logo
Учебник

§ 4. Жан-Поль Сартр

Ж.-П. Сартр (1905-1980) - один из ярчайших философов и идеологов французского экзистенциализма. Его философские и литературные произведения, тесно переплетенные между собой в единый творческий сплав экзистенциальной философии, стали классикой ХХ века. При этом Сартр не принадлежит к числу абстрактных философов, кабинетных теоретиков, академических светил философии. Его по праву можно назвать «идеологом» в прямом смысле этого слова, агитатором и адвокатом свободы личности и индивидуальности.

Творческая и философская эволюция Сартра может быть охарактеризована тремя основными этапами. Жан-Поль Сартр родился в Париже, окончил элитарный французский университет Эколь Нормаль, преподавал философию в гимназиях Парижа, Леона и Гавра. В 1933-1934 гг. Сартр становится стипендиатом Французского института в Германии. Первый год он провел в Берлине, второй – во Фрайбурге, где посещал лекции Гуссерля и Хайдеггера и изучал труды Ясперса и Шелера. Под влиянием феноменологической философии Э. Гуссерля, герменевтики (экзистенциальной онтологии) М. Хайдеггера он пытается создать специфический вариант феноменологии сознания. Возникает его первая философская работа «Трансценденция Эго» (1934), а затем «Воображение» (1936). В то же время при помощи феноменологического метода он пытается осмыслить различные аспекты человеческого бытия и в литературно-художественной форме выражает свои основные идеи. Повляются роман «Тошнота» (1938) и цикл рассказов «Стена» (1939).

В работе «Трансценденция Эго» Сартр стремился показать, что гуссерлевская концепция «трансцендентального Я» является мощным прорывом к обновленной теории познания и, в то же время, несвободна от недостатков, свойственных трансцендентализму вообще. Концепция интенциональности – ядро феноменологии Гуссерля – утверждает важнейшим свойством сознания его направленность вовне на предметы: наше сознание – это всегда «сознание о чем-то», «воление чего-то», «желание чего-то». В этом состоял прорыв феноменологии. Идея интенциональности, по мнению Сартра, заставляет отказаться от «иллюзии имманентности» объекта сознанию, свойственной всей «пищеварительной философии» (теории познания неокантианства и психологизма, согласно которой познание есть ассимиляция сознанием своего объекта). Последняя полагает, что предметы, объекты сознания находятся в самом сознании. На самом деле, объект не имманентен сознанию, а трансцендентен ему. Поэтому следует признать реальность внешнего мира и его несводимость к сознанию, следует признать, что познаваемые вещи и их качества находятся вне сознания, а сфера сознания охватывает наши интенции, переживания вещей. Вот в этом пункте феноменология не идет дальше в исследовании способа бытия предметности внешней по отношению в сознанию реальности, поскольку Гуссерль в силу принятой методологии вообще подвергает редукции тезис о реальности внешнего мира. Второе ограничение феноменологического метода Гуссерля заключается в том, что он вслед за Декартом делает «субстанциалистский скачок», переходя от cogitoк Я как мыслящей субстанции. Переход от «я мыслю» к мыслящему или трансцендентальному Я неправомерен. Поскольку «трансцендентальное Я» выявляется как неявная предпосылка, то оно должно быть подвергнуто редукции в силу требования беспредпосылочности феноменологического исследования. Модель Я, предложенная Сартром, включает в себя субъект трансцендентального сознания и «Я» как единство деятельности. Наиболее важная идея новой концепции сознания Сартра – о том, что в результате последовательной проведенной феноменологической редукции Я выводится за пределы сознания, перестает быть его частью. Это позволяет понять Я как «со-временное миру», расположенное в поле объективных данностей, в мире, а не противопоставленное миру на манер философского дуализма.

Второй этап начинается с 40-х годов, когда Сартр публикует основательно разработанную философскую концепцию экзистенциализма в книге «Бытие и ничто» (1943). К этому же периоду относятся идеологические и политические заявления Сартра. Сартр разворачивает идею совместной деятельности на стороне прогрессивных сил против того, что угрожает человеку и его культуре, и, прежде всего, против фашизма и любых разновидностей тоталитарной эпидемии вообще.

