Философия жизни
Философия жизни относится к антропологическим философским системам, чьей определяющей чертой является иррационализм (лат. irrationalis – неразумный), полагающий, что познавательные возможности человека определяются не одним разумом, что здесь важная роль принадлежит бессознательному, чувствам, интуиции, воображению.
Появление данного направления обычно связывается с немецким философом А. Шопенгауэром (1788–1860) и его книгой «Мир как воля и представление». Что определяет жизнь человека? Шопенгауэр так отвечал на этот вопрос: воля. Мотивы, желания и побуждения человека к действию – вот что направляет его деятельность. Воля – это как бы абсолют, независимый от разума, она не имеет ни причин, ни оснований. Более того, Шопенгауэр распространил примат воли на весь мир. Воля – это то, что движет Вселенной.
Немецкий мыслитель Ф. Ницше (1844–1900) испытал в свое время влияние Шопенгауэра. Однако его основная категория не просто воля, а воля к власти. Стремление к власти движет не только человеком, но и всем органическим миром. Деятельность отдельного человека и человеческого общества в целом, личные и мировые конфликты, жизнь животных и растений – все имеет своим источником волю к власти, ибо жизнь как таковая «стремится к максимуму чувства власти». Стиль философствования Ницше, в том числе в его известной книге «Так говорил Заратустра», насыщен броскими афоризмами, парадоксальными мыслями, неожиданными умозаключениями.
Человек не имеет истории, считал другой немецкий философ В. Дильтей (1833–1911), ибо он сам есть история, через которую раскрывается, что есть сам человек. Задача философии – понять жизнь, исходя из нее самой. Но это можно сделать только путем интуитивного проникновения в жизнь, вживания в ее внутреннюю целостность. При этом понимание собственного внутреннего мира достигается с помощью самонаблюдения, а понимание чужого мира – путем сопереживания, сочувствования, интуитивного вхождения в этот мир. Лишь таким путем непосредственного постижения целостности душевно-духовной жизни можно не только понять отдельного нашего современника, но и познать культуру прошлого в целом. В этом смысле Дильтей явился одним из основоположников теории истолкования текстов – герменевтики.
Оригинальна теория французского философа А. Бергсона (1859–1941), по мнению которого жизнь – это подлинная и первоначальная реальность. Это всеобъемлющая целостность, которая радикально отличается от духа и материи. Взятые сами по себе, дух и материя являются результатом распада жизненного процесса. Материя – это разрозненность, прерывность, это мир твердых тел. Жизнь же – это целостность, единый поток развития, причем развития необратимого. Поэтому материя объективно сопротивляется, препятствует жизни. Однако жизнь через непрерывное творческое становление подчиняет себе материю.
Важнейшей качественной характеристикой жизни является ее длительность или непрерывная изменчивость состояний, которые незаметно переходят одно в другое. А что такое длительность? Это время. Поэтому жизнь носит временнóй, а не пространственный характер. Суть каждого человека – его внутреннее, субъективное время. Надо, однако, различать время как характеристику жизни («живое время») и физическое время, которое возникает в результате соприкосновения человека с физическим миром.
Познать этот мир, считает Бергсон, можно двумя путями: с помощью интеллекта (сознания) или с помощью интуиции. Поскольку сам мир прерывен, фрагментарен, то и отражение его интеллектом также будет прерывным, фрагментарным. Но интеллект все же стремится объединить эти фрагменты в нечто целое и даже развивающееся. Он действует в данном случае по принципу кинопленки, когда содержащиеся на ней отдельные статичные кадры на экране приобретают связность и движение.
Этот процесс общения с физическим миром идет на фоне протекания жизни, ее внутреннего времени или длительности. На внутреннее время как бы накладываются физические процессы, оно разлагается этими процессами на соответствующие им периоды – так и возникает физическое время. Однако надо отметить, что физическое время обратимо (так как обратимы физические процессы) в отличие от необратимого внутреннего времени (биологические процессы необратимы). Данное положение явилось впоследствии одним из основополагающих постулатов кибернетики, и ее создатель Норберт Винер авторитетно ссылался в этом отношении на Бергсона.
Таким образом, согласно Бергсону, познание с помощью интеллекта весьма ограниченно и условно. Подлинное же познание сущности жизни может быть достигнуто только с помощью интуиции, которая как бы непосредственно проникает в объект и сливается с его природой. В этом случае нет отдельных субъекта и объекта познания, они как бы сливаются: жизнь познает саму себя. А поскольку жизнь – это единый временнóй поток, то в ней возможно не только познание настоящего, но и оживление утраченного времени и предвидение будущего. Поэтому Бергсон призывал обратиться к собственной жизни сознания, которая дана каждому непосредственно. Он призывал более трезво взглянуть на рационально-рассудочные способы познания.
Немецкий философ О. Шпенглер (1880–1936) стал известен после сенсационного успеха главного своего труда «Закат Европы». Он распространил понятие жизни на человеческую культуру. Культура – это организм, который обособлен от других организмов, то есть других культур. Значит, единой общечеловеческой культуры нет и быть не может. Шпенглером выделены следующие культуры: египетская, индийская, вавилонская, китайская, «аполлоновская» (греко-римская), «магическая» (византийско-арабская), «фаустовская» (западно-европейская) и культура майя. Прогнозировалось становление русско-сибирской культуры. Каждому культурному организму отмерен определенный срок жизни – около 1000 лет (вспомним, что у К.Н. Леонтьева срок жизни цивилизации – 1000=1200 лет).
