Стратегии выживания человечества
С конца 60-х годов XX века глобальные проблемы человечества оказались в центре внимания ученых самого различного профиля – экономистов, социологов и философов, политиков, специалистов в области экологии, компьютерного моделирования. Исследования этих проблем проводятся в тесной связи с изучением перспектив развития мировой цивилизации.
Человечество в настоящее время находится, говоря языком синергетики, в зоне опасной бифуркации (лат. bifurcus раздвоенный – приобретение нового качества в движениях динамической системы). Реальной является как возможность дальнейшего развития современной цивилизации, так и ее общая гибель. Продлить существование человечества можно, лишь перейдя к управляемому развитию. Поэтому сегодня эта проблема является самой кардинальной. Она не терпит отлагательств и требует деятельного участия в ее решении всех людей, но особенно тех, кто управляет странами и народами, кто определяет политику, в чьих руках ресурсы. А здесь возникает другая проблема… По подсчетам экспертов ООН, которые были оглашены на Международной конференции по окружающей среде в Рио-де-Жанейро (июнь 1992 г.), необходимо было до 2000 года инвестировать в экологические проекты не менее 600 млн. долларов, чтобы снизить темпы разрушения природной среды. Однако такие капиталовложения сделаны не были и состояние среды продолжает ухудшаться.
Осознание этого факта приводит к концепции экологически приемлемого развития. Эта концепция является исходной для позиции Римского клуба – международной организации, созданной в 1968 году для анализа особенностей развития современной цивилизации.
В Международных конвенциях, а также в документе «Повестка дня на ХХI век» конференции в Рио-де-Жанейро изложены основы стратегии поддерживаемого, устойчивого развития – УР («Программа действий. Повестка дня на ХХI век» и другие документы конференции «За наше будущее». – Женева, 1993 год).
В самом общем виде рекомендации стратегии УР сводятся в этих документах к следующим генеральным направлениям.
Борьба с бедностью.
Снижение ресурсопотребления современной техносферы.
Сохранение устойчивости биосферы.
Учет природных закономерностей в принятии решений, относящихся к политической, экономической и социальной сферам.
Концепция УР представляет собой по существу сценарий нулевого роста. Как заявлено, она нацелена на «удовлетворение потребностей настоящего времени, но не ставит под угрозу способность других поколений удовлетворять свои собственные потребности». Вместе с тем концепция УР наиболее пригодна для экономически развитых стран (с населением 1 млрд. человек), которые имеют средства для переориентации своих экономик на экологический стиль в ближайшие 20 лет, и это вызывает вопросы со стороны ряда развивающихся стран. Тем не менее предполагается, что, оказавшись лидерами в решении экологических проблем, развитые государства смогут со временем «вытянуть» другие страны на рубежи УР. Таким образом, концепцию УР можно было бы рассматривать как тактическое средство решения экологических проблем, дающее время, чтобы выйти на рубежи их стратегического решения. Однако преодоление экологических и других глобальных проблем требует перестройки мировоззрения людей, смены ценностей в области материальной и духовной культуры.
Основой устойчиво развивающегося общества всегда является человек, отошедший от привычного эгоцентризма и антропоцентризма, признающий самоценность природы, и познавший себя, свои истинные потребности. Под таковыми могут пониматься только те, которые гарантируют духовное качество личности, действительную полноту жизни человека и общества и тем самым позволяют на новых основаниях строить отношения с природой. В самых общих чертах, это, прежде всего, такие естественные потребности, как жизнь, безопасность, пища, познание, общение, творчество. По мере развития общества они приобретают все более содержательные и одухотворенные способы удовлетворения. Это предполагает отказ от ненужного, избыточного потребления, которое развращает и тело, и душу.
Разумная оптимизация потребления как условие устойчивого развития системы общество-природа отличается в своих существенных чертах от концепции устойчивого развития для «золотого миллиарда». «В плане экологическом она означает сбережение сырьевых ресурсов и сохранения чистоты планеты. В плане экономическом эта стратегия позволяет избегать растрачивания труда и богатства, добытых обществом, избежать направления финансовых потоков в паразитические сферы обращения. В плане экзистенциональном это обозначает духовно-гуманистический вектор развития и совершенствования природы человека как вида и его перспектив как рода, что в идейно-аксиологическом отношении выдвинет на передний план настоящие ценности и приоритеты (истина, добро, красота, любовь, познание, творчество, утверждающее их)». (Самохвалова В.И. Человек и судьба мира. М., Новый век, 2000. С. 170).
Сами по себе научные, правовые, политические и социально-экономические способы смягчения экологической ситуации при всей их важности и необходимости будут мало эффективны до тех пор, пока не сформируется новое экологическое сознание, новые нормы отношения к природе. То, что было допустимо в прошлом, уже недопустимо сегодня. Человек должен почувствовать себя членом планетарного сообщества и отказаться от опасной антропоцентрической установки на господство над природой.
Задания. Вопросы. | Ответы. |
|
|
Задания. Тесты. | Ответы. |
1. Какая из перечисленных характеристик не является специфической для современной цивилизации: а) высокие темпы общественного развития; б) единство и целостность человечества в общепланетарном масштабе; в) наличие глобальных проблем; г) изменение социальной структуры общества. 2. Какая из перечисленных черт является специфической для современной цивилизации: а) рост населения; б) урбанизация; в) высокая духовность; г) всемирность; д) развитие науки и техники. 3. Масштабность и скорость преобразования современного общества определяются: а) объемом энергоресурсов; б) темпами развития науки и техники; в) экономикой; г) политикой. 4. Каков качественный критерий выделения глобальных проблем: а) глобальные проблемы охватывают большинство стран мира; б) глобальные проблемы охватывают многие сферы жизнедеятельности человека; в) глобальные проблемы ставят под угрозу существование всего человечества как биологического рода. 5. Современная демографическая ситуация характеризуется: а) быстрым приростом населения за счет развивающихся стран; б) равномерным ростом населения во всех странах; в) приростом населения за счет развитых стран; г) нулевым ростом населения планеты. 6. Сущность экологического кризиса заключается: а) в угрозе необратимых изменений в биосфере; б) в ухудшении среды обитания; в) в усилении воздействий технических средств на природу; г) в нерациональном использовании природных ресурсов. 7. Сущность концепции устойчивого развития заключается: а) в отказе от научно-технического и промышленного прогресса; б) в минимизации и оптимизации потребностей человека; в) в переориентации экономики на экологический стиль; г) в постепенном снижении темпов экономического развития. |
|
- Министерство образования и науки
- Isbn 5-89933-028-7
- Болонский процесс пошел
- Философия
- Частьi. История философии
- I. Предмет и специфика философии Мировоззрение и философия
- Специфика философских проблем
- Функции философии
- II. Философия древнего востока Своеобразие теоретической мысли
- Возникновение индийской философии и Упанишады
- Философия йоги
- Буддизм
- Даосизм
- Конфуцианство
- III. Античная философия От мифа – к логосу
- Раннегреческие учения о бытии
- Учение Сократа о человеке
- Философия Платона
- Философия Аристотеля
- Эллинистическо-римская философия
- IV. Философия средневековья Исторические условия и основные идеи
- Этапы развития философской мысли
- Проблемы бытия, сущности и существования
- Учения а. Августина и ф. Аквинского о человеке и его истории
- V. Философия возрождения Новые социально-экономические реалии и мировоззрение
- Антропоцентризм, гуманизм, пантеизм
- Бог, человек и мир в учениях н. Кузанского и Дж. Бруно
- VI. Философия нового времени Социально-исторические и мировоззренческие основания философии и науки
- Индуктивная методология ф. Бэкона
- Рационально-дедуктивная методология р. Декарта
- Сенсуализм как направление в философии
- VII. Философия просвещения Социальные и теоретические истоки
- Вольтер и Монтескье
- Социально-философские идеи ж.-ж. Руссо
- Атеистический материализм
- Актуальность идей французских просветителей
- VIII. Немецкая классическая философия Основные принципы
- Критическая философия и. Канта
- Философская система и метод г.В.Ф. Гегеля
- Антропологический материализм л. Фейербаха
- IX. Марксистская философия Формирование философской позиции к. Маркса
- Основные идеи марксистской философии
- Коммунистическая идея к. Маркса
- X. Русская философия Зарождение русской философии
- Человек и общество у славянофилов и западников
- Ф.М. Достоевский и к.Н. Леонтьев
- Религиозная философия
- Русский космизм
- Русская зарубежная философия
- XI. Современная зарубежная философия Многообразие тенденций и направлений
- Позитивистская школа
- Философия жизни
- Фрейдизм
- Экзистенциализм
- Структурализм
- Герменевтика
- Религиозно-философская мысль
- Философия постмодерна
- Часть II. Современная философия
- Бытие, субстанция, материя
- Многообразие форм проявления бытия
- Движение, пространство и время – атрибуты форм бытия
- II. Категория развития в современной философии и науке Понятие и типы развития
- Диалектика – учение о всеобщих законах развития
- Синергетика как наука о самоорганизации систем
- III. Сознание
- Специфика философского подхода к проблематике сознания
- Происхождение и сущность сознания
- Сознание и язык
- IV. Человек – центральная проблема философии Человек как проблема для самого себя
- Единство природного, социального и духовного в бытии человека
- Человек как личность
- V. Смысл человеческого существования Современные концепции взаимосвязи сущности и существования человека
- Смысл человеческой жизни в истории философии
- Временность существования человека и смысл жизни
- VI. Человек в мире духовных ценностей Понятие и типология ценностей
- Нравственные ценности как основа духовного мира человека
- Эстетические ценности в духовном мире человека
- Религиозные ценности в современном мире
- VII. Проблема познания в философии Сущность и структура познавательного отношения человека к миру
- Чувственное, рациональное и иррациональное в познании
- Истина и ее критерии
- VIII. Научное познание Специфика и структура научного знания
- Методология эмпирического и теоретического исследования
- Модели развития научного знания
- Научная картина мира
- IX. Общество
- Х. Человек в информационно- техническом мире Эволюция системы «человек–техника»
- Сущность процессов информатизации и компьютеризации
- Социально-культурные последствия
- Информатизации
- XI. Проблемы и перспективы
- Особенности развития современной цивилизации
- Глобальные проблемы, их содержание и происхождение
- Стратегии выживания человечества
- Основные понятия
- I. Наука логика Мышление как объект логики
- Содержание и форма мышления
- Истинность и правильность мышления. Логический закон
- Основные законы логики
- II.Понятие Понятие как логическая форма мышления
- Содержание и объем понятия
- Виды понятий
- Отношения между понятиями
- Логические операции с понятиями
- Определение понятий
- Правила определения
- Деление понятий
- Правила деления
- III.Суждение Суждение как форма мышления
- Простые суждения. Логическая структура
- Виды простых суждений
- Сложные суждения. Логическая структура
- Виды сложных суждений
- Отношения между суждениями
- IV. Умозаключение Умозаключение как форма мышления
- Дедуктивные умозаключения
- Непосредственные умозаключения
- Простой категорический силлогизм (пкс)
- Энтимема
- Дедуктивные умозаключения из сложных суждений
- Правильные формы условно-категорического умозаключения
- Недедуктивные умозаключения
- Индуктивные умозаключения
- Умозаключения по аналогии
- V.Логические основы аргументации Аргументативный процесс и его структура
- Виды аргументативного процесса
- Правила аргументации. Ошибки в аргументации
- Основные понятия
- Содержание
- Вниманию студентов и аспирантов!