§ 4. Морис Мерло-Понти
М. Мерло-Понти (1908-1961) – француский философ, один из самых значительных французских феноменологов, разрабатывавший экзистенциальную феноменологию. Глубокое влияние на его философское становление оказала философия А. Бергсона, Э. Левинаса, Ж.-П. Сартра, наибольшее воздействие – феноменология Гуссерля. Однако, Мерло-Понти не был ни типичным феноменологом, ни экзистенциалистским автором. Он стремился выйти за пределы как феноменологии, так и экзистенциализма, «преодолеть Гуссерля и Хайдеггера». Кандидатская диссертация была посвящена проблеме восприятия в феноменологии и психологии, на основании которой были опубликованы два больших и значительных произведения Мерло-Понти «Структура поведения» (1942) и «Феноменология восприятия» (1945). После войны опубликовал ряд политических и философских статей в сборниках «Гуманизм и террор» (1948), «В защиту философии» (1951).
Уже в первых произведениях Мерло-Понти формулирует основные задачи своей философии, ставшие программой его дальнейших исследований: от первичного восприятия человека к миру культуры в целом. В «Феноменологии восприятия» Мерло-Понти исходит из тезиса Гуссерля о том, что восприятие– не один среди прочих феноменов, ноосновополагающий феномен. В каждом другом феномене, в воспоминании, осмыслении, воображении всегда есть опора на восприятие, перцепцию. С понятия восприятия начинатся исследование феномена «жизненного мира», введенного поздним Гуссерлем, как феномена, в котором осуществляется жизненная связь человека с миром. Восприятие изначально по отношению к науке, теоретическому мышлению вообще. В первичном восприятии человеком своей телесности укоренены все человеческие смыслы и значения. Первичное восприятие служит основанием культуры в той мере, в какой оно принадлежит одновременно нескольким субъектам, культура как таковая возникает на пересечении интенций, исходящих из различных точек зрения и имеющих несовпадающие друг с другом перспективы.
Опираясь на материал психологии и феноменологии, Мерло-Понти констатирует, что психология должна быть экзистенциальной, в конечном итоге она должна быть «экзистенциальной феноменологией», поскольку феноменология дает наилучший метод для выражения человеческой субъективности и интерсубъективности, выдвигая редукцию на первый план смысловой связи сознания и мира, пытаясь понять «я» как «чистый источник любых значений». Однако, важнейший урок редукции Мерло-Понти видит в невозможности полной редукции: «Мир есть то, что мы воспринимаем». Собственно человеческий мир возникает в тот момент, когда складывается система «я-другой», когда между сознанием и телом «Я» и сознанием и телом «Другого» появляется внутреннее отношение, порождающее жизненный слой опыта, где «другой» и «вещи» даны изначально.
Начатое в «Феноменологии восприятия» исследование феномена восприятия как первичного собственно человеческого акта, завершается в его феноменологии языка, говорения. Подлинная встреча «я» и «другого» осуществляется не через мир объектов, а в живом опыте восприятия и деятельности как практики общения, речи и слова. Связывая лингвистический опыт с первичным восприятием, Мерло-Понти стремится реализовать замысел Хайдеггера – придать языку онтологическое значение. Однако, в отличие от Хайдеггера, сделавшего язык онтологически самостоятельным субъектом, Мерло-Понти в лингвистическом опыте отводит роль субъекта самому человеку. Говорящий субъект в акте говорения, высказывания, «проектирует мир культуры», включаясь в деятельность по созданию смыслов. В акте говорения реализуется взаимное пересечение перспектив, горизонтов отдельных индивидов, образующее человеческую культуру и историю. В живом слове, языке, как ни в каком другом человеческом акте, интерсубъективность и историчность спаяны воедино.
