II. Категория развития в современной философии и науке Понятие и типы развития
Все в мире находится в движении. Движение – это изменение вообще. Это положение означает, что категорией движения охватываются различные типы изменений, наблюдаемые в объективном мире, начиная от перемещения объектов в пространстве и кончая процессами биологической и со-циальной эволюции. Изменения могут быть количественные и качественные. Количественные изменения связаны с переносом материи и энергии в пространстве. Качественные всегда связаны с перестройкой внутренней структуры объектов и превращением их в новые объекты, обладающие свойствами, резко отличающимися от свойств прежнего предмета. Последовательность необратимых качественных изменений называется развитием. Развитие может идти с повышением уровня организации объектов, и тогда оно называется прогрессивным развитием или просто прогрессом. Качественные изменения, приводящие к понижению уровня организации, называются регрессом.
Помимо возникновения нового качества развитие характеризуется необратимостью – целым рядом таких преобразований, которые делают невозможным возврат к исходному состоянию. Противоположное этому понятие обратимости связано с круговоротами и функционированием, представляющим собой изменения качеств с возвратом к прежним состояниям. Развитие также характеризуется направленностью.
Таким образом, основные признаки развития – качественный характер изменений, их необратимость и направленность. Ни один из этих признаков по отдельности не достаточен для определения развития. Эти признаки необходимы и достаточны для отграничения данного типа изменений от хаотических изменений, механических движений, круговоротов, функционирования.
Развитие может быть однолинейным и многолинейным, прямолинейным и зигзагообразным, восходящим и попятным, общим и локальным, ускоренным и замедленным и так далее. Все эти типы, виды и формы могут переплетаться друг с другом в конкретных ситуациях. Главными линиями, или направлениями, развития являются прогресс, регресс и одноуровневое развитие. Развитие приводит к появлению нового качества, но вовсе не обязательно, чтобы оно было сложнее или совершеннее качества предшествующего. Если новое качество в том или ином отношении превосходит старое, то налицо прогрессивная тенденция развития. Если же оно в том или ином отношении уступает прежнему, то налицо регрессивная тенденция развития. Для определения типа направленности необходимы критерии.
Для неорганической природы достаточным критерием прогресса (или восходящей линии развития) можно считать степень усложнения структуры системы (например, молекулярный уровень в сопоставлении с атомарным). Переход от одних основных уровней системной организации объектов к другим означает расширение возможностей взаимодействия.
По отношению к системам органической природы приходится обращаться к более сложному критерию прогресса. Его отдельными моментами являются следующие: степень дифференциации и интеграции структуры и функций живого и оптимальная связь этих параметров; увеличение конкурентоспособности; степень эффективности и работоспособности структур и функций живых организмов; степень экономичности всех форм организации живого; увеличение автономизации, или относительной независимости от среды. Эти критерии с разных сторон характеризуют совершенство всего живого и только взятые в комплексе они могут дать правильное представление о степени организации живых систем.
В отношении общества также применяется комплексный критерий прогресса. Фактически каждая его подсистема – духовная жизнь, экономика, социальная и политико-право-вая сферы – требуют своего специфического критерия, и только в совокупности они способны охарактеризовать ту или иную общественную систему, степень ее прогрессивности по сравнению с другими общественными системами. Социальный прогресс связан с развитием личности и гармонизации интересов общества и интересов индивида. Подлинный гуманизм исходит из общественного человека и человеческого общества. Не может быть прогрессивной система, подавляющая личность, не позволяющая раскрыться ее духовным способностям. Лаконично это выразил поэт: «Все прогрессы – реакционны, если рушится человек». Гармоничное развитие индивидов, их способностей, духовного мира ведет к ускорению нравственного и культурного прогресса общества.
Основными критериями общественного прогресса являются: уровень развития нравственности, культуры, образования, степень свободы человека, уровень демократизации общественной жизни, степень развития производительных сил, темпы роста производства, производительности труда, уровень благосостояния людей. Прогресс применительно к обществу – это такое повышение степени его системной организации, которое позволяет всем сферам общественной жизни развиваться более высокими темпами и в полной мере способствует развитию человека.
Важным является поиск универсального критерия общественного развития. В наиболее общем виде критерием прогресса является развитие от простого к сложному, от низшего к высшему. В реальной действительности в качестве критерия в разные исторические эпохи и в разных системах назывались: развитие научного знания, движение к состоянию свободы, уровень развития производительных сил, способ производства материальных благ. В русской философии проблема прогресса увязывалась с духовностью, с религией и моралью. Показательно, что в наше время все больше ученых склоняются к мысли о том, что основным критерием общественного прогресса является состояние духовности, нравственности.
Прогресс всегда относителен. Для определения того, подчинены ли изменения прогрессу, нужна система отчета, относительно которой рассматривается ряд изменений. В результате одно и то же явление может быть одновременно и прогрессивным, и регрессивным: прогрессивным в одном отношении, регрессивным – в другом. Прогресс неразрывно связан с регрессом. Восходящая ветвь развития материальных систем рано или поздно переходит в нисходящую ветвь. В материальном мире нет ничего вечного. Кроме того, общий прогресс системы включает в себя регресс отдельных элементов, структур, функций.