Работу «Бытие и ничто» Сартр начинает с утверждения, что феноменология вывела философию из тупика дуалистического мировоззрения, освободив ее от дуализма внутреннего ивнешнего,явленияисущности. Однако, феноменология в силу ограничения феноменологического метода (редукция вопроса о бытии объектов внешней реальности) не смогла предложить соответствующую онтологию. И все же, считает Сартр, метод феноменологии способен решить онтологические проблемы. Построение новой онтологии Сартр начинает, вводя различение «бытия-в-себе» (мира) и «бытия-для-себя» (сознания). Бытие сознания и бытие объекта абсолютно различны (что вновь вводит дуализм в философию). «Бытие-в-себе» характеризуется как абсолютно замкнутое, инертное, непроницаемое. Сознание («бытие-для-себя») напротив, наделяется подвижностью, неустойчивостью, несовпадением с собой. Сознание – свободная и спонтанная деятельность. Его первичный базовый уровень – уровень до-рефлексивный, над которым выстраивается рефлексивный уровень.

Для каждого акта сознания характерно наличие не только интенции на объект, но и осознание самого сознания. В более ранней работе «Воображение» (1936) Сартр, критикуя феноменологический подход Гуссерля, пишет: «Воображающее сознание объекта заключает … нететическое (дорефлексивное) сознание самого себя». В «Бытии и ничто» Сартр вводит свое понимание интенциональности как совпадения двух актов: сознания объекта и непроизвольного осознания сознания. Это наиболее важная идея новой концепции сознания Сартра

«Бытие-в-себе» и «бытие-для-себя» неразрывно связаны и могут рассматриваться в отрыве друг от друга только лишь абстрактно. Сартр предлагает исследовать связь между ними. Эта связь в интенциональном отношении субъекта и объекта дана как фактически существующая. Это то конкретное, что Хайдеггер называет «бытием-в-мире». Сартр переводит эту хайдеггеровскую категорию в понятие «человеческой реальности». Исследовать тотальность бытия человека в мире следует, начиная с вопроса о бытии и ничто. После тщательного анализа Сартр делает вывод о том, что ничто нельзя считать изначальной характеристикой бытия феноменов, поскольку «небытие есть только на поверхности бытия» и имеет свой источник в деятельности субъекта. Однако ничто не существует независимо от суждения, и поэтому оно имеет онтологическое значение. «Человек есть бытие, посредством которого ничто приходит в мир». Тошнота порождает метафизический опыт абсурдности вещей, а страх порождает безусловную свободу и метафизический опыт ничто.

В поисках «конкретной философии» человеческой реальности (бытия-человека-в-мире) Сартр и приходит к формулированию программы философии экзистенциализма, в центре которой конкретное существование субъекта экзистенциального отношения к миру. «Сознание –это свобода». «Бытие и ничто» - произведение о свободе и тотальной ответственности человека за мир и свою экзистенцию. Нет никакой возможности ускользнуть от ответственности. Человек ответственен за фундаментальный проект своей жизни. Человек выбирает, его свобода выбора безусловна, в любой момент жизненный проект может быть изменен. Свобода абсолютна, а ответственность тотальна. Работа была написана после того, как Сартр, попав на фронт в 1940 г., оказался в немецком плену и был депортирован в Германию. Вернувшись из плена в 1941, Сартр вместе с Мерло-Понти и Камю основал группу Сопротивления «Социализм и свобода». Тогда впервые он заявил, что быть экзистенциалистом – значит «видеть назначение человека в изобретении и расшифровке самого себя».

Сразу после публикации «Бытия и ничто» начинаются поиски новой формы экзистенциализма, что находит отражение в цикле лекций «Экзистенциализм – это гуманизм» (1946), который является популяризацией и, вместе с тем, развитием идеи экзистенциальной философии, изложенной в работе «Бытие и ничто». Экзистенциализм, или экзистенциальный атеизм, как предпочитает говорить Сартр в лекциях «Экзистенциализм – это гуманизм», это философия в интересах человека, она говорит о человеке. Тогда как классический атеизм отвергал божественные атрибуты, называя их непостижимыми, гуманистический атеизм признает их существование за человеческим субъектом, заменяя «Бога» «человеком». В этом смысле экзистенциалист является атеистом и гуманистом.

