Основные понятия
Абсолют – понятие, обозначающее бесконечную духовную первооснову и первоначало всего сущего, полноту бытия и совершенство.
Абстракция – результат процесса абстрагирования, то есть отвлечения от каких-либо свойств и связей объекта с целью выделения таких свойств, которые существенны для решения практических и теоретических задач. В науке абстракции оформляются в понятия. Абстракция – необходимая ступень в познании сущности вещей и явлений.
Абсурд – 1) в математике и логике – расхождение рассуждений (действий) с выводами; 2) в философии экзистенциализма – характеристика человеческого существования в условиях смыслоутраты и трагического разлада с миром, ставшим равнодушным и даже враждебным человеку по причине отчуждения его от общества, от истории, от самого себя.
Агностицизм – учение (в гносеологии), отрицающее возможность достоверного познания сущности объектов.
Аксиология – философское учение о ценностях, общезначимых принципах, определяющих направленность человеческой деятельности и мотивацию поступков.
Аксиоматический метод – метод построения теории путем формулировки исходной системы аксиом и правил вывода из них следствий – теорем.
Анализ и синтез – процедуры мысленного расчленения целого на части и создание целого из частей. Они играют важную роль как в теоретической, так и в практической деятельности.
Аналогия – сходство различных предметов, явлений по определенным параметрам. Один из методов познания, используемый для выдвижения гипотез.
Анимизм – вера в наличие у всех существ и предметов мира независимого начала – души, духа; составная часть всех религий мира.
Антиномия – противоречие между двумя положениями, каждое из которых признается логически доказуемым.
Антропология (философская) – учение о сущности, происхождении и призвании человека во Вселенной; целостное учение о человеке как уникальной форме бытия, творце культуры и истории.
Антропоцентризм – трактовка человеческого бытия как цели мирового процесса, а положения человека в мире – как центрального.
Апологетика – раздел богословия, в котором сформулированы доказательства истинности христианского учения, позволяющие защитить его от различных искажений и нападок.
Апория – в античной философии – кажущееся непреодолимым затруднение, возникшее при обнаружении противоречия в ходе решения проблемы.
Апостериорный – приобретенный опытным путем.
Априорный –предшествующий опыту и независимый от него.
Архетип – прообраз, первичная форма, образец. В психоаналитической теории К. Юнга архетипы – это врожденные психические структуры коллективного бессознательного, которые являются основой общечеловеческой символики. Эти глубинные образы воспринимаются человеком интуитивно и проявляются на «поверхности» сознания в различного рода видениях, религиозных представлениях, символах.
Астрология – учение о влиянии расположения небесных светил на исторические события, судьбы людей.
Атараксия – в древнегреческой философии – невозмутимость, состояние душевного покоя, к которому должен стремиться мудрец.
Атеизм – система убеждений, отрицающая реальность Бога, отвергающая религию.
Атрибут – неотъемлемое, существенное свойство субстанции.
Базис и надстройка – основные элементы общественно-экономической формации. Базис является совокупностью господствующих в обществе экономических отношений. Содержанием надстройки являются три элемента: 1) политические, правовые, моральные, религиозные, философские взгляды, господствующие в обществе; 2) соответствующие им институты и учреждения; 3) исходящие из них идеологические общественные отношения.
Безобразное – эстетическая категория, характеризующая отношение человека к таким явлениям, которые уродуют, разрушают его полноценную жизнь.
Бессознательное – понятие, используемое для обозначения психических явлений, не проходящих через сознание личности, но трансформирующих ее сознательные мотивы и навязывающих ей некие автоматизмы в поведении. Это – скрытые, иррациональные силы человеческих действий и переживаний.
Биоэтика – учение о нравственном отношении человека ко всему живому.
Благо – философское и этическое понятие, обозначающее совокупность ценностей, необходимых для удовлетворения положительных потребностей человека, общества.
Бог – в религиозных системах духовное существо, управляющее миром, судьбами людей; выступает объектом культа.
Брахма – один из трех верховных богов индуизма (наряду с Вишну и Шивой), создатель мира, прародитель других богов, демонов и людей.
Брахман – онтологическое понятие в брахманистско-индуистской традиции, означающее безличный абсолют, духовную основу и целостность мира.
Буддизм – религиозно-философское учение, возникшее в Индии в VI–V вв. до н. э.; одна из трех, наряду с христианством и исламом, мировых религий.
