logo search
Краткий очерк истории философии учебник (2)

Просветители и ученые-материалисты

Под влиянием Радищева антикрепостнические идеи в России в конца XVIII —начале XIX в. проповедовали В. Пассек, Ф. Кречетов, И. Пнин, А. Бестужев, В. Попугаев, А.Кайсаров, В.Ма­линовский, А. Куницын и другие русские просветители. Развивая теорию естественного права и общественного договора, они делали из нее антифеодальные, по сути дела буржуазно-демократические выводы, склоняясь к конституционной или республиканской форме правле­ния. Они ратовали за просвещение народа и разумное законодательство, проповедовали гуманизм и нравст­венное перевоспитание людей. В связи с этим большое внимание просветители уделяли проблемам морали. В развитии русской социальной философии важную роль сыграли произведения названных просветителей: «О бла­гополучии народных тел» и «О благоденствии народных обществ» В. Попугаева, «Право естественное» и «Эн­циклопедия прав» А. Куницына, «Об освобождении крепостных в России» А. Кайсарова, «Опыт о просве­щении относительно к России» И. Пнина, «О воспита­нии» А. Бестужева, свободолюбивые стихи В. Пассека, «Рассуждение о мире и войне» В. Малиновского.

Большим событием в русской философии было появ­ление произведений А. Лубкина — «Письма о критиче­ской философии» (1805), «Начертание логики» (1807)1 и Т. Осиповского — «О пространстве и времени» (1807), «Рассуждение о динамической системе Канта» (1813). Отстаивая материалистическую теорию познания и ес­тественнонаучное представление о природе, эти мыслители подвергли критике субъективно-идеалистическое учение Канта о времени и пространстве, его агностицизм и априоризм.

Лубкин и Осиповский считали невозможным рассматривать время и пространство в отрыве от «бытия вещей», от материального мира, как такового, ибо предметный мир существует только во времени и прост­ранстве. Поэтому время и пространство лишь формы, содержанием которых является предметное бытие, неза­висимое от сознания человека. Понятия протяжения и делимости, движения и покоя, конечного и бесконечно­го, а также все другие понятия, в том числе математи­ческие, человек первоначально извлекает не из чисто мыслительной способности, хотя ее значение очень велико, а из самой действительности, в которой люди живут и которая повседневно воздействует на их органы чувств.

Осиповский был сторонником атомистической тео­рии строения материи, однако атомы, по его мнению, не предел делимости материи, и по мере развития науки, возможно, удастся обнаружить еще более мелкие ча­стицы.

Лубкин возражал против кантовского деления окру­жающих нас предметов на непознаваемые «вещи в се­бе» и познаваемые явления, усматривая в таком деле­нии проявление субъективизма. По традиции, идущей от просветителей XVIII в., Лубкин считал, что челове­ческое познание проходит через три ступени — истори­ческую, или чувственную, математическую и, наконец, высшую, или философскую. Философское познание — познание бытия вещей, их связей, отношений и «множайших причин», состояний и качеств вещей. Со всем этим имеет дело теоретическая философия. Практиче­ская философия занимается проблемами нравственно­сти. В теории познания Лубкин и Осиповский отводили значительное место активности человеческого, разума, ассоциации идей, наблюдениям и опыту. Лубкин кри­тиковал субъективистскую теорию так называемых вто­ричных качеств, доказывая, что вторичные качества присущи самим предметам, а не только нашим субъек­тивным восприятиям.

Большую роль сыграл Осиповский в пропаганде до­стижений астрономической и математической наук сво­его времени.