logo
Учебник

И.А. Ильин

Введение

Чтобы понять, в каком смысле и почему можно говорить о русской философии, а не просто о философии в России, необходимо обратиться к ее истокам и проследить особенности ее становления.

Сохранилось предание о том, что апостол Андрей доходил до киевских гор, благословил их, воздвиг там крест и сказал следующее пророчество: «На сих горах воссияет благодать Божия» [См. Толстой М. В. История русской Церкви. М., 1991. С. 7].

В 988 г. состоялось официальное «Крещение Руси». Оно связано с именем и подвижнической деятельностью прославленного великого киевского князя Владимира. Для развития молодой державы принятие христианства стало важным и прогрессивным событием, которое оказало значительнейшее воздействие на культуру и общество. Такие видные ученые, как академики Б. Д. Греков, М. Н. Тихомиров, Б. А. Рыбаков и др., особо подчеркивают, что принятие христианства отвечало «нуждам феодального государства» и отметило «победу новых феодальных отношений над отживающим родовым строем с его язычеством». На Руси утвердилось воспринятое из Византии христианство Восточной Церкви (православие). Византия в то время была одной из самых развитых стран мира.

С принятием христианства на Руси начинается целенаправленная работа по переводу на церковнославянский язык богословских трудов, что явилось, по сути, продолжением деятельности святых Кирилла и Мефодия по евангелизации славян. Творения отцов и учителей Церкви (Василия Великого, Григория Нисского, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и др.) не только приобщали восточных славян к сокровищам религиозно-философской мысли, но и способствовали формированию самобытной, отечественной, интеллектуальной культуры, а также и русской философии. Конечно, русская философия представлена не только русскими по национальности философами. Среди ее выразителей - выдающиеся мыслители разных народов нашей страны.

Традиционно в развитии русской философии выделяют четыре периода:

1. XI - сер. XV вв. - Древнерусская философия(Нестор, Владимир Мономах, Климент Смолянич, Кирилл Туровский, Серапион Владимирский и др.);

2. XV - XVII вв. - Русская средневековая философия(Иосиф Волоцкий, Нил Сорский, Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев и др.);

3. XVIII - нач. XIX вв. - Русская «ренессансная» философия (В. Н. Татищев, М. В. Ломоносов, Г. С. Сковорода, И. В. Лопухин, Н. И. Новиков, Н. М. Карамзин и др.);

4. С 30-х гг. XIX в. - до наших дней - Собственно «русская философия»(с сильным акцентом на слове «русская», что особо подчеркивает национальную самобытность отечественной философской мысли).

Первые два периода русская философия была по преимуществу «служанкой» богословия, то есть в ее развитии можно усмотреть процессы аналогичные тем, которые наблюдались в западноевропейской средневековой философской традиции. Методологические отличия философии от богословия (по С. С. Аванесову) таковы:

1. Философия начинается с тотального сомнения, богословие - с истин Откровения;

2. Философское творчество в значительной степени индивидуально. В богословии же, наряду с неповторимостью личной, особо ценится ярко выраженная принадлежность мыслителя к определенной конфессии и подчеркнуто сверхличностный подход в его теоретических построениях;

3. Ни рационализм и объективизм, ни иррационализм и субъективизм философии с богословской точки зрения не обеспечивают адекватного познания. Богословие требует от мыслителя «действительной причастности духовной реальности»;

4. В «классической» философии со времен Сократа и софистов человеческая разумность признается высшей инстанцией, с позиции которой только и можно судить о реальности и нереальности всего остального. Богословская позиция отрицает не саму разумную способность человека, но ее автономность. «Богословствующий» мыслитель необходимо должен координировать свой разум с душой, волей и сердцем [Аванесов С. С. Богословие и философия: очевидные различия и неявное сходство // II Копнинские чтения / Сб. раб. участн. Межд. Конфер. Томск, 1997. С. 13-14].

Для русской религиозной философии, развивающейся как особое направление до наших дней, характерно значительное взаимодействие с богословием.

Третий период становления русской философии отмечен процессом постепенной «десакрализации» философии, высвобождением ее из «религиозной парадигмы». Этому способствовали: широкомасштабная деятельность Петра I по модернизации страны, развитие науки, проникновение в Россию трудов видных западноевропейских философов и идей эпохи Просвещения, развитие светской литературы и др.