- Оглавление
- § 2. Функции философии
- § 3. Философская проблематика
- § 4. Предмет философского исследования
- § 5. Методы философии
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 2. Возникновение философии. Философия древнего востока § 1. Мифологическое сознание. Генезис философии
- § 2. Философия Древней Индии
- 2.1. Индийская мифология. Мифологические предпосылки индийской философии
- 2.2. Буддизм
- 2.3. Джайнизм
- § 3. Древнекитайская философия
- 3.1. Мифологические предпосылки Древнекитайской философии
- 3.2.Конфуцианство (жу цзя - литераторы, школа ученых книжников)
- 3.3. Даосизм
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 3. Античная философия Введение
- § 1. Причины генезиса и истоки античной философии
- §2. Досократовская философия
- §3. Античная философия классического периода
- § 4. Эллинистический период античной философии
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 4. Средневековая философия Введение
- §1. Раннехристианская философия: апологетика, патристика
- Символ веры
- §2. Схоластическая философия
- Заключение
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 5. Философия эпохи Возрождения § 1. Характеристика эпохи
- § 2. Гуманизм эпохи Возрождения
- § 3. Философия эпохи Реформации
- § 4. Неоплатонизм и натурфилософия
- § 5. Философия государства и права. Социальный утопизм
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 6. Философия Нового времени § 1. Социокультурные основания философии Нового времени
- § 2. Экспериментально-индуктивный метод познания ф. Бэкона
- § 3. Рационалистическая философия р. Декарта
- § 4. Проблема субстанции в философии Нового времени
- § 5. Учения о социальной организации
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 7. Философия эпохи Просвещения § 1. Социокультурные основания и общие принципы философии Просвещения
- § 2. Проблемы теории познания и культуры
- § 3. Атеизм философов эпохи Просвещения
- § 4. Антрополого-культурологические взгляды идеологов Просвещения
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 8. Немецкая классическая философия
- § 1. Значение философских исследований и. Канта
- § 2. Значение проекта наукоучения и.Г. Фихте
- § 3. Значение системы трансцендентального идеализма ф.В. Шеллинга
- § 4. Значение системы абсолютного идеализма г.В.Ф. Гегеля
- § 5. Значение критики результатов философских исследований немецкой классики л. Фейербахом
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 9. Возникновение и развитие основных положений марксистской философии §1.Становление философии марксизма как деятельностного гуманизма
- § 2. Критика ограниченности философии классического марксизма
- § 3. Анализ и критика русского марксизма
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 10. Русская философия
- И.А. Ильин
- § 1. Человек и мир в русской философии
- § 2. Судьба России
- Контрольные вопросы:
- Дополнительная литература
- Тема 11. Философия жизни § 1. Человек и мир в философии Артура Шопенгауэра
- § 2. Фридрих Ницше - мученик познания
- § 3. Анри Бергсон и философия длительности
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 12. Психоанализ: фрейдизм и постфрейдизм Введение
- § 1. Философское значение творчества з. Фрейда
- § 2. Новации психодинамического направления: Альфред Адлер и Карл Густав Юнг
- Контрольные вопросы:
- Дополнительная литература
- Тема 13. Феноменология
- Введение
- § 1. Эдмунд Гуссерль
- § 2. Макс Шелер
- § 3. Мартин Хайдеггер
- § 4. Морис Мерло-Понти
- Контрольные вопросы:
- Дополнительная литература
- Тема14. Экзистенциализм Введение
- §1. Сёрен Кьеркегор
- § 2. Мартин Хайдеггер
- § 3. Карл Ясперс
- § 4. Жан-Поль Сартр
- § 5. Альбер Камю
- Контрольные вопросы:
- Дополнительная литература
- Тема 15. Современная западная религиозная философия § 1. Особенности современной религиозной мысли
- § 2. Неотомизм
- § 3. Жак Маритен (1882-1973)
- § 4. Пауль Тиллих (1886–1965)
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература
- Тема 16. Постмодернизм § 1. Общая характеристика и основные понятия постмодернизма
- § 2. Культура модерна и культура постмодерна
- § 3. Философия основных представителей постмодернизма
- Контрольные вопросы
- Дополнительная литература