Бхагавадгита – один из важнейших памятников религиозно-философской мысли Древней Индии; теоретическая основа индуизма.
Бытие – реальность, осмысливаемая как единство и многообразие. Рассмотрение бытия составляет предмет особого раздела философии – учения о бытии (онтологии).
Веданта – термин индийской культуры, 1) завершающий раздел богооткровенного знания (шрути); 2) наиболее влиятельная религиозно-философская система, признающая авторитет вед. Наряду с Упанишадами, Бхагавадгитой и «Брахма-сутрой» является философской основой индуизма.
Веды – 1) в широком смысле – знание как результат откровения, полученного мудрецами-риши; 2) в узком смысле – четыре собрания текстов (самхита), составленных во II тысячелетии до н. э.: Ригведа (сборник гимнов), Яджурведа (жертвенные изречения), Самаведа (жертвенные песни), Атхарведа (песни-заклинания).
Вероятность – 1) в математике – число, заключенное между нулем и единицей, характеризующее частоту наступления некоторого события в серии испытаний; 2) в логике – возможность истинности произвольного высказывания.
Вера – 1) влечение души к предельным основаниям бытия, иррациональное по своей природе; 2) способность души признавать истинность знания без достаточных на то оснований.
Верификации принцип – проверка истинности теории, заключающаяся в выведении из теоретических утверждений следствий, непосредственно соотносимых с фактами. В неопозитивизме верификация является условием осмысленности суждений и критерием научности фактического знания. В современной методологии научного познания верификация является частью гипотетико-дедуктивного метода.
Вещь в себе – понятие кантовской философии, означающее вещь со стороны тех ее свойств, которые не зависят от человеческого восприятия. Вещь в себе противоположна явлению – тому, что с формальной стороны полностью определяется субъективными условиями чувственности.
Витализм – учение, рассматривающее жизнь как уникальное явление, не объяснимое только действием физических и химических законов, поскольку живому присуще особое одушевляющее начало.
Возвышенное – эстетически совершенное, превосходящее воспринимающего его индивида.
Волюнтаризм – направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего начала бытия.
Воля – готовность к совершению поступка. Воля реализуется в выборе цели и ее достижении.
Воображение – процесс создания психического образа на основе перестройки имеющихся представлений.
Восприятие – процесс воссоздания целостного образа предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств.
Всеединство – гармоническое сочетание различных элементов таким образом, при котором соединение их в единое целое достигается не за счет ущемления отдельных элементов, а напротив – за счет полноты жизненных проявлений каждого отдельного элемента; центральная категория русской религиозной философии.
Всеобщее (общее), особенное, единичное – универсальные категории, выражающие устойчивые типы связей бытия и познания. Всеобщее отражает свойства и закономерности развития, присущие всему данному классу вещей; категория особенного – свойства и закономерности развития, присущие части экземпляров данного класса вещей; категория единичного выражает свойства отдельного предмета.
Время – совокупность отношений, выражающих последовательность и длительность явлений (состояний).
Гармонии веры и разума теория – теологическое учение, согласно которому между разумом и верой нет противоречия. В завершенном виде разработана средневековым мыслителем Ф. Аквинским. Эта теория обосновывает возможность гармоничного сосуществования науки и теологии, философии и откровения при условии осознания человеческим разумом своих возможностей и пределов в постижении богооткровенных истин. Принцип гармонии веры и разума используется в современной католической философии и теологии.
Гедонизм – этическое учение, основывающееся на ценности наслаждения.
Герменевтика – искусство и теория истолкования текста; одно из основных направлений современной философии. Понимание и истолкование становятся способом освоения всего человеческого опыта – философии, искусства и самой истории.
Гилозоизм – учение, признающее «жизнь» неотъемлемым свойством материи во всех ее проявлениях.
Гипотеза – научное допущение или предположение, истинность которого не доказана, но является возможной или весьма вероятной.
Гипотетико-дедуктивный метод – получение знаний об объекте путем формулировки гипотез и последующей их проверки.
Гносеология – раздел философии, в котором рассматриваются вопросы о сущности познания, о путях постижения истины, ее основах и критериях.
Гуманизм – течение общественной мысли, возникшее в эпоху Возрождения, в котором проблема человека занимает центральное место; концепция человеческого бытия и основанная на ней система мировоззрения, утверждающая ценность человеческого существования, достоинство, права и свободы каждого индивида.
Даосизм – одно из главных течений китайской философии. Центральное понятие – дао (букв.: путь, дорога) – невидимый всеобщий закон природы, общества, поведения и мышления человека. Дао неотделимо от материального мира и управляет им. Главный принцип поведения человека – сохранение «меры вещей», естественного порядка в природе и обществе.
Движение – изменение вообще, способ существования материи и духа.
Двойственность истины – учение, развившееся в средние века и утверждавшее независимость между философией и религией как по предмету, так и по методам осмысления. Такая установка способствовала отделению науки и философии от религии.
Дедукция – движение мысли от общего к частному, выведение следствий из совокупности исходных утверждений (посылок).
Деизм – доктрина, признающая Бога источником движения и развития природы, но отвергающая дальнейшее вмешательство Бога в это развитие.
Деконструкция – центральное понятие философии постмодернизма, разработанное Ж. Деррида; сочетает в себе деструкцию и реконструкцию на основе выявления внутренней противоречивости текста, столкновения «остаточных смыслов» прошлого с современными смысловыми стереотипами, что, в свою очередь, порождает новые смысловые потоки, смысловую неисчерпаемость любого текста.
Демиург – в античной философии (у Платона) личностное творческое начало мироздания, создающее космос из материи сообразно с вечным образцом; впоследствии отождествлялся с Нусом (Умом).
Демократия – система политических институтов, направленная на отражение интересов всех социальных слоев общества.
Детерминизм – учение о всеобщей обусловленности природных, общественных и психических явлений.
Деятельность – форма существования человеческого общества; проявление активности субъекта, выражающейся в целесообразном изменении окружающего мира, а также в преобразовании человеком самого себя.
Джайнизм – одна из национальных религий Индии, возникшая в VI в. до н. э. В центре джайнизма находится бытие человека, сущность которого двойственна: духовная (джива) и материальная (аджива), связанные кармой как тонкой материей. Пока эта связь сохраняется, душа странствует, постоянно перерождаясь. Человек может выйти из круга превращений путем обретения «трех сокровищ»: правильное воззрение, правильное познание, правильное поведение. Тогда джива переходит в состояние блаженства – нирвану.
Дзэн-буддизм – направление японского буддизма. Японское слово «дзэн» – транскрибированное санскристское «дхьяна» – самоуглубление, медитация. Дзэн-буддизм признает реальность чувственного мира, но воспринимает его как неистинный, иллюзорный. Только в медитации можно постичь свою изначальную природу, которая есть не что иное, как «сущность будди», достичь пробуждения («сатори») и только после этого можно постичь истинную природу вещей. Дзэн-буддизм не признает вселенского Будды. «Сущность будди» есть у каждого индивида, благодаря чему он является вместилищем неограниченных возможностей. Поэтому дзэн-буддизм подчеркивает важность активного отношения человека к миру; желания должны не подавляться, а направляться в духовные сферы. (См. Словарь философских терминов / Научная редакция профессора Кузнецова В.Г. М., 2004).
Диалектика – философское учение о всеобщих принципах и законах развития.
Диалектический материализм – философия и методология марксизма. Диалектический материализм исходит из положения о внутреннем единстве материализма и диалектики, рассматривая мир как закономерное развитие материи.
Дискурсивное – в традиционном философском понимании знание, опирающееся на основания и правила вывода; противоположно интуитивному.
Добро и зло – категории этики, выражающие в обобщенном виде должное (нравственную ценность) и недолжное (нравственную антиценность) в жизнедеятельности, общении и поведении людей.
Догмат – тезис, который принимается за непреложную истину и кладется в основу религиозной системы.
Долг – категория этики; нравственные обязанности человека, выполняемые из побуждений совести.
Достоинство – категория этики, выражающая абсолютную ценность человека как духовно-социального существа.
Дуализм – философское учение, исходящее из признания двух независимых и равноправных начал, составляющих фундаментальную основу мира и человеческого бытия.
Дух – понятие, означающее невещественное начало, в отличие от материального, природного начала: 1) высшая способность человека, источник личностного самоопределения; 2) идеальная, правящая миром сила, к которой причастно бытие человека.
Душа – непосредственно связанное с телом (индивидуальным или космическим) невещественное начало. Содержание души человека составляют его мысли, чувства и переживания. Деятельность души направляется сферой высших ценностей – духом. Телесная смерть наступает от разрыва души и тела, духовная смерть – от прекращения связи души и духа.
