logo search
Краткий очерк истории философии учебник (2)

Энциклопедия

Дидро был самым выдающимся мыслителем в кругу французских материалистов XVIII в. Он превосходил Ламетри, Гольбаха и Гельвеция своей разносторонней одарен­ностью и влиянием, какое его деятельность и его идеи оказали на общество. Дидро был подлинным вождем материалистического направления, борцом несокруши­мой воли и энергии, ни на мгновение не терявшим веры в конечное торжество истины и просвещения. Во всей полноте эти качества Дидро проявились в его работе по руководству Энциклопедией. Предприимчивые изда­тели пригласили Дидро составить план французского варианта нашумевшей в Англии Энциклопедии Чемберса. Дидро развил грандиозный проект. По его за­мыслу весь материал статей должен был быть органи­зован не столько последовательностью алфавита, сколько новой руководящей точкой зрения, определяю­щей и выбор материала, и его философскую, общест­венную и научную трактовку. Энциклопедия должна была стать боевым органом пропаганды идей философ­ского материализма и просвещения. Вместе с тем она должна была собрать положительные результаты, до­стигнутые человечеством не только в области литера­туры, искусства, науки, философии, но также в обла­сти техники, промышленности, фабричного и ремеслен­ного производства. При этом пропаганда передовых идей должна была идти рука об руку с разрушением и критикой рутинных взглядов, предрассудков, суеве­рий, верований и т. д.

Дидро разделил руководство редакцией Энциклопе­дии с Даламбером— математиком, философом и литератором. Но, предоставив Даламберу отдел физико-математических наук, Дидро оставался подлинным руководителем всего дела в целом.

История издания Энциклопедии была историей не­прерывно нараставших трудностей, преследований, пре­пятствий, а также историей постепенного отхода от Дидро даже тех сотрудников, которые, как Даламбер; на первых порах были воодушевлены общим делом и смело глядели в глаза опасности. Со временем ушли из Энциклопедии и Вольтер, и Руссо, и даже сам Да­ламбер. Один Дидро остался непоколебимым на своем посту. Ни запрещения, ни перерывы в выпуске томов, ни коварство финансировавших издание книготоргов­цев, которые изуродовали втайне от Дидро все наиболее опасные статьи последних томов и выбросили из них все, что могло стать поводом для новых запреще­ний, не сломили решимости Дидро довести начатое де­ло до конца. Дидро действительно завершил свое пред­приятие.

Французский материализм — высшая форма мате­риалистической мысли XVIII в. Своеобразные условия общественного движения и борьбы в этот период, под­готовлявший буржуазную революцию во Франции, придали французскому материализму политическую действенность и влияние на дальнейшую разработку важнейших вопросов современности. Очень большое значение имело теоретическое обобщение французскими материалистами достижений науки и философии, раз­вивавшихся в XVII—XVIII вв. во Франции, Англии и Голландии.

Высокую оценку достижений французского матери­ализма высказали классики марксизма-ленинизма. В труде «Святое семейство» Маркс дал сжатый, но чрезвычайно богатый мыслями очерк истории фран­цузского материализма, анализ его идейных источни­ков и характеристику его исторического значения. Маркс показал, что учения французского материализ­ма имели теоретические корни, во-первых, в материалистических идеях Локка и его последователей, во-вто­рых, в материалистических идеях физики Декарта и всего естествознания в целом. Маркс разъяснял, что французский материализм XVIII в. не только боролся против существующих политических учреждений, а вместе с тем против существующей религии и теологии, но и вел открытую, ясно выраженную борьбу против метафизических систем XVII в., т. е. против учений Декарта, Спинозы, Лейбница, допускавших существова­ние сверхчувственной реальности (См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 2, стр. 139).

В. И. Ленин в книге «Материализм и эмпириокри­тицизм» показал, как велико было значение француз­ского материализма в выработке общих для всякого материализма принципиальных философских основ. Такими основами были: 1) последовательное материа­листическое решение вопроса об отношении мышления к бытию, к природе; 2) материалистическое объяснение природы; 3) материалистическое обоснование теории ощущения и т. д. Ленин показал, что не меньшим было и значение французского материализма в истории ев­ропейского просвещения, в истории атеизма и свободомыслия. Ленин подчеркивал, что «бойкая, живая, та­лантливая, остроумно и открыто нападающая на гос­подствующую поповщину публицистика старых атеистов XVIII века» и в наше время может служить делу антирелигиозной пропаганды» (См. В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 45, стр. 26.).

При всех этих заслугах французский материализм XVIII в. был ограничен историческими рамками своего века. Несмотря на тесную связь с биологией и медици­ной, он еще оставался в своем теоретическом содержа­нии материализмом механистическим. Развитое им уче­ние о человеке все же близко к механицизму XVII в. В учении французского материализма о познании не­мало ценного. Так, Дидро возродил идеи Бэкона о зна­нии как силе и выдвинул правильные положения о роли техники и производства в жизни цивилизованного человечества. Однако французские материалисты не дошли до диалектического понимания процесса по­знания.

Ограниченность французского материализма осо­бенно сказывается- в его социальных теориях. Последо­вательный в учении о природной основе жизни человека, французский материализм остается непоследова­тельным в своих попытках выяснить движущие силы исторического процесса. Материалистические представ­ления о значении среды, формирующей человека, его мораль, его убеждения сочетаются у французских материалистов с идеалистическим пониманием хода истори­ческого процесса. В конечном счете ход истории опре­деляется, по их мнению, умственным прогрессом — про­грессом просвещения, знания. Причины самого умственного прогресса, коренящиеся в развитии материаль­ного производства, остались французским материали­стам неизвестны.

Отсутствие правильной исторической точки зрения на явления духовной жизни общества ограничивало и развитую французскими материалистами «просвети­тельскую» критику религии. Талантливые, неистощимо остроумные в разоблачении всех иллюзий религиозного мировоззрения, французские материалисты оказались неспособными усмотреть источник этих иллюзий в ма­териальной основе общественных отношений. Они по­лагали, что борьба с религией должна вестись главным образом в области теории. Но они не подозревали, что условием полного успеха этой борьбы может быть только окончательное искоренение тех общественных отношений и противоречий, которые делают воз­можным само существование религиозных заблуж­дений.

И все же изучение материалистической философии эпохи буржуазных революций XVII—XVIII вв. нагляд­но подтверждает вывод, сделанный В. И. Лениным: «В течение всей новейшей истории Европы, и особенно в конце XVIII века, во Франции, где разыгралась реши­тельная борьба против всяческого средневекового хла­ма, против крепостничества в учреждениях и в идеях, материализм оказался единственной последовательной философией, верной всем учениям естественных наук, враждебной суевериям, ханжеству и т. п. Враги демо­кратии старались поэтому всеми силами «опровер­гнуть», подорвать, оклеветать материализм и защища­ли разные формы философского идеализма, который всегда сводится, так или иначе, к защите или поддержке религии» (В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 23, стр. 43.).

Выдающееся историческое значение французского материализма XVIII в. заключается в его борьбе про­бив религии и идеализма, в защите, обосновании и дальнейшем развитии материалистического миропони­мания, которое в трудах представителей этого фило­софского течения приняло новую, более четкую исто­рическую форму.