logo
disk / Философия,логика гуманитас

Информатизации

Информатизация, в первую очередь, оказывает влияние на научно-техническую и экономическую сферы жизни общества. Уже сейчас в развитых странах происходят существенные перемены в экономике. Производственные процессы все более автоматизируются и компьютеризируются, возрастает эффективность самого производства, производительность труда. Информатизация обеспечивает ускорение темпов внедрения достижений науки в производство. Индустрия переориентируется на создание более оптимальных технологических циклов, принципиально новых видов производств. Производство становится все менее материало- и энергоемким, и соответственно более экологичным. Падает общая доля неквалифицированного, ручного труда в промышленности.

Серьезно изменяется и структура общественного производства. Информационная сфера, постоянно увеличиваясь, требует притока в нее большого числа специалистов и средств, и этот приток обеспечивается за счет уменьшения занятости и капиталовложений в сферу производства.

Перестраивается и сама система управления как производственными, экономическими, так и другими общественными процессами. Система информационного обеспечения позволяет быстро и качественно получить и обработать данные по любому вопросу общественной жизни, что дает возможность оперативно разрешать многие проблемы, встающие перед человеком. Передача информации через компьютеры сокращает время, необходимое для связи в системе управления. Обеспечивается двусторонний характер связи в системе «управляющий–исполнитель», качество и своевременность команд, рекомендаций.

Информатизация стала одной из наиболее важных основ такой отрасли управления, как текущее и стратегическое планирование. Научно-технические, социально-экономические планы, программы, прогнозы разрабатываются на базе информационных данных и компьютерных систем анализа.

Средства связи, электронно-вычислительные машины, персональные компьютеры прочно вошли в жизнь и быт жителей развитых стран, влияя на изменении социально-полити-ческих реалий в обществе. Так, с одной стороны, стало легче выявлять и изучать протекающие социально-политические процессы, прогнозировать их развитие, чтобы управлять ими. С другой стороны, люди получили возможность очень быстро получать любую информацию, в том числе о событиях, происходящих в любой точке планеты, дать оценку предвыборным программам различных партий, их кандидатов, решениям правительства, чтобы в дальнейшем опять-таки при помощи средств информации повлиять на ход событий. Программирование подобных перспектив информатизации позволило даже говорить об этапе «информационной» или «компьютерной» демократии, в который вступают развитые страны.

Изменяется и привычный уклад человеческой деятельности в научной и духовной сферах. Разработка компьютеров колоссально обогатила возможности экспериментального познания и теоретического анализа. Компьютеры повышают «разрешающую силу» человеческого мозга и все в большей степени становятся участниками научного поиска.

Благодаря компьютерам происходит совершенствование самих способов и форм теоретического воспроизведения действительности, языка научного описания, все более приспособляемого для отображения внутренней структуры и динамики развития различных явлений и объектов окружающего нас мира. Применение компьютеров стало мощным фактором развития таких фундаментальных исследований, как познание структуры материи, развитие геофизики, проникновение в глубины Мирового океана и космоса. Массовая компьютеризация не только оптимизирует и ускоряет процессы обучения в обществе, но и предъявляет постоянно растущие требования к специалистам, ученым, ко всем слоям населения. В этой связи овладение компьютерной грамотностью во многих странах начинается с детства, с дошкольных учреждений.

Компьютеры применяются и в процессе сугубо творческой, духовной деятельности, в искусстве. Они активно используются при написании художественных произведений в прозе и поэзии, при разработке архитектурных ансамблей. Даже игровая деятельность все в большей степени строится на основе компьютера. Компьютерные игры, различного рода развлекательные программы вошли в досуг не только детей, но и взрослых.

Вместе с тем нельзя не отметить противоречивого характера последствий информационной революции.

1. Несмотря на возникшую компьютерную эйфорию, веру в то, что информационная технология может решить все проблемы в обществе, все же не следует возлагать на информатизацию чрезмерные ожидания. Заблуждение в этой области чревато «информационной технократизацией» общественного развития, пренебрежением к роли человеческого, духовного фактора, нивелированием личности до уровня одной из «информационных систем» в общем механизме «информационной индустрии».

2. Не менее сложна проблема социально-политической направленности использования информатизации в обществе. Все зависит от того, в чьих целях будет использоваться индустрия информации. Правящие, заинтересованные круги могут манипулировать ею в своих интересах, чтобы воздействовать на сознание и общественное мнение людей. Тогда вместо ожидаемого общества «информационной демократии» установится режим «информационной диктатуры» или «информационной олигархии», иначе говоря, система дезинформации наделения.

3. Общение с компьютером намного проще, чем общение с другими людьми. Уход в мир компьютеров, вживание в роль демиурга, главного действующего лица может привести к упрощенному восприятию жизни. Следствие этого – отчуждение от реалий жизни, растерянность перед сложностью настоящей жизни.

4. Острые проблемы встают и в результате использования компьютеров в процессе обучения. Если ученик знает своего учителя, то при передаче знаний компьютером, помещении их в своего рода экспертные программы, знания обезличиваются. Следствием этого может быть:

5. Мощное наступление информатики на социальную сферу жизни человека вызывает социально-экологический дисбаланс. Уже сейчас изучается группа новых болезней под общим названием «информационные неврозы». Им наиболее подвержены специалисты в области информатики, планово-финансовые работники, управленческие работники, врачи, телефонисты, учителя и артисты.