Евразийство – социально-философское учение и общественно-политическое движение русской эмиграции, возникшее в начале 20-х годов XX века. Ее главные идеологии (Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, Л.П. Карсавин и другие) в полемике с западниками и славянофилами указывали на исключительность России, которая определяется полинародностью субъекта русской истории, единой судьбой и единым месторазвитием. Они видели в России особый евразийский тип цивилизации, подчеркивая влияние на ее историю и самосознание восточного, преимущественно тюркского элемента. Евразийцы большие надежды возлагали на укрепление союза России с азиатскими государствами. В настоящее время идеи евразийства переживают свой ренессанс.
Естественная религия – концепция религии, возникшая в эпоху Просвещения и основывающая на общих идеях, свойственным разным религиям. Эти идеи трактовались как врожденные, первичные, доказывающие разумный и естественный характер религии. К таким идеям отнесены следующие: бытие высшего существа; необходимость его почитания; добродетельность и благочестивость людей; возможность искупления грехов раскаянием; воздаяние на том свете за поступки, совершенные в земной жизни.
Естественное право – концепция, согласно которой существуют права, изначально соответствующие природа человека и потому незыблемые, не зависящие от социальных условий.
Жизнь – особая форма существования, характеризуемая целостностью и способностью к самоорганизации. В «философии жизни» она выступает как целостная реальность, преодолевающая противоположности духа и материи и постигаемая интуитивно.
Жэнь – гуманность, человеколюбие, взаимность как качества совершенной личности в конфуцианстве. Гуманность реализуется в соответствии с «золотым правилом морали».
Закон – это существенная, повторяющаяся и устойчивая связь явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение.
Закон единства и борьбы противоположностей – один из основных законов диалектики, согласно которому противоречие является источником самодвижения и развития систем.
Закон отрицания отрицания – один из основных законов диалектики, характеризующий прогрессивное развитие с точки зрения преемственности и повторяемости.
Закон перехода количества в качество – относится к числу основных законов диалектики и выражает такую закономерность развития системы, при которой внешние, количественные изменения на определенном этапе приводят к качественным внутренним изменениям системы.
Западничество – социально-философская концепция и общественно-политическое течение, отстаивающее идею органической включенности России в европейскую цивилизацию.
Зло – понятие морального сознания и категория этики, выражающее нравственно негативное в поступках и мотивах людей. Зло противоположно благу и добру.
Золотое правило нравственности – «(не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Это древнее правило, фигурировавшее под разными наименованиями – заповедь, предписание, принцип и другие. Название «золотое правило» употребляется с конца XVIII в.
Знак – чувственно воспринимаемый предмет, который в процессе практической и духовной деятельности человека представляет другой, отличный от него предмет.
Знание – результат познания, зафиксированный в системе понятий.
Значение – функция знака представлять, а также выражать содержание предмета, процесса. Это – отношение знака к обозначаемому предмету.
И – категория классической китайской философии, прежде всего конфуцианства, выражающая императив должного действия; одно из внутренних качеств «благородного мужа», «долга/справедливости», которым руководствуется «благородный муж»; противопоставляется утилитарной «пользе/выгоде», к которой стремится «ничтожный человек».
Игра – форма свободного самовыражения человека, которая предполагает открытость миру возможного и развертывается либо в виде состязания, либо в виде представления ситуации и состояний; может использоваться для решения практических задач (например, деловая игра).
Идеал – образец, эталон, высшая цель стремления.
Идеализм – направление в философии, считающее духовное первоосновой мира.
Идеальное – субъективный образ объективной реальности, отражение материального.
Идеи чистого разума – в философии И. Канта – предельные понятия, которые стимулируют развитие эмпирического познания, вносят в него единство.
Идеология – категория, обозначающая один из двух уровней общественного сознания, где социальная действительность отображается в виде теории.
Идиографический и номотетический методы – способы исследования объекта, отличающиеся тем, что первый выявляет в нем индивидуальные характеристики, а второй – его включенность в закономерные связи и зависимости.
Индетерминизм – философское направление, отрицающее причинную обусловленность явлений в мире.
Индивидуализм – приоритет интересов индивида над коллективными интересами.
Индивидуальность – совокупность качеств, присущих данному человеку и отличающих его от других.
Индукция – метод исследования, суть которого - в восхождении познания от единичных фактов к обобщениям.
Интерпретация – аспект понимания, направленного на выяснение смыслового содержания текста.
Интуитивизм – методологический принцип внутреннего единства бытия и сознания, предполагающий переживание этого единства в качестве основания философского мышления.
Интуиция – непосредственное постижение истины (без всякого рационального обоснования).
Иррационализм – философские концепции, противоположные рационализму; ограничивают возможности рационального познания в качестве основы миропонимания рассматривают волю, интуицию, бессознательное, любовь.
Иррациональный – недоступный пониманию разумом и потому невыразимый в логических понятиях и суждениях.
Истина – адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом.
Исторический материализм – философия истории марксизма, согласно которой «способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще» (К. Маркс).
Йога – индийская теория и практика созерцания, цель которых – через контроль над телом и сознанием достичь мистического слияния души человека с мировым сознанием (пуруши).
Карма (в индийской философии) – закон воздаяния или космической справедливости. Приобретя хорошую карму (ведя праведный образ жизни), человек может выйти из круга рождений и смертей (сансары).
Картезианство – философия сторонников и последователей Р. Декарта.
Картина мира – совокупность обобщенных знаний о мире.
Катарсис – термин античной философии, выражающий совершенствование духовного мира человека путем «очищения» его души от негативных мыслей, чувств, стремлений.
Категории – основные формы бытия и всеобщие понятия познания.
Католицизм – конфессия в христианской религии. Философия католицизма развивается неотомизмом.
Каузальность – причинность, закономерная связь причины и следствия.
Качество – система важнейших, необходимых свойств предметов.
Коллективное бессознательное – в учении К. Юнга наиболее древний слой психики человека, который в процессе эволюции человеческого сознания сформировался раньше, чем слой индивидуального бессознательного. Будучи по природе сверхличным, коллективное бессознательное образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека (см. Архетип).
Количество – степень развития, совокупность таких изменений, которые не меняют качество предмета.
Конвенционализм – направление в философии науки, согласно которому исходные принципы, аксиомы, определения являются результатами соглашения ученых, а не обобщением опыта.
Коран – главная священная книга мусульман.
Коррелятивный – имеющий соотносительный смысл: вещи, понятия имеют смысл, лишь соотносясь друг с другом.
Космогония – донаучное мифологическое или религиозное учение о возникновении мира и его развитии.
Креативность – основная черта творческой личности или процесса: создание нового в различных сферах жизни.
Креационизм – учение о сотворении мира Богом из ничего.
Культура – мир идеальных и материальных объектов, созданных людьми в процессе воспроизводства и обновления форм совместной жизнедеятельности.
Культурно-исторический тип – своеобразие духовных, социально-экономических и политических сторон жизни этноса, определяющее его место в истории; ведено Н.Я. Данилевским.
Кумулятивизм – методологическая установка, согласно которой рост научного знания осуществляется путем непрерывного добавления знаний к уже имеющемуся истинному знанию.
Ли – в классической китайской философии – категория: 1) структурное начало мироздания; 2) категория этики, обозначающая ритуал, церемонии, этикет, вежливость.
Либерализм – идеология, основу которой составляют идеи равенства, свободы, рациональности и частной собственности.
Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.
Логика – наука о законах и формах правильного мышления.
Логический позитивизм – одно из направлений аналитической философии XX века; основу программы логического позитивизма составляет принцип верификации, согласно которому значение предложения, термина определяется способом его опытной проверки.
Логос – в греческой культуре – слово, закон, рациональное постижение смысла явлений.
Любовь – эмоционально-положительное отношение, чувство к другому человеку, жизненным принципам, идеям, знаниям.
Магия – таинственная способность воздействовать на вещи и людей, «демонов» и «духов» без допущения причинного ряда действий, например, с помощью заклинаний, молитв, талисманов. Элементы магии присущи обрядовой стороне всех религий.
Майя – в индийском мировоззрении: 1) имя Богини, воплощающей принцип обмана в мире; 2) искусство выдавать чудеса, или же сами эти чудеса; 3) иллюзорный характер мира.
Материализм – направление в философии, принимающее за основу мира объективную реальность, существующую независимо от сознания человека.
Материя – категория, обозначающая всю объективную реальность, существующую независимо от сознания человека.
Медитация – интенсивное, проникающее в суть предмета или идеи, размышление, которое достигается путем сосредоточенности на них и устранении всех внешних и внутренних факторов, способных рассеивать внимание.
Ментальность – образ мышления, общая духовная настроенность человека, группы, этноса.