Третий последний этап творческой деятельности Сартра связан с публикацией не менее знаменитой, чем «Бытие и ничто» работы «Критика диалектического разума» (1960). Основная проблема, которая обсуждается в ней, такова: свобода человека зависит не только от самого человека и других, но и от многих ситуаций-проектов. Человек – не то, что он есть, но то, чем он может быть. Материальные условия ограничивают круг его возможностей, но сфера возможного становится целью, ради которой действующий субъект преступает границы объективно данного. Поэтому Сартр обращается к теории исторического материализма Маркса (диалектику Маркса он жестко критикует как «блаженный оптимизм» и «метафизическую иллюзию открыть диалектику природы в претенциозных спекуляциях на выводах физики, химии и биологии»). Его привлекает тезис Маркса о том, что «способ производства материальной жизни определяет в общем и целом развитие социальной, политической и интеллектуальной жизни».

В начале 60-х годов Сартр отошел от художественно-литературного творчества, причины этого решения можно усмотреть в высказываниях, направленных против созерцательной позиции, как в познании, так и в практической деятельности, и в том числе, против собственного пафоса теоретического понимания человека и мира, средством которого являлись философия и литература. За повесть «Слова» он стал лауреатом Нобелевской премии по литературе 1964 г., от которой отказался по идеологическим и политическим мотивам. Особое внимание Сартр стал уделять философии культуры и теории литературного творчества.

Идея вовлеченного в современность, осмысленного и ответственного существования людей становится ведущей нитью философских и публицистических рассуждений Сартра до конца его жизни. Пожалуй, не будет преувеличение сказать, что предложенная им трактовка нравственной ответственности человека является одной из наиболее философски разработанных и аргументированных концепций ответственности человека. Сартр не просто выступил с этическим требованием тотальной личной ответственности за все происходящее в мире, но и разработал методологию исследования сознания и деятельности человека и предложил способ описания мира как коррелята морального сознания.

Проблема «Другого», впервые возникшая в философии Гуссерля (проблема интерсубъективности, взаимоотношения «Я»‑«Другой») и у Левинаса («Другой» как онтологическое основания для существования моего «Я»), в экзистенциализме Сартра осмысляется как проблема угнетения, конфликта, несвободы. «Ад – это другие!» - говорит Сартр словами своего героя рассказа «За запертой дверью». Вопреки христианскому представлению об аде как наказании быть отверженным и переживать предельное одиночество, ад – это другие и общение с ними. «Другой» – тиран, подавляющий мою свободу. «Другой», «другие» в мироощущении сартровских персонажей – воплощение реакционного давления норм христианской морали, противостоящей суверенности автономной индивидуальности субъекта, и уничтожающего индивидуальность человека грузом того, что называют «общественным сознанием».

Сартр описал нивелирование людей, обособленность и затерянность человека в толпе, растворенность индивида в потоке обывательских банальностей и фраз, в тривиальности обыденного существования, вызывающей «тошнотный синдром». Он показал, как все эти явления ведут к утрате человеком индивидуальности, возникновению в его сознании чувства бессмысленности и безнадежности жизни, к отказу от глубинных раздумий о смысле собственного существования, к признанию банальных стандартов буржуазной культуры единственно и совершенно естественным способом бытия. Основные категории экзистенциализма Сартра – бытие, ничто, экзистенция, пограничная ситуация, существование, свобода, выбор.

Не следует воспринимать философию Сартра как вызов общественной морали, как его интерпретировала часть литературно-художественной богемы первых послевоенных лет в Европе или битники-шестидесятники в России времен «хрущевской оттепели». Философия и литературное творчество Сартра – ответ на вызов исторической ситуации. В действительности он свидетельствовал о целой эпохе, об обществе, о политике, о морали, о путях развития человеческой цивилизации, приведшей к кризису двух мировых войн и ощущению угнетенной экзистенции. Ненависть к рутине, иерархии, карьеризму, конформизму, нежелание подчиняться правилам и «начальникам» Сартр творчески и философски осмыслял как возможность перехода от абсолютной и бесполезной свободы к свободе ответственной и исторической. Этот ответ и сделал его духовным вождем «молодежного бунта» 1968 года.