- Министерство образования и науки
- Isbn 5-89933-028-7
- Болонский процесс пошел
- Философия
- Частьi. История философии
- I. Предмет и специфика философии Мировоззрение и философия
- Специфика философских проблем
- Функции философии
- II. Философия древнего востока Своеобразие теоретической мысли
- Возникновение индийской философии и Упанишады
- Философия йоги
- Буддизм
- Даосизм
- Конфуцианство
- III. Античная философия От мифа – к логосу
- Раннегреческие учения о бытии
- Учение Сократа о человеке
- Философия Платона
- Философия Аристотеля
- Эллинистическо-римская философия
- IV. Философия средневековья Исторические условия и основные идеи
- Этапы развития философской мысли
- Проблемы бытия, сущности и существования
- Учения а. Августина и ф. Аквинского о человеке и его истории
- V. Философия возрождения Новые социально-экономические реалии и мировоззрение
- Антропоцентризм, гуманизм, пантеизм
- Бог, человек и мир в учениях н. Кузанского и Дж. Бруно
- VI. Философия нового времени Социально-исторические и мировоззренческие основания философии и науки
- Индуктивная методология ф. Бэкона
- Рационально-дедуктивная методология р. Декарта
- Сенсуализм как направление в философии
- VII. Философия просвещения Социальные и теоретические истоки
- Вольтер и Монтескье
- Социально-философские идеи ж.-ж. Руссо
- Атеистический материализм
- Актуальность идей французских просветителей
- VIII. Немецкая классическая философия Основные принципы
- Критическая философия и. Канта
- Философская система и метод г.В.Ф. Гегеля
- Антропологический материализм л. Фейербаха
- IX. Марксистская философия Формирование философской позиции к. Маркса
- Основные идеи марксистской философии
- Коммунистическая идея к. Маркса
- X. Русская философия Зарождение русской философии
- Человек и общество у славянофилов и западников
- Ф.М. Достоевский и к.Н. Леонтьев
- Религиозная философия
- Русский космизм
- Русская зарубежная философия
- XI. Современная зарубежная философия Многообразие тенденций и направлений
- Позитивистская школа
- Философия жизни
- Фрейдизм
- Экзистенциализм
- Структурализм
- Герменевтика
- Религиозно-философская мысль
- Философия постмодерна
- Часть II. Современная философия
- Бытие, субстанция, материя
- Многообразие форм проявления бытия
- Движение, пространство и время – атрибуты форм бытия
- II. Категория развития в современной философии и науке Понятие и типы развития
- Диалектика – учение о всеобщих законах развития
- Синергетика как наука о самоорганизации систем
- III. Сознание
- Специфика философского подхода к проблематике сознания
- Происхождение и сущность сознания
- Сознание и язык
- IV. Человек – центральная проблема философии Человек как проблема для самого себя
- Единство природного, социального и духовного в бытии человека
- Человек как личность
- V. Смысл человеческого существования Современные концепции взаимосвязи сущности и существования человека
- Смысл человеческой жизни в истории философии
- Временность существования человека и смысл жизни
- VI. Человек в мире духовных ценностей Понятие и типология ценностей
- Нравственные ценности как основа духовного мира человека
- Эстетические ценности в духовном мире человека
- Религиозные ценности в современном мире
- VII. Проблема познания в философии Сущность и структура познавательного отношения человека к миру
- Чувственное, рациональное и иррациональное в познании
- Истина и ее критерии
- VIII. Научное познание Специфика и структура научного знания
- Методология эмпирического и теоретического исследования
- Модели развития научного знания
- Научная картина мира
- IX. Общество
- Х. Человек в информационно- техническом мире Эволюция системы «человек–техника»
- Сущность процессов информатизации и компьютеризации
- Социально-культурные последствия
- Информатизации
- XI. Проблемы и перспективы
- Особенности развития современной цивилизации
- Глобальные проблемы, их содержание и происхождение
- Стратегии выживания человечества
- Основные понятия
- I. Наука логика Мышление как объект логики
- Содержание и форма мышления
- Истинность и правильность мышления. Логический закон
- Основные законы логики
- II.Понятие Понятие как логическая форма мышления
- Содержание и объем понятия
- Виды понятий
- Отношения между понятиями
- Логические операции с понятиями
- Определение понятий
- Правила определения
- Деление понятий
- Правила деления
- III.Суждение Суждение как форма мышления
- Простые суждения. Логическая структура
- Виды простых суждений
- Сложные суждения. Логическая структура
- Виды сложных суждений
- Отношения между суждениями
- IV. Умозаключение Умозаключение как форма мышления
- Дедуктивные умозаключения
- Непосредственные умозаключения
- Простой категорический силлогизм (пкс)
- Энтимема
- Дедуктивные умозаключения из сложных суждений
- Правильные формы условно-категорического умозаключения
- Недедуктивные умозаключения
- Индуктивные умозаключения
- Умозаключения по аналогии
- V.Логические основы аргументации Аргументативный процесс и его структура
- Виды аргументативного процесса
- Правила аргументации. Ошибки в аргументации
- Основные понятия
- Содержание
- Вниманию студентов и аспирантов!