Метафизика – раздел философии, осмысливающий сверхчувственные, недоступные опыту основы бытия.
Метафизический – относящийся к метафизике: надэмпирический, стоящий над всяким возможным опытом.
Методология – учение о путях и способах исследования реальности.
Механицизм – мировоззренческо-методологическая позиция, понимающая механическое движение в качестве единственного объективного основания всех форм бытия.
Мировая душа – всеоживляющая и творящая сила, связывающая мир во всеобщий организм.
Мировоззрение – система наиболее общих представлений о мире и отношении к нему человека: убеждения, идеалы, переживаемые субординации ценностей.
Мистерия – 1) тайный обряд посвящения узкого круга лиц в сакральное содержание религии, знания; 2) разновидность представления, связанная с торжественным оформлением обрядов, обычаев, в дальнейшем – инсценировка религиозных, мифологических сюжетов.
Мистика – учения, проповедующие таинственные, секретные знания, позволяющие добиваться необычных результатов.
Миф – 1) миросозерцание древнейших людей, в котором выражены их взгляды на природу, жизнь. Эти взгляды переживались как некая действительность, влияющая на мир человека; 2) то, что считается рационально необъяснимым и потому благоговейно принимаемым. Наделение такими характеристиками отдельных сфер социокультурной реальности, например, науки, техники, государств.
Модус – способ существования, вид и характер бытия, события.
Монизм – понятие, характеризующее мировоззрение, признающее основой мира некое единое начало (материя – в материализме, дух – в идеализме).
Монотеизм – учение о едином персонифицированном Боге.
Мораль – содержание сознания человека, определяемое представлениями о добре и зле.
Мышление – высшая ступень познания мира, способность человека выявлять свойства и связи объектов, которые не даны ему в непосредственном восприятии. Формами мышления выступают понятия, суждения и умозаключения.
Наблюдение – целенаправленное восприятие объекта.
Натурализм – направление в философии, отождествляющее закономерности социальных и природных процессов и распространяющее принципы и методы естественных наук на область социального познания.
Натурфилософия – философское объяснение природы, обобщение знаний о ней с целью выявления всеобщих ее связей и закономерностей как единого целого.
Наука – развивающаяся система истинных знаний о существенных связях действительности; специализированная общественная деятельность, направленная на получение такого рода знания.
Науки о духе – науки о культуре, истории, в которых исследуются творения человеческого духа; гуманитарные науки.
Необходимость и случайность – категории диалектики: необходимость – то, что обусловлено внутренними причинами существования и развития объекта; случайность – то, что обусловлено внешними причинами и факторами существования и развития объекта.
Неоплатонизм – направление древнегреческой философии III–VI вв., возникшее в результате соединения платонизма с мистической традицией. Основная идея метафизики – возникновение Сущего из Единого как первопричины бытия.
Неопозитивизм – см. Логический позитивизм.
Неотомизм – влиятельное течение в философии католицизма, истоки которого содержатся в схоластически переработанном Ф. Аквинским учении Аристотеля.
Нигилизм – мировоззренческая и социально-философ-ская позиция отрицания ценностей культуры прошлого.
Нирвана – в буддизме – состояние просветления, блаженства, достигаемое благодаря отказу от земных стремлений.
Номинализм – гносеологическое учение, отрицающее онтологическую самостоятельность общего. Понятия – это лишь имена, которые человек дает предметам и явлениям действительности.
Ноосфера – высший этап развития биосферы, преобразованной человеческой мыслью и трудом в качественно новое состояние, в котором разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором взаимосвязи и развития природы и общества.
Нормативная этика – часть этики, в которой обосновываются нравственные принципы, идеалы и нормы.
Ноумен – нечто мысленное, не относящееся к объективной действительности.
Нравственный закон – предписание делать добро и не делать зла. Согласно И. Канту, нравственный закон имеет безусловный, категорический характер.
Нус – дух, интеллект в философии Анаксагора; Бог, демиург у Аристотеля.
Общественные отношения – устойчивые, необходимые социальные связи между индивидами и социальными группами.
Общество – система связей и отношений, возникающих из совместной жизни людей. Эти связи и отношения воспроизводятся и преобразуются их деятельностью.
Объект и субъект – объект – то, на что направлена деятельность субъекта-личности, социальных групп, общества в целом; субъективный – относящийся к субъекту, зависящий от него.
Объективный – относящийся к объекту, не зависящий от интересов, мнения субъекта.
Объективный мир – все, существующее независимо от сознания человека.
Объяснение – раскрытие сущности исследуемого объекта; установление причин, закономерностей происходящего.
«Оно» – согласно психоаналитической теории З. Фрейда, один из трех компонентов личности, наряду с «Я» и «сверх-Я». «Оно» является древнейшим психическим образованием, содержащим в себе инстинкты и все наследуемое содержание психики; источник энергии для развития сознательной деятельности.
Онтология – учение о бытии, его структуре и закономерностях; один из важнейших разделов философии.
Отражение – свойство материальных систем в процессе взаимодействия воспроизводить посредством своих особенностей особенности других систем.
Отчуждение – понятие, описывающее процессы и ситуации, в которых человек становится чужд собственной деятельности, ее условиям, средствам, результатам и самому себе.
Пантеизм – отождествление Бога с природой через ее обожествление.
Парадигма – модель, образец решения исследовательских задач; теория, задающая научному сообществу определенное видение мира и определяющая развитие науки в данный исторический период.
Патристика – учение Отцов церкви (до VII в. н. э.), доказывающее совместимость христианского учения с греческой философией и обосновывающее все основные философско-теологические положения христианства.
Перипатетики (по-гречески означает «крытую галерею», служившую лекционным залом) – ученики и последователи Аристотеля.
Персонифицированный – наделенный свойствами личности.
Перцепция – восприятие как акт.
Плюрализм – в философии – точка зрения, согласно которой мир состоит из множества самостоятельных сущностей, не образующих абсолютного единства.
Позитивизм – как направление в философии науки XIX–XX вв. основывается на принципе: подлинное, положительное (позитивное) знание о действительности может быть дано только конкретными науками или же получено путем обобщения результатов этих наук. Традиционно философские знания и проблемы считаются ненаучными и практически бесполезными.
Политеизм – многобожие, почитание нескольких или множества богов; противоположность монотеизму.
Понимание – в герменевтике – обнаружение смысла текста, осуществляемое в процессе интерпретации. У М. Хайдеггера понимание – способ бытия человека в мире.
Понятие – форма мысли, в которой отражаются общие, существенные признаки предметов.
Постиндустриальное общество – современный этап развития общества, основными признаками которого являются: расширение экономики услуг; центральная роль теоретического знания как источника нововведений; создание информационно-компьютерной техники.
Практика – целенаправленная, предметно-чувственная деятельность человека по преобразованию действительности.
Причинность – связь двух объектов, при которой один порождает изменение другого посредством передачи соответствующего количества вещества, энергии или информации.
Провиденциализм – истолкование исторического процесса как осуществления замысла Бога.
Пространство – совокупность отношений сосуществующих объектов, их расположение относительно друг друга и величина.
Развитие – качественное, направленное изменение форм бытия; различают прогрессивную и регрессивную направленность развития.
Разум – ум; высшая познавательная способность человека, реализующаяся в познании универсальных связей явлений, в том числе мира ценностей, на основе формулировки основополагающих принципов, идей.
Рассудок – способность образования понятий, суждений и умозаключений, дающая материал для разумного осмысления.
Рационализм – философское учение, согласно которому разум является основой бытия (онтологический рационализм), познания (гносеологический рационализм), морали (этический рационализм).
Реализм – утверждение бытия действительности, лежащей вне сознания человека; в средневековой схоластике – учение о существовании общих понятий («универсалии») объективно, независимо от сознания человека.
Реальный – действительный, объективный, существующий не только в мысли; противоположность – воображаемое, ирреальное, идеальное.
Редукционизм – сведение сложного к более простому.
Реинкарнация – перевоплощение души.
Религия – мировоззрение, определяемое верой в существование Бога, божества.
Релятивизм – отрицание момента абсолютности в вещах, отношениях и знаниях. Этический релятивизм в своей крайней форме отрицает различие между добром и злом.
Рефлексия – обращение мышления на себя, условие самопознания.
Ригоризм – строгое, неуклонное, не признающее компромисса, проведение какого-либо принципа в действиях, мыслях; например, этический ригоризм И. Канта.
Риторика – ораторское искусство.
Сакральное – священное, святое, заветное; особо ценные идеалы, которым поклоняются. Сакральное противоположно мирскому, обычному, профанному.
Самосознание – в психологии – переживание человеком единства и специфичности своего «Я»; в философии – дух, идея, осознающие самих себя.
