logo search
disk / Философия,логика гуманитас

Конфуцианство

На воззрение древних мудрецов опирается и конфуцианство. «Передаю, но не творю» – так выражал свое кредо создатель этого учения Конфуций, выступая посредником между прошлым и будущим. Развивая идею срединного пути он выдвигает идеал благородного мужа, следующего воле Неба (Дао у Конфуция не является первичным и самодовлеющим началом. Таковым выступает Небо, от которого и зависит Дао). Главным качеством благородного мужа является жэнь – гуманность, милосердие. Важное место в конфуцианстве занимает понятие этикета, следуя которому человек и приобретает необходимые качества благородного мужа.

Понятие семьи в конфуцианстве тесно связано с понятием государства. Оно предстает огромной семьей, в которой главную роль играют принципы уважения сыновей к родителям, младших – к старшим. Правитель такого государства должен воплощать в себе черты благородного мужа.

Конфуций был сторонником управления обществом путем опоры на мораль и строгие правила поведения. Ритуализация, строгое соблюдение правил охватывали все сферы жизни. Правильное, детализированное до мелочей исполнение ритуала являлось древним средством сохранения издавна существующего мирового порядка.

Основой поведения всех людей должно стать золотое правило: «Будучи вне дома, держите себя так, словно вы при-нимаете почетных гостей. Пользуясь услугами людей, ведите себя так, словно совершаете торжественный обряд. Не делайте другим того, чего себе не желаете. Тогда ни в государстве, ни в семье не будет недовольных». Такие ритуалы, по мысли Конфуция, должны консолидировать общество.

Внимание конфуцианства к моральным, социальным качествам людей во многом и определило на целые тысячелетия его популярность в общественной жизни Китая.

Задания. Вопросы.

Ответы.

  1. Чем различаются античный, древнеиндийский и древнекитайский способы философского осмысления мира и человека?

  2. Каковы характерные черты философии Древнего Востока?

  3. В чем сущность учения о брахме и атмане в Упанишадах?

  4. Охарактеризуйте понятие кармы в Упанишадах.

  5. Дайте характеристику состояний ума в учении йоги.

  6. Каковы ступени постижения йоги?

  7. Какие истины составляют основу учения Будды?

  8. Какой путь самосовершенствования ведет к достижению нирваны?

  9. Охарактеризуйте содержание понятия Дао.

  10. Дайте характеристику даосского принципа недеяния.

  11. Раскройте содержание принципа Конфуция «Передаю, но не творю».

  12. Каково значение ритуала в конфуцианстве?

  13. О чем говорит Конфуций в следующем высказывании: «То, что благородный муж находит в себе, малый человек ищет в других людях»?

  14. Каково содержание «золотого правила» поведения человека?

Задания. Тесты.

Ответы.

1. Укажите, какие черты характерны для философии Древнего Востока:

а) антропоцентризм;

б) связь с мифологией;

в) акцент на единстве мира и человека;

г) атеизм.

2. Стремление к целостному рационалистическому постижению мира характерно для философии:

а) Античности;

б) Древней Индии;

в) Древнего Китая;

г) любого типа.

3. Что понимается в Упанишадах под брахмой:

а) безличное сущее («тело мира»);

б) индивидуальная душа («индивидуальное сущее»);

в) круговорот перерождений;

г) состояние высшего блаженства;

д) представитель касты брахманов.

4. Согласно Упанишадам, под атманом понимается:

а) круговорот жизни;

б) универсальный принцип бытия;

в) безличное сущее;

г) духовная сущность индивида.

5. Содержанием закона кармы в Упанишадах является:

а) определение первоосновы бытия;

б) организация всех форм бытия;

в) включение атмана в процесс перерождения;

г) круговорот жизни.

6. В чем буддизм видит выход человека из состояния страдания:

а) в наслаждении благами жизни, в удовольствиях;

б) в борьбе со страданиями;

в) в отречении от источника страданий – страстей и желаний (в погружении в нирвану).

7. Какие из указанных качеств даосизм относит к началу Ян:

а) тьма;

б) свет;

в) небо;

г) земля;

д) мужское (начало);

е) женское (начало).

8. Какое качество Конфуций считает главным для идеала благородного мужа:

а) ум;

б) правдивость;

в) гуманность, милосердие;

г) образованность.

9. С точки зрения даосизма, многочисленность моральных предписаний в обществе свидетельствует:

а) о высоком духовно-нравствен-ном развитии людей;

б) о социальной сплоченности людей;

в) об утрате людьми подлинной добродетели.