§ 3. Значение системы трансцендентального идеализма ф.В. Шеллинга
Философская деятельность Шеллинга может быть сведена к продолжению «критической» линии Канта, с одной стороны, и попыткам осмыслить идеи, предложенные Фихте, - с другой. Другими словами, философские исследования Шеллинга есть ничто иное, как построение проекта «научной» метафизики на пути критического подхода к основаниям познавательной деятельности и попытка наполнить абстрактное представление об абсолютном «Я» конкретным содержанием.
Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775-1854) – выходец из протестантской семьи – получил основательное теологическое образование, учился в Тюбингенгском университете и очень рано заявил о себе как о значительном философе. Любопытен такой факт: Шеллинг, фактически, являлся учителем другого немецкого классика – Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, притом, что Гегель родился в 1770 году и был на пять лет старше Шеллинга.
Шеллинг перенимает критическую установку Канта, но, выступая, скорее, как ученик Фихте, а не Канта, мыслит по преимуществу «фихтеански». Существенным различием в позициях Шеллинга и Фихте следует считать их интерпретацию основы мира.
Фихте считал мир лишь отрицанием «Я». Шеллинг видит в материальной природе самостоятельную величину, считая, что понимать её следует, исходя из внутренних законов её развития. Природу необходимо мыслить как самоорганизованную систему, многие процессы протекают в материальном и нематериальном (природе и сознании) параллельно – лишь породить сознание природа не в состоянии [см.: 21, с.235-294]. И этот последний момент позволяет существенным образом сблизить позицию Фихте и Шеллинга, несмотря на существенные их различия.
В работе «Система трансцендентального идеализма» Шеллинг исследует природу сознания, выявляя эту природу как историчность или трансцендентальную необходимость истории. «Перед разумными существами поставлена проблема всеобщего правового устройства и … решена эта проблема может быть только родом, только», - утверждает Шеллинг[21, с.590].
При этом история есть особый процесс становления «Я», под которым имеется в виду, прежде всего, разум или самосознание (то, что оно «правовое» по должной цели, в данном случае, - второстепенно), и этот процесс является противоречивым или диалектическим процессом. Разрешится этот «противоречивый» процесс, по Шеллингу, появлением гения, который окажется в состоянии максимальным образом выразить сам процесс становления «Я» в целом [см.: 21, с.631-636].
В контексте решения этой проблемы Шеллинг обращается к философии откровения. Результатом эволюции философских взглядов Шеллинга в этой области является переход от общих для немецкой классики рационалистических представлений к пересмотру своих ранних воззрений.
Шеллинг осмысляет основы философии, связанные с откровением, и осознаёт, что даже такие противоположные явления, как миф и наука имеют самостоятельную, не сводимую друг к другу структуру, и отличающую, и не отличающую миф от науки и науку от мифа [21, с.938-1312].
- Оглавление
- § 2. Функции философии
- § 3. Философская проблематика
- § 4. Предмет философского исследования
- § 5. Методы философии
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 2. Возникновение философии. Философия древнего востока § 1. Мифологическое сознание. Генезис философии
- § 2. Философия Древней Индии
- 2.1. Индийская мифология. Мифологические предпосылки индийской философии
- 2.2. Буддизм
- 2.3. Джайнизм
- § 3. Древнекитайская философия
- 3.1. Мифологические предпосылки Древнекитайской философии
- 3.2.Конфуцианство (жу цзя - литераторы, школа ученых книжников)
- 3.3. Даосизм
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 3. Античная философия Введение
- § 1. Причины генезиса и истоки античной философии
- §2. Досократовская философия
- §3. Античная философия классического периода
- § 4. Эллинистический период античной философии
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 4. Средневековая философия Введение
- §1. Раннехристианская философия: апологетика, патристика
- Символ веры
- §2. Схоластическая философия
- Заключение
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 5. Философия эпохи Возрождения § 1. Характеристика эпохи
- § 2. Гуманизм эпохи Возрождения
- § 3. Философия эпохи Реформации
- § 4. Неоплатонизм и натурфилософия
- § 5. Философия государства и права. Социальный утопизм
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 6. Философия Нового времени § 1. Социокультурные основания философии Нового времени
- § 2. Экспериментально-индуктивный метод познания ф. Бэкона
- § 3. Рационалистическая философия р. Декарта
- § 4. Проблема субстанции в философии Нового времени
- § 5. Учения о социальной организации
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 7. Философия эпохи Просвещения § 1. Социокультурные основания и общие принципы философии Просвещения
- § 2. Проблемы теории познания и культуры
- § 3. Атеизм философов эпохи Просвещения
- § 4. Антрополого-культурологические взгляды идеологов Просвещения
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 8. Немецкая классическая философия
- § 1. Значение философских исследований и. Канта
- § 2. Значение проекта наукоучения и.Г. Фихте
- § 3. Значение системы трансцендентального идеализма ф.В. Шеллинга
- § 4. Значение системы абсолютного идеализма г.В.Ф. Гегеля
- § 5. Значение критики результатов философских исследований немецкой классики л. Фейербахом
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 9. Возникновение и развитие основных положений марксистской философии §1.Становление философии марксизма как деятельностного гуманизма
- § 2. Критика ограниченности философии классического марксизма
- § 3. Анализ и критика русского марксизма
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 10. Русская философия
- И.А. Ильин
- § 1. Человек и мир в русской философии
- § 2. Судьба России
- Контрольные вопросы:
- Дополнительная литература
- Тема 11. Философия жизни § 1. Человек и мир в философии Артура Шопенгауэра
- § 2. Фридрих Ницше - мученик познания
- § 3. Анри Бергсон и философия длительности
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 12. Психоанализ: фрейдизм и постфрейдизм Введение
- § 1. Философское значение творчества з. Фрейда
- § 2. Новации психодинамического направления: Альфред Адлер и Карл Густав Юнг
- Контрольные вопросы:
- Дополнительная литература
- Тема 13. Феноменология
- Введение
- § 1. Эдмунд Гуссерль
- § 2. Макс Шелер
- § 3. Мартин Хайдеггер
- § 4. Морис Мерло-Понти
- Контрольные вопросы:
- Дополнительная литература
- Тема14. Экзистенциализм Введение
- §1. Сёрен Кьеркегор
- § 2. Мартин Хайдеггер
- § 3. Карл Ясперс
- § 4. Жан-Поль Сартр
- § 5. Альбер Камю
- Контрольные вопросы:
- Дополнительная литература
- Тема 15. Современная западная религиозная философия § 1. Особенности современной религиозной мысли
- § 2. Неотомизм
- § 3. Жак Маритен (1882-1973)
- § 4. Пауль Тиллих (1886–1965)
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 16. Постмодернизм § 1. Общая характеристика и основные понятия постмодернизма
- § 2. Культура модерна и культура постмодерна
- § 3. Философия основных представителей постмодернизма
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература