3.1. Мифологические предпосылки Древнекитайской философии
Китайская мифология в своих существенных чертах сходна с любой мифологией других стран. Вся природа одушевлена. Каждая вещь и любое явление имеет своих демонов. Собрание древнейших китайских мифов содержит «Книга гор и морей», написанная в VII-Vвв. до н. э.
Но, одной из специфических черт китайской мифологии, отличающий ее, например, от индийской мифологии, является почитание душ умерших предков. Этот культ предков содействовал возникновению консерватизма мышления в Др. Китае. В ритуальной практике главное место занимало гадание в отличие от индийского жертвоприношения. Гадательная практика использовала магические формулы общения с духами. Для этих целей с помощью пиктографического письма наносились вопросы на кости крупнорогатого скота или черепашьи панцири. Позже эти формулы были собраны в «Книге перемен». Эта книга входит в список «Классических книг китайской образованности» и содержит первоначальные воззрения на мир, которые, затем, получили развитие во всей китайской философии.
Помимо «Книги перемен» «Классические книги китайской образованности» состоят из: «Книги песен» (сборник древнейшей народной поэзии - образец для всей китайской поэзии), «Книги истории» (собрание официальных документов, описание исторических событий - образец позднейшей официальной письменности), «Книга порядка» (описание политических и религиозных церемоний, норм социальной и политической деятельности), книга «Весны и осени» (хроника государства Лу (VII-Vвв. до н. э.) - образец для решения этических и формально-литературных вопросов).
Тексты «Книги перемен» создавались в разное время. Так называемый исходный (или основной) текст возник между XII - VIIIвв. до н. э., а тексты комментариев в VIII - VI вв. до н. э. Исходный текст помимо своего происхождения от процедуры гадания является еще и отголоском мифов об элементах «инь» и «ян», которые приобретают здесь понятийную форму (происхождение вселенной в китайской мифологии описывается как рождение из бесформенного мрака двух духов упорядочивших мир: мужской дух ян стал управлять небом, а женский инь - землей).
Основой исходных текстов являются 64 гексаграммы, т. е. символы, образованные комбинациями шести линий (черт). Изменение положений линий и дало название этой книге. Согласно комментарию: «Вещие линии соответствуют движению мира. Так появляются счастье и несчастье, жалость и позор становятся очевидными. Для комментаторов гексаграммы постепенно начинают выполнять функции 64 категорий в их движении к универсальному единству.
В «Книге перемен» принципы ян и инь приобретают обезличенную понятийно-категориальную форму. Ян определяется как активное, всепроникающее,светлое начало; инь определено как пассивное, ожидающее и темное начало. В тоже время, инь и ян не могут существовать раздельно. Движение инь и ян - это изменение в едином. «Чередование инь и ян называется путем (дао)», и этот «путь проживают все вещи».
Таким образом, «Книга перемен» задает основные категории, которые затем так или иначе трактовались различными китайскими философскими школами.
Историки философии выделяют шесть основных школ раннекитайской философии:
1) школа инь и ян;
2) школа конфуцианцев;
3) школа моистов;
4) школа имен;
5) школа юристов, легистов;
6) школа пути или школа даосов.
Конфуциансто и даосизм совместно с буддизмом образовали в Китае три главных религиозно-философских течения (сань цзяо - три религии). Об общих принципах буддизма говорилось выше, поэтому обратим внимание на конфуцианство и даосизм.
- Оглавление
- § 2. Функции философии
- § 3. Философская проблематика
- § 4. Предмет философского исследования
- § 5. Методы философии
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 2. Возникновение философии. Философия древнего востока § 1. Мифологическое сознание. Генезис философии
- § 2. Философия Древней Индии
- 2.1. Индийская мифология. Мифологические предпосылки индийской философии
- 2.2. Буддизм
- 2.3. Джайнизм
- § 3. Древнекитайская философия
- 3.1. Мифологические предпосылки Древнекитайской философии
- 3.2.Конфуцианство (жу цзя - литераторы, школа ученых книжников)
- 3.3. Даосизм
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 3. Античная философия Введение
- § 1. Причины генезиса и истоки античной философии
- §2. Досократовская философия
- §3. Античная философия классического периода
- § 4. Эллинистический период античной философии
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 4. Средневековая философия Введение
- §1. Раннехристианская философия: апологетика, патристика
- Символ веры
- §2. Схоластическая философия
- Заключение
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 5. Философия эпохи Возрождения § 1. Характеристика эпохи
- § 2. Гуманизм эпохи Возрождения
- § 3. Философия эпохи Реформации
- § 4. Неоплатонизм и натурфилософия
- § 5. Философия государства и права. Социальный утопизм
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 6. Философия Нового времени § 1. Социокультурные основания философии Нового времени
- § 2. Экспериментально-индуктивный метод познания ф. Бэкона
- § 3. Рационалистическая философия р. Декарта
- § 4. Проблема субстанции в философии Нового времени
- § 5. Учения о социальной организации
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 7. Философия эпохи Просвещения § 1. Социокультурные основания и общие принципы философии Просвещения
- § 2. Проблемы теории познания и культуры
- § 3. Атеизм философов эпохи Просвещения
- § 4. Антрополого-культурологические взгляды идеологов Просвещения
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 8. Немецкая классическая философия
- § 1. Значение философских исследований и. Канта
- § 2. Значение проекта наукоучения и.Г. Фихте
- § 3. Значение системы трансцендентального идеализма ф.В. Шеллинга
- § 4. Значение системы абсолютного идеализма г.В.Ф. Гегеля
- § 5. Значение критики результатов философских исследований немецкой классики л. Фейербахом
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 9. Возникновение и развитие основных положений марксистской философии §1.Становление философии марксизма как деятельностного гуманизма
- § 2. Критика ограниченности философии классического марксизма
- § 3. Анализ и критика русского марксизма
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 10. Русская философия
- И.А. Ильин
- § 1. Человек и мир в русской философии
- § 2. Судьба России
- Контрольные вопросы:
- Дополнительная литература
- Тема 11. Философия жизни § 1. Человек и мир в философии Артура Шопенгауэра
- § 2. Фридрих Ницше - мученик познания
- § 3. Анри Бергсон и философия длительности
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 12. Психоанализ: фрейдизм и постфрейдизм Введение
- § 1. Философское значение творчества з. Фрейда
- § 2. Новации психодинамического направления: Альфред Адлер и Карл Густав Юнг
- Контрольные вопросы:
- Дополнительная литература
- Тема 13. Феноменология
- Введение
- § 1. Эдмунд Гуссерль
- § 2. Макс Шелер
- § 3. Мартин Хайдеггер
- § 4. Морис Мерло-Понти
- Контрольные вопросы:
- Дополнительная литература
- Тема14. Экзистенциализм Введение
- §1. Сёрен Кьеркегор
- § 2. Мартин Хайдеггер
- § 3. Карл Ясперс
- § 4. Жан-Поль Сартр
- § 5. Альбер Камю
- Контрольные вопросы:
- Дополнительная литература
- Тема 15. Современная западная религиозная философия § 1. Особенности современной религиозной мысли
- § 2. Неотомизм
- § 3. Жак Маритен (1882-1973)
- § 4. Пауль Тиллих (1886–1965)
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 16. Постмодернизм § 1. Общая характеристика и основные понятия постмодернизма
- § 2. Культура модерна и культура постмодерна
- § 3. Философия основных представителей постмодернизма
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература