Нравственные ценности как основа духовного мира человека
Мораль – это форма общественного сознания, регулирующая взаимоотношения людей на основе представлений о добре и зле. Мораль является духовно-практическим способом освоения действительности, который связан с осознанием человеком самого себя, своего места в мире, своей сущности и предназначения. Это такой способ регулирования поведения человека, который осуществляется через выработку духовных ценностей: понятий добра и зла, долга, справедливости, стремления к целям, составляющим смысл человеческого существования. Мораль фактически задает цели всей духовной культуры, формулирует критерии ее оценки. Мораль является ценностно-смысловым ядром культуры, без нее культура лишается своего гуманистического содержания.
В центре морали стоит соотношение должного и сущего. Реальная жизнь человека полна противоречий и несовер-шенства. Человек по определению является незавершенным, постоянно развивающимся существом. Стремление к совершенству, к реализации своей духовной и социальной сущности в неком идеале – отличительная особенность человека. Человек живет в обществе и только в обществе становится личностью и может самореализоваться. Общественные отношения на всех этапах исторического развития никогда не были идеальными, но мечта о совершенном обществе никогда не покидала людей. Нравственные ценности в своей совокупности образуют идеальную модель такого общества. Только в обществе, основанном на идеалах Добра, Справедливости, Любви, Уважения, Взаимопонимания, человек может быть по-настоящему счастлив.
Своим содержанием моральное сознание дает представление о том, какой действительность должна быть. Мораль как бы задает впереди субъекта линию горизонта, символизирующую более совершенное и лучшее будущее. Моральное сознание не только провозглашает идеал, но и включает момент долженствования. Она оценивает и повелевает. Свойство морали требовать определенного поведения называется императивностью (лат. imperatives – повелительный).
Замкнутость морали на идеал, совершенство выражается в том, что моральные поступки не объясняются из закона причинности и принципа полезности. Моральные поступки бескорыстны, они совершаются без расчета на получение выгоды, пользы, вознаграждения. Ничто не может оправдать предательства друга, измену Родине, потому что и дружба, и любовь к Родине ценны сами по себе, они бескорыстны. Мораль есть та область героического и бескорыстного в человеке, которая не выводится из обстоятельств и не сводится к ним, а имеет автономный, то есть самозаконодательный характер. Моральное сознание призвано осознавать и выражать не интересы отдельных социальных групп, коллективов, а некие абсолютные потребности общеисторического развития и интересы человека вообще независимо от групповых, социальных, национальных, расовых и других различий. В силу этого мораль предписывает в каждом человеке видеть, прежде всего, личность, относиться к нему как к цели, а не как к средству.
Важнейшим условием нравственной регуляции является свобода, возможность нравственного самоопределения. Свобода – это возможность выбора, возможность реализовать свою волю. Там, где человек лишен возможности выбора, где он не может повлиять на ход событий, он не может нести ответственность за происходящее.
Что касается личных поступков и действий человека, то они зависят от его воли, над которой никто не властен, кроме его самого. Воля – важнейшая характеристика человека. Если человек с сильной волей не захочет что-либо сделать, то никакая внешняя сила, даже угроза смерти, не заставит человека подчиниться. В данном случае человек всегда одерживает моральную победу.
Свобода невозможна без ответственности. Она характеризует способность человека соизмерять свои действия с требованиями морали, долга, устанавливает меру должного и сущего, мотива и поступков. Свободный выбор может быть только тогда, когда у свободной воли есть ориентиры: идеалы, ценности, цели.
Идеал – это наиболее общее, универсальное, абсолютное (то есть не зависящее от обстоятельств) нравственное представление о благом и должном. Идеал занимает ключевое место в структуре морального сознания.
В широком смысле слова добро и зло означают положительные и отрицательные ценности вообще. К добру относится все, что связано с жизнью, процветанием, полнотой бытия, что позволяет человеку и обществу жить, развиваться, благоденствовать, достигать гармонии и совершенства. Важно различать добро в относительном и абсолютном смысле. Доброе, в одном случае, – это ценное ради чего-то другого и связанное, как правило, с пользой. В другом – добро ценно само по себе и не служит средством ради иной цели. Добро во втором значении морально. Оно выражает положительное значение в отношении к идеалу. Основной формой морального требования является моральная норма. Она включает императивные и ценностные моменты, имеет всеобщий характер, апеллирует к автономному нравственному субъекту. Моральные нормы налагают запрет на совершение зла и предписывают делать добро. Но что такое добро и зло, в каждом конкретном случае человек определяет сам. Переход нравственной нормы во внутреннюю установку, в собственное внутреннее воление называется долгом.
Важнейшим внутренним механизмом нравственной регуляции является совесть. Она есть форма самоконтроля над выполнением индивидом нравственного долга, показатель меры нравственной ответственности человека.
Особенно остро проблема морали в общественной жизни встала в наше время, когда стало очевидным, что самые выдающиеся достижения технического прогресса оборачиваются катастрофическими последствиями для человека, если не происходит соответствующего развития нравственного сознания. Мораль всегда выражала глубочайшее устремление человечества в его духовном развитии, открывала перспективы совершенствования человека и общества, придавала жизни достоинство и смысл.
