logo
Учебник

§ 5. Методы философии

В нашей теме рассмотрены проблемы роли философии по отношению к человеку и обществу. Сейчас мы попытаемся разобраться в философских методах, т. е. ответить на вопрос о том, как работает, что делает философия со знанием как объектом своего исследования. В базовом учебнике «Введение в философию» философские методы деятельности представлены как некоторые функции философии по отношению к своему объекту (знаниям): экспликация универсалий культуры, рационализация и систематизация. Мы попытаемся выяснить как и за счет чего эти функции могут реализовываться.

Прежде всего, философия выявляет наиболее общие идеи, представления, на которых базируется та или иная система научных знаний, та или иная конкретная культура, или общие свойства человеческого существования. Эти общие идеи и представления обычно называются категориями, или универсалиями культуры. Поэтому первую функцию философии авторы учебника назвали функцией экспликации универсалий. Эту функцию можно представить и как метод. Экспликация универсалий должна базироваться в идеале на методе индуктивного обобщения. Например, изучая знания различных наук (биологии, физики, математики и т.д.), философ обнаруживает, что все эти науки исследуют системы. Следующий шаг философа заключается в утверждении: «Весь мир системен». Но это в идеале, реальная же практика философской деятельности заключается в том, что каждый философ включен в определенную традицию, в определенную философскую школу, а каждая школа и традиция имеет сложившуюся теорию. Поэтому, экспликация универсалий культуры может осуществляться и путем дедуктивного вывода из имеющихся философских знаний, из философских теорий. Здесь исходная философская теория выступает своеобразным методом получения новых знаний.

Зададим вопрос: «Почему, происходит несоответствие идеала и реальной практики философской деятельности?» По-видимому, потому, что не существуют идеальных условий. Не существует человека, который одинаково хорошо разбирался бы во всех науках сразу (и кроме того, еще во многих областях культуры). Не существует человека, который был бы полностью изолирован от прошлой познавательной традиции, ведь только в ней человек становится познающим человеком.

Можно задать следующий вопрос: «Зачем иметь такие идеалы, которые не выполняются?» В данном случае философия заимствовала этот идеал из естественных наук. Помня о том, что все знание в научном идеале должно выводиться из эмпирической реальности, философ как бы «задним числом» ищет в научных знаниях и других областях культуры подтверждения своим положениям. Этот процесс задает большую обоснованность философским положениям, но, самое главное, позволяет интерпретировать и рационализировать выявленные категории и универсалии культуры.

Что значит интерпретировать и рационализировать? Предположим, что мы выявили категорию «система». Но физика изучает совершенно иные системы, чем биология, социология, психология и т.д. Следовательно, философ должен подвести понятие «система» под такое определение, которое устраивало бы и физика, и биолога, и социолога, т.е. философу необходимо выявить общую сущность понятия «система». Этот процесс выявления сущности и смысла понятий мы и будем называть рационализацией.

Рационализация и интерпретация в основном базируются на герменевтическом методе понимания. Мудрость, а тем более философия как «любовь к мудрости», означает не только познать, но и понять.

Что же представляет из себя метод герменевтической интерпретации и понимания? П. В. Алексеев и А. В. Панин пишут: «Этот метод нацелен на раскрытие различных текстов, их внутреннего смысла. Через текст выявляются цели, замысел автора, его внутренний духовный мир, чувства, отношение к окружающему миру, мир его жизни, культурный и исторический фон его деятельности. Для философов такой способ познания не ограничен литературными текстами, взятыми из истории философии, он охватывает все, во что вложены человеческие действия, мысли и чувства; жизненный опыт самого философа и других людей, осмысливаемый философом, тоже осваивается посредством герменевтики. Применительно к явлениям природы понимание связано с выявлением значения тех или иных явлений в общей системе природы для человека и человеческой цивилизации, их мировоззренческой значимости. За ними не стоит деятельность человека или какого-то иного духа, подлежащая расшифровке. В данном случае понимание есть истолкование, интерпретация».

Содержание истолкования той или иной категории, той или иной универсалии культуры определяет взаимосвязь выявленной категории или универсалии с другими категориями или универсалиями. Систематизация универсалий есть, с точки зрения авторов «Введения в философию», третья функция философии. Систематизация, по-видимому, базируется на всем аппарате формальной логики. Систематизировать - это, собственно, означает задать те или иные структурные связи, а сделать это вне дедуктивного аппарата формальной логики представляется делом затруднительным.

Здесь уместно задать вопрос: «Что является главным методом для философа, который полагает, что предметом его философии является целостность человеческого переживания, внутренний мир человека в его целостности, настроение, в конечном счете?» Тут без эмпатии не обойтись.

Эмпатия (от англ. empathy - вчувствование, проникновение) означает восприятие внутреннего мира другого человека как целостного, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков, сопереживание его духовной жизни.

Как мы видим, философия пользуется достаточно широким спектром методов. Но какие из них являются специфичными, чисто философскими методами? С нашей точки зрения, это философская теория как метод и мудрость как понимание. Поэтому, как эти методы не описывай и не определяй, научится философствованию можно, только изучая философию.