logo
Учебник

§ 3. Значение системы трансцендентального идеализма ф.В. Шеллинга

Философская деятельность Шеллинга может быть сведена к продолжению «критической» линии Канта, с одной стороны, и попыткам осмыслить идеи, предложенные Фихте, - с другой. Другими словами, философские исследования Шеллинга есть ничто иное, как построение проекта «научной» метафизики на пути критического подхода к основаниям познавательной деятельности и попытка наполнить абстрактное представление об абсолютном «Я» конкретным содержанием.

Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775-1854) – выходец из протестантской семьи – получил основательное теологическое образование, учился в Тюбингенгском университете и очень рано заявил о себе как о значительном философе. Любопытен такой факт: Шеллинг, фактически, являлся учителем другого немецкого классика – Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, притом, что Гегель родился в 1770 году и был на пять лет старше Шеллинга.

Шеллинг перенимает критическую установку Канта, но, выступая, скорее, как ученик Фихте, а не Канта, мыслит по преимуществу «фихтеански». Существенным различием в позициях Шеллинга и Фихте следует считать их интерпретацию основы мира.

Фихте считал мир лишь отрицанием «Я». Шеллинг видит в материальной природе самостоятельную величину, считая, что понимать её следует, исходя из внутренних законов её развития. Природу необходимо мыслить как самоорганизованную систему, многие процессы протекают в материальном и нематериальном (природе и сознании) параллельно – лишь породить сознание природа не в состоянии [см.: 21, с.235-294]. И этот последний момент позволяет существенным образом сблизить позицию Фихте и Шеллинга, несмотря на существенные их различия.

В работе «Система трансцендентального идеализма» Шеллинг исследует природу сознания, выявляя эту природу как историчность или трансцендентальную необходимость истории. «Перед разумными существами поставлена проблема всеобщего правового устройства и … решена эта проблема может быть только родом, только», - утверждает Шеллинг[21, с.590].

При этом история есть особый процесс становления «Я», под которым имеется в виду, прежде всего, разум или самосознание (то, что оно «правовое» по должной цели, в данном случае, - второстепенно), и этот процесс является противоречивым или диалектическим процессом. Разрешится этот «противоречивый» процесс, по Шеллингу, появлением гения, который окажется в состоянии максимальным образом выразить сам процесс становления «Я» в целом [см.: 21, с.631-636].

В контексте решения этой проблемы Шеллинг обращается к философии откровения. Результатом эволюции философских взглядов Шеллинга в этой области является переход от общих для немецкой классики рационалистических представлений к пересмотру своих ранних воззрений.

Шеллинг осмысляет основы философии, связанные с откровением, и осознаёт, что даже такие противоположные явления, как миф и наука имеют самостоятельную, не сводимую друг к другу структуру, и отличающую, и не отличающую миф от науки и науку от мифа [21, с.938-1312].