6. Наконец, утверждение в сознании людей информационно-технической картины мира, «механизация» мышления человека чреваты обеднением духовного мира индивида, то есть обезличиванием общения.

Каковы же пути преодоления негативных последствий информатизации, пути ее гуманизации?

В первую очередь, это осознание места человека и места компьютера, информатики в развитии общества и последующее адекватное распределение их ролей. Основной движущей и преобразующей силой общественного развития остается человек – ему и решать эти проблемы. Компьютеры, информационная индустрия являются наиболее современными, но лишь «орудиями труда» человека, его подручными средствами. Надо, чтобы не человек приспосабливался к информационным системам, а информационные системы были приспособлены под язык и формы мышления, психологию и физиологию человека. Здесь нужно сотрудничество инженеров, психологов, обществоведов, лингвистов в проектировании новых видов и форм человеческой деятельности, предметом которой являются знания. Задача специалистов в области информатики, философов, обществоведов, психологов – найти путь преодоления разрыва между высокой степенью абстрагирования, присущей символическому языку компьютера и сложными проблемами бытия, которые необходимо оперативно решать.

Так как процессы социализации человека осуществляются в информационно-насыщенной, интеллектуальной среде, то важным фактором приобщения личности к условиям жизни в современном обществе является формирование информационной культуры населения. В содержание этой культуры входят: компьютерная грамотность; освоение навыков общения в новой социально-коммуникативной среде; осознание социально-культурной значимости информатизации и тех проблем, которые возникают в ходе ее реализации; умение общаться и жить в двух типах реальности – чувственно-предметной и виртуальной, не растворяясь в виртуальной; развитое творческое мышление.

Особо следует остановиться на проблеме предотвращения негативных последствий информатизации в социально-политической сфере. Так, политики, законодатели, юристы, ученые должны совместно разработать эффективную систему юридических, социально-политических заслонов на пути использования информации в качестве средства манипуляции общественным сознанием. Создание системы борьбы с общественной дезинформацией должно происходить на общем фоне демократизации страны, утверждения основ правового государства, где все отвечают перед законом.

Стоящую перед современным обществом угрозу трансформации в технизированный информационный механизм, нивелирующий индивида, невозможно преодолеть без развития духовного потенциала личности и всего общества в целом. Это развитие особенно необходимо для возрождения нашей страны, оказавшейся на долгие годы отрезанной от своих духовных, культурно-исторических корней. Именно высокий уровень духовной культуры может помочь человечеству критически оценить социальную значимость результатов научно-технического прогресса, гуманизировать его, направить на сохранение «человеческого в человеке».

Задания. Вопросы.

Ответы.

  1. Каковы современные значения термина «техника»?

  2. Чем определяется логика развития техники?

  3. Какие функции человека выполняют современные технические средства?

  4. Какие качественные изменения в науке произошли в XX веке?

  5. В чем сущность современной научно-технической революции (НТР)?

  6. Раскройте содержание понятия «информационная революция».

  7. Что является главным показателем уровня технико-экономического развития современного общества?

  8. Как изменяется социальная структура общества под воздействием процессов информатизации и компьютеризации?

  9. Охарактеризуйте воздействие информатизации и компьютеризации на образ жизни современного человека.

  10. Раскройте значение информатизации и компьютеризации для процесса познания мира, для творческой деятельности человека.

  11. Какие новые возможности и проблемы возникают в результате компьютеризации учебного процесса?

  12. В чем сущность «информационной технократии»?

Задания. Тесты.

Ответы.

1. В чем сущность современной научно-технической революции:

а) в единстве науки, техники и производства;

б) в изменении условий и характера труда;

в) в формировании новой картины мира и создании новых технических средств.

2. Производственные автоматы, регулирующие технологические процессы по принципу обратной связи, начинают широко применяться:

а) в XVII веке;

б) в первой половине XVIII века;

в) во второй половине XVIII века;

г) в XIX веке.

3. Процесс передачи техническим средствам функции принятия решений начинается:

а) в первой половине XVIII века;

б) в конце XVIII века;

в) в XIX веке;

г) в XX веке.

4. Направление развития техники непосредственно проявляется:

а) в развитии научных знаний;

б) в росте материального производства;

в) в передаче функций человека машинам;

г) в растущем преобразовании природы.

5. Какой из перечисленных признаков характеризует современную стадию НТР:

а) появление новых знаний и новых видов техники;

б) взаимосвязь науки и общественного производства;

в) повышение роли информационной деятельности в жизни общества.

6. Стремительный процесс развития и использования новых поколений вычислительной техники и программного обеспечения называется:

а) компьютеризацией;

б) научно-технической революцией;

в) информатизацией в узком смысле слова;

г) информатизацией в широком смысле слова.

7. Непосредственной научно-техни-ческой базой современной информационной революции является:

а) распространение компьютерных технологий;

б) создание новых видов техники;

в) бурное развитие научных знаний.

8. Систематическая организация борьбы с общественной дезинформацией возможна на основе:

а) постоянного контроля общественных организаций за деятельностью средств массовой информации;

б) все возрастающей концентрации информации в органах государственной власти;

в) демократизации общества, построения правового государства.