Умирая, культура переходит в свою противоположность – цивилизацию. По Шпенглеру, это бездуховное интеллектуалистское «массовое» общество. Переход от культуры к цивилизации – это переход от творчества к бесплодию, от становления – к окостенению, от героических деяний – к механической работе. С наступлением цивилизации подлинное художественное и литературное творчество делается ненужным, его заменяет механическое копирование и голый техницизм. Как считал философ, этот процесс в Западной Европе начался в XIX веке.
- Министерство образования и науки
- Isbn 5-89933-028-7
- Болонский процесс пошел
- Философия
- Частьi. История философии
- I. Предмет и специфика философии Мировоззрение и философия
- Специфика философских проблем
- Функции философии
- II. Философия древнего востока Своеобразие теоретической мысли
- Возникновение индийской философии и Упанишады
- Философия йоги
- Буддизм
- Даосизм
- Конфуцианство
- III. Античная философия От мифа – к логосу
- Раннегреческие учения о бытии
- Учение Сократа о человеке
- Философия Платона
- Философия Аристотеля
- Эллинистическо-римская философия
- IV. Философия средневековья Исторические условия и основные идеи
- Этапы развития философской мысли
- Проблемы бытия, сущности и существования
- Учения а. Августина и ф. Аквинского о человеке и его истории
- V. Философия возрождения Новые социально-экономические реалии и мировоззрение
- Антропоцентризм, гуманизм, пантеизм
- Бог, человек и мир в учениях н. Кузанского и Дж. Бруно
- VI. Философия нового времени Социально-исторические и мировоззренческие основания философии и науки
- Индуктивная методология ф. Бэкона
- Рационально-дедуктивная методология р. Декарта
- Сенсуализм как направление в философии
- VII. Философия просвещения Социальные и теоретические истоки
- Вольтер и Монтескье
- Социально-философские идеи ж.-ж. Руссо
- Атеистический материализм
- Актуальность идей французских просветителей
- VIII. Немецкая классическая философия Основные принципы
- Критическая философия и. Канта
- Философская система и метод г.В.Ф. Гегеля
- Антропологический материализм л. Фейербаха
- IX. Марксистская философия Формирование философской позиции к. Маркса
- Основные идеи марксистской философии
- Коммунистическая идея к. Маркса
- X. Русская философия Зарождение русской философии
- Человек и общество у славянофилов и западников
- Ф.М. Достоевский и к.Н. Леонтьев
- Религиозная философия
- Русский космизм
- Русская зарубежная философия
- XI. Современная зарубежная философия Многообразие тенденций и направлений
- Позитивистская школа
- Философия жизни
- Фрейдизм
- Экзистенциализм
- Структурализм
- Герменевтика
- Религиозно-философская мысль
- Философия постмодерна
- Часть II. Современная философия
- Бытие, субстанция, материя
- Многообразие форм проявления бытия
- Движение, пространство и время – атрибуты форм бытия
- II. Категория развития в современной философии и науке Понятие и типы развития
- Диалектика – учение о всеобщих законах развития
- Синергетика как наука о самоорганизации систем
- III. Сознание
- Специфика философского подхода к проблематике сознания
- Происхождение и сущность сознания
- Сознание и язык
- IV. Человек – центральная проблема философии Человек как проблема для самого себя
- Единство природного, социального и духовного в бытии человека
- Человек как личность
- V. Смысл человеческого существования Современные концепции взаимосвязи сущности и существования человека
- Смысл человеческой жизни в истории философии
- Временность существования человека и смысл жизни
- VI. Человек в мире духовных ценностей Понятие и типология ценностей
- Нравственные ценности как основа духовного мира человека
- Эстетические ценности в духовном мире человека
- Религиозные ценности в современном мире
- VII. Проблема познания в философии Сущность и структура познавательного отношения человека к миру
- Чувственное, рациональное и иррациональное в познании
- Истина и ее критерии
- VIII. Научное познание Специфика и структура научного знания
- Методология эмпирического и теоретического исследования
- Модели развития научного знания
- Научная картина мира
- IX. Общество
- Х. Человек в информационно- техническом мире Эволюция системы «человек–техника»
- Сущность процессов информатизации и компьютеризации
- Социально-культурные последствия
- Информатизации
- XI. Проблемы и перспективы
- Особенности развития современной цивилизации
- Глобальные проблемы, их содержание и происхождение
- Стратегии выживания человечества
- Основные понятия
- I. Наука логика Мышление как объект логики
- Содержание и форма мышления
- Истинность и правильность мышления. Логический закон
- Основные законы логики
- II.Понятие Понятие как логическая форма мышления
- Содержание и объем понятия
- Виды понятий
- Отношения между понятиями
- Логические операции с понятиями
- Определение понятий
- Правила определения
- Деление понятий
- Правила деления
- III.Суждение Суждение как форма мышления
- Простые суждения. Логическая структура
- Виды простых суждений
- Сложные суждения. Логическая структура
- Виды сложных суждений
- Отношения между суждениями
- IV. Умозаключение Умозаключение как форма мышления
- Дедуктивные умозаключения
- Непосредственные умозаключения
- Простой категорический силлогизм (пкс)
- Энтимема
- Дедуктивные умозаключения из сложных суждений
- Правильные формы условно-категорического умозаключения
- Недедуктивные умозаключения
- Индуктивные умозаключения
- Умозаключения по аналогии
- V.Логические основы аргументации Аргументативный процесс и его структура
- Виды аргументативного процесса
- Правила аргументации. Ошибки в аргументации
- Основные понятия
- Содержание
- Вниманию студентов и аспирантов!