- Министерство образования и науки
- Isbn 5-89933-028-7
- Болонский процесс пошел
- Философия
- Частьi. История философии
- I. Предмет и специфика философии Мировоззрение и философия
- Специфика философских проблем
- Функции философии
- II. Философия древнего востока Своеобразие теоретической мысли
- Возникновение индийской философии и Упанишады
- Философия йоги
- Буддизм
- Даосизм
- Конфуцианство
- III. Античная философия От мифа – к логосу
- Раннегреческие учения о бытии
- Учение Сократа о человеке
- Философия Платона
- Философия Аристотеля
- Эллинистическо-римская философия
- IV. Философия средневековья Исторические условия и основные идеи
- Этапы развития философской мысли
- Проблемы бытия, сущности и существования
- Учения а. Августина и ф. Аквинского о человеке и его истории
- V. Философия возрождения Новые социально-экономические реалии и мировоззрение
- Антропоцентризм, гуманизм, пантеизм
- Бог, человек и мир в учениях н. Кузанского и Дж. Бруно
- VI. Философия нового времени Социально-исторические и мировоззренческие основания философии и науки
- Индуктивная методология ф. Бэкона
- Рационально-дедуктивная методология р. Декарта
- Сенсуализм как направление в философии
- VII. Философия просвещения Социальные и теоретические истоки
- Вольтер и Монтескье
- Социально-философские идеи ж.-ж. Руссо
- Атеистический материализм
- Актуальность идей французских просветителей
- VIII. Немецкая классическая философия Основные принципы
- Критическая философия и. Канта
- Философская система и метод г.В.Ф. Гегеля
- Антропологический материализм л. Фейербаха
- IX. Марксистская философия Формирование философской позиции к. Маркса
- Основные идеи марксистской философии
- Коммунистическая идея к. Маркса
- X. Русская философия Зарождение русской философии
- Человек и общество у славянофилов и западников
- Ф.М. Достоевский и к.Н. Леонтьев
- Религиозная философия
- Русский космизм
- Русская зарубежная философия
- XI. Современная зарубежная философия Многообразие тенденций и направлений
- Позитивистская школа
- Философия жизни
- Фрейдизм
- Экзистенциализм
- Структурализм
- Герменевтика
- Религиозно-философская мысль
- Философия постмодерна
- Часть II. Современная философия
- Бытие, субстанция, материя
- Многообразие форм проявления бытия
- Движение, пространство и время – атрибуты форм бытия
- II. Категория развития в современной философии и науке Понятие и типы развития
- Диалектика – учение о всеобщих законах развития
- Синергетика как наука о самоорганизации систем
- III. Сознание
- Специфика философского подхода к проблематике сознания
- Происхождение и сущность сознания
- Сознание и язык
- IV. Человек – центральная проблема философии Человек как проблема для самого себя
- Единство природного, социального и духовного в бытии человека
- Человек как личность
- V. Смысл человеческого существования Современные концепции взаимосвязи сущности и существования человека
- Смысл человеческой жизни в истории философии
- Временность существования человека и смысл жизни
- VI. Человек в мире духовных ценностей Понятие и типология ценностей
- Нравственные ценности как основа духовного мира человека
- Эстетические ценности в духовном мире человека
- Религиозные ценности в современном мире
- VII. Проблема познания в философии Сущность и структура познавательного отношения человека к миру
- Чувственное, рациональное и иррациональное в познании
- Истина и ее критерии
- VIII. Научное познание Специфика и структура научного знания
- Методология эмпирического и теоретического исследования
- Модели развития научного знания
- Научная картина мира
- IX. Общество
- Х. Человек в информационно- техническом мире Эволюция системы «человек–техника»
- Сущность процессов информатизации и компьютеризации
- Социально-культурные последствия
- Информатизации
- XI. Проблемы и перспективы
- Особенности развития современной цивилизации
- Глобальные проблемы, их содержание и происхождение
- Стратегии выживания человечества
- Основные понятия
- I. Наука логика Мышление как объект логики
- Содержание и форма мышления
- Истинность и правильность мышления. Логический закон
- Основные законы логики
- II.Понятие Понятие как логическая форма мышления
- Содержание и объем понятия
- Виды понятий
- Отношения между понятиями
- Логические операции с понятиями
- Определение понятий
- Правила определения
- Деление понятий
- Правила деления
- III.Суждение Суждение как форма мышления
- Простые суждения. Логическая структура
- Виды простых суждений
- Сложные суждения. Логическая структура
- Виды сложных суждений
- Отношения между суждениями
- IV. Умозаключение Умозаключение как форма мышления
- Дедуктивные умозаключения
- Непосредственные умозаключения
- Простой категорический силлогизм (пкс)
- Энтимема
- Дедуктивные умозаключения из сложных суждений
- Правильные формы условно-категорического умозаключения
- Недедуктивные умозаключения
- Индуктивные умозаключения
- Умозаключения по аналогии
- V.Логические основы аргументации Аргументативный процесс и его структура
- Виды аргументативного процесса
- Правила аргументации. Ошибки в аргументации
- Основные понятия
- Содержание
- Вниманию студентов и аспирантов!