logo
Учебник

§ 2. Неотомизм

Неотомизм – это господствующее течение в философии современного католицизма и современная философская версия томизма, т.е. учения Фомы Аквинского (1225–1274). Неотомизм является ответвлением неосхоластической философии. Как показали Д. Реали и Д. Антисери, можно выделить много причин рождения неосхоластики. Среди них реакция: и на просвещенческий рационализм, и на идеалистический имманентизм, и на материалистический позитивизм, и на некоторые аспекты политического либерализма, эксцессы обмирщения духовной жизни общества. Возврат к схоластике в XXв. был также обусловлен переоценкой жизни средневековья, возрастанием интереса к данной эпохе и борьбой за политическую независимость папства. Необходимо было не только защитить саму идею авторитета, которая находилась в кризисе, но и восстановить утраченное равновесие между разумом и верой внутри христианской мысли.

Возникновение неотомизма связано с официальным католичеством. Зарождение неотомизма началось еще в 70-е гг. XIXв. под влиянием принятой наIВатиканском соборе «Догматической конституции католической веры» (1870).

В 1879 г. Папа Лев XIIIиздал энциклику «AeterniPatris» («отцу вечному»), в которой объявлял систему взглядов Фомы Аквинского (томизм) единственной официальной доктриной церкви и тем незыблемым фундаментом, на который должны опираться католики в своих научных и философских исследованиях, а также в богословской аргументации. В 1893 г. был создан Высший институт философии (Лувен, Бельгия). На разработку и распространение постоянно неотомизма направлена деятельность Академии св. Фомы в Ватикане, Католических институтов в Париже, Лионе, Тулузе, Пуллахской школы (близ Мюнхена), университета Нотр Дам (США) и др.

Еще в конце XIXв. Папа ЛевXIIIпонял, что между церковью и современным обществом развергается огромная пропасть. Необходимо было не только обновление христианства, но и адаптация его постулатов к современным жизненным ситуациям, что нашло свое отражение в выдвижении лозунга «accomodatarenovatio», т.е. приспособления католичества к новым условиям. Таким образом официальное католичество стремилось примениться к изменениям в обществе, призывая католиков учитывать достижения науки, культуры, политики, экономики и т.д.

В то же время церковь постоянно пыталась защитить свои догмы от проникновения в них ересей. Так, Папа Пий Xв своей энциклике «Pascendi» (1907) вынес суровый приговор модернизму в католическом мире – «синтезу всех ересей» и призвал вырвать с корнем это ядовитое растение. Это заметно осложнило диалог зарождающейся неосхоластики с современной культурой. Теологам предписывалось строго следовать «истинному духу святого Фомы Аквинского», а величие данного мыслителя виделось в его неподражаемом искусстве теолога, связывающего разум с верой так органично, что и разум, и вера сохраняли свои права и достоинства в целостности и неприкосновенности.

Среди ведущих представителей официального неотомизма были и сами Папы (например, Пий X, Иоанн ПавелII(К. Войтыла) и др.), а также такие мыслители как кардинал Д.Ж. Мерсье, архиепископ Мехелена, М. Дефурни, А.Д. Сертийанж, Ф. Ван Стеенберген, Ю.М. Бохеньский, Г.А. Веттер, И. де Фриз, И. Лотц, и др. Но в среде философов неотомизм в первую очередь связывается с именами таких выдающихся мыслителей как Ж. Маритен, Э. Жильсон (Франция), К. Ранер (Германия).

Папа Иоанн XXIII, созываяIIВатиканский собор (1962-1965), поставил своей целью осуществление «аджорнаменто», что означает перестройку католической церкви к новым историческим условиям, выработку стратегии и тактики церкви в борьбе против неуклонного падения ее престижа в обстановке усиливающегося кризиса религиозного сознания вследствие возрастающего разрыва коммуникаций церкви с людьмиXXв. – с их требованиями, запросами, образом жизни и мыслей, когда атеизм сделался одним из «важнейших явлений нашего времени». В результате было открыто новое пространство для диалога католической мысли со всей современной философией, но при этом подчеркивалась необходимость защиты христианского учения. Предпочтительность томизма для католической церкви подтвердил и Папа Иоанн ПавелII, выступая с речью к столетию энциклики ЛьваXIII(«AeterniPatris», 1879), но он также обратил внимание на необходимость диалога томизма с современными философскими течениями.