
- § 1. Философское значение творчества з. Фрейда
- § 2. Новации психодинамического направления: Альфред Адлер и Карл Густав Юнг
- Контрольные вопросы:
- Дополнительная литература
- Тема 13. Феноменология
- Введение
- § 1. Эдмунд Гуссерль
- § 2. Макс Шелер
- § 3. Мартин Хайдеггер
- § 4. Морис Мерло-Понти
- Контрольные вопросы:
- Дополнительная литература
- Тема14. Экзистенциализм Введение
- §1. Сёрен Кьеркегор
- § 2. Мартин Хайдеггер
- § 3. Карл Ясперс
- § 4. Жан-Поль Сартр
- § 5. Альбер Камю
- Контрольные вопросы:
- Дополнительная литература
- Тема 15. Современная западная религиозная философия § 1. Особенности современной религиозной мысли
- § 2. Неотомизм
- § 3. Жак Маритен (1882-1973)
- § 4. Пауль Тиллих (1886–1965)
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 16. Постмодернизм § 1. Общая характеристика и основные понятия постмодернизма
- § 2. Культура модерна и культура постмодерна
- § 3. Философия основных представителей постмодернизма
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература