logo
disk / Философия,логика гуманитас

Экзистенциализм

И все же, пожалуй, наиболее влиятельное направление иррационализма – экзистенциализм (лат. existentia – существование). Главные представители этого направления – М. Хайдеггер (1889–1976), К. Ясперс (1883–1969) в Германии, Г. Марсель (1889–1973), Ж-П. Сартр (1905–1980) и А. Камю (1913–1960) во Франции. Многие экзистенциалисты своим учителем считают Ф.М. Достоевского.

Экзистенциализм возник после первой мировой войны в Германии. В период фашистской оккупации новая волна экзистенциализма распространилась во Франции, а после второй мировой войны он стал известен повсеместно. Возникновение и распространение экзистенциализма связано с тем, что в нем отразились проблемы, волнующие людей. Это проблемы смысла жизни, сущности человеческого существования, выбора линии поведения, ответственности личности.

Нельзя не учитывать, что экзистенциализм явился своеобразной реакцией на положение науки XX века. В нем отразилось разочарование наукой из-за ее неспособности обеспечить процветание общества, ответить на интересующие людей вопросы, стать руководством к действию.

Исходной категорией экзистенциализма является категория существования (экзистенция), которая трактуется как уникальное, неповторимое человеческое существование, как переживание личностью своего бытия как «бытия-в-мире». Поэтому термин «экзистенция» не применим к вещам, они есть, но они не существуют.

Экзистенциализм различает подлинное и неподлинное бытие. Разграничение осуществляется в зависимости от того, что выдвигается на первый план в существовании человека – направленность в будущее, то есть к смерти, или в настоящее, приковывающее человека к его вещам.

Неподлинное бытие – это перевес в существовании настоящего, которое выражается в том, что мир вещей заслоняет от человека его временность, конечность. Согласно экзистенциализму, мир вещей – это не только вещизм в буквальном значении слова, но и социальная среда обитания человека. Неподлинное бытие – это такой способ человеческого существования, при котором человек целиком поглощается средой, которая диктует ему стереотипы поведения, образ мыслей и чувств.

Изображая этот неподлинный мир, экзистенциализм рисует реальное общество с его культом потребления, нивелировкой личности, где каждый боится быть самим собой, выделиться из массы. Общество, коллективы, учреждения представляются экзистенциалистами чем-то нечеловеческим, противостоящим личности как враждебная ей сила. Свобода личности, полагают экзистенциалисты, начинается по ту сторону социальной сферы, в мире внутренней духовной жизни человека. Общество призвано лишь обеспечить материальные и правовые условия для духовного развития личности.

Подлинное бытие характеризуется экзистенциализмом как бытие, где человеку удается освободиться от власти общества и его установлений. Достигнуть его можно лишь тогда, когда человек осознает свою временность, конечность.

Важное место в экзистенциализме занимает учение о пограничных ситуациях, в которых человек ближе всего подходит к осознанию своей временности (мгновения перед смертью, болезнь, горе, отчаяние). Существовать – это значит балансировать на грани жизни и смерти, ощущая хрупкость своего бытия. Оказавшись в пограничных ситуациях, индивид начинает осознавать свою сущность, понимать враждебность окружающего мира, абсурдность своего существования под тяжестью навязанных канонов и норм.

Освободить человека от всех надежд на то, что он может обрести свободу с помощью чего-то вне себя, поставить его перед собой и заставить заглянуть в себя – вот та задача, которую поставил экзистенциализм.