Остановимся подробней на последнем четвертом периоде в развитии русской философии, в котором национальные особенности философствования наиболее ярко проявились (ниже именно его мы будем называть «русской философией»).

Очень трудно объединить и выразить все многообразие русской философии XIX – XX вв. в рамках какой-то единой универсальной схемы. Среди видных отечественных философов были как идеалисты (В. С. Соловьев, Н. Ф. Федоров, Н. А. Бердяев, Л. Шестов, С. Е. и С. Н. Трубецкие, С. Н. Булгаков и др.), так и материалисты (И. М. Сеченов, Г. В. Плеханов, А. А. Богданов, В. И. Ленин, П. В. Копнин и др.). Нет и общепринятой в науке точки зрения на то, с какого именно момента следует начинать отсчет данного периода.

Выдающийся исследователь отечественной философии Н. О. Лосский особо подчеркивает всемирное значение русской культуры XIX - нач. XX вв. и связывает начало самостоятельной философской мысли в России XIX в. с именами славянофилов И.В. Кириевского и А. С. Хомякова. Л. В. Поляков закономерно связывает начало русской философии с именем выдающегося нашего соотечественника П. Я. Чаадаева (1794-1856). Подходы Н. А. Лосского и Л. В. Полякова к началу русской философии являются в науке наиболее распространенными.

В 1836 году в известном журнале «Телескоп» была анонимно напечатана ставшая эпохальной работа П. Я. Чаадаева «Философическое письмо». Парадоксально, но факт - русская философия начинается с анонимности автора и на французском языке, так как П. Я. Чаадаев писал свои работы именно на нем. В то время у нас не было необходимого философии разработанного понятийного аппарата на русском языке (по А.С. Пушкину «метафизического языка»). П. Я. Чаадаев жестоко пострадал за свои смелые идеи и, прежде всего, за предвидение трагической судьбы России. В эпоху, когда Российская империя имела значительные размеры и пребывала в состоянии редкого для нашей страны относительно мирного и благополучного развития, когда в высших кругах все более модными становились либерально-демократические идеи, «сочинение «басманного философа» потрясло современников своим откровенным историографическим нигилизмом, неприятием национальных традиций и идеалов» [Замалеев А. Ф. Три лика России: Чаадаев, Леонтьев, Соловьев. СПб., 1991. С.6]. Публикация вызвала преимущественно негативную реакцию общественности и недовольство императора Николая I. Последовали репрессивные меры: цензора журнала А. В. Болдарева уволили, в том числе и с должности ректора Московского университета; известного издателя Н. И. Надеждина отправили в ссылку, в чаадаевском доме произвели обыск с конфискацией всех бумаг, а самого мыслителя объявили сумасшедшим и взяли под особый медицинский и полицейский надзор.

Трагичными были судьбы многих отечественных философов. Контроль цензоров и угроза преследований в XIX - нач. XX вв. вынуждали многих мыслителей «маскировать» свои идеи, не согласующиеся с официальными идеологическими принципами, в текстах художественного или литературно-критического характера (В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, Н. Г. Чернышевский и др.). Цензурный прессинг и другие «издержки» тоталитаризма в эпоху СССР также сказались негативным образом на развитии отечественной философской мысли.

В 1922 году целый ряд виднейших представителей русской философии, прежде всего ее религиозно-философской традиции, были высланы из страны. Это - отец С. Булгаков, Н. А. Бердяев, Б. П. Вышеславцев, И. А. Ильин, С. Л. Франк, Л. П. Карсавин и мн. др.

В постперестроечную эпоху русская философия переживает новый расцвет. Стали достоянием современников труды философов «русского зарубежья», которые у нас либо не издавались и были запрещены, либо были доступны лишь узкому кругу исследователей, специализирующихся на критике философии, противоречащей марксизму-ленинизму. Издаются ранее «писавшиеся в стол» работы философов СССР, появляются новые оригинальные мыслители. Российские и иностранные философы сегодня активно сотрудничают, реализуют совместные проекты.