«Сверх-Я» – в психоанализе З. Фрейда – высшая инстанция в структуре личности, выполняющая роль внутреннего цензора, совести; продукт влияний других людей, источник моральных и религиозных чувств.
Свобода – способность человека создавать возможности для самоопределения на основе выбора своих действий и поступков в рамках правил «игры», заданных природными и социальными закономерностями.
Секуляризация – освобождение от религиозного влияния на жизнь общества, личности.
Семиотика – учение о знаках и знаковых формулах.
Сенсуализм – философское направление, которое в качестве основы познания и критерия истины рассматривает чувства, ощущения.
Символ – знак, образ, имеющий особый смысл, несущий какую-либо идею.
Синергетика – теория самоорганизации, наука о закономерностях перехода открытых неравновесных систем к упорядоченным формам организации.
Система – единство разнообразия, в котором его элементы занимают определенные места и выполняют определенные функции.
Смысл – содержание предложения, текста.
Соборность – понятие русской религиозной философии; впервые в философию введено одним из основателей славянофильства А.С. Хомяковым. Соборность – органическое сочетание индивидуального и коллективного на основе принятых людьми высших ценностей, сохраняющее индивидуальные черты каждого члена коллектива. Соборность является одной из характеристик православного символа веры.
Совесть – осознание и переживание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным ценностям.
Сознание – категория, обозначающая человеческую способность идеального воспроизведения действительности в форме мыслей, чувств и переживаний.
Славянофильство – направление русской общественной мысли XIX в., в котором обосновывалась самобытность развития России в силу ее национально-исторических особенностей.
Солипсизм – воззрение, согласно которому существует только субъективное «Я» и содержание его сознания.
Стоицизм – влиятельное направление философии эллинистическо-римского периода, согласно которому все в мире совершается разумно и в нем правит судьба, подчинение которой является главной добродетелью человека. Знание – средство к добродетельному поведению, а философия – это упражнение в добродетели; стоический – мужественно, стойко переносящий жизненные испытания.
Структура – совокупность устойчивых отношений и связей между элементами системы.
Структурализм – направление и метод в современной философии, согласно которому отношения и связи объекта определяют его развитие; структура первичнее истории, ибо ее элементы инвариантны при некоторых преобразованиях и задают совокупность правил возможных преобразований объекта.
Субстанция – первооснова; то, что не зависит от другого и порождает другое, первопричина сущего.
Суждение – мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете.
Сущность – внутреннее содержание предмета, определяющее единство всех его свойств и отношений.
Схоластика (лат. scholastica – ученый, школьный) – религиозно-философское учение западноевропейского Средневековья, сторонники которого видели путь постижения христианских истин путем логики, рациональных размышлений.
Талмуд – собрание религиозно-этических и правовых положений иудаизма.
Танатология – учение о смерти, ее причинах, механизмах и признаках.
Теизм – вера в единого, существующего вне и над миром, Бога как творца, хранителя и властителя мира.
Телеология – учение о целесообразности; осмысление процессов, событий с точки зрения их направленности к конечной цели.
Теогония – древние мифы о происхождении богов.
Теодицея – «богооправдание» (греч.) – религиозно-философские доктрины, стремящиеся согласовать идею всеблагого и всемогущего Бога с наличием зла и несправедливости в мире.
Теология – учение о Боге, богословие.
Теократия – форма государственного управления, при которой власть принадлежит духовенству, церкви.
Теория – высшая ступень научного познания, дающая всестороннее отражение предмета в его целостности и развитии и характеризующаяся логической стройностью, непротиворечивостью и доказательностью.
Технократия – господство техники. Одно из направлений общественной мысли, предписывающее технике определяющую роль в человеческой жизни, в решении социальных, экологических и других проблем.
Томизм – философия Фомы Аквинского и его последователей.
Тотальность – целостность, всеобъемлемость.
Трансцендентальное – в философии И. Канта – то, что делает возможным опытное познание; предпосылки возможного опыта.
Трансцендентный – выходящий за границы возможного опыта, за пределы человеческого сознания.
Умозаключение – связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения.
Универсалии – общие понятия, идеи в средневековой схоластике.
Упанишады – памятник древнеиндийской литературы, содержащий религиозно-философские тексты. Упанишады оказали исключительно важное воздействие на развитие индийской мысли и явились источником многих религиозно-философских направлений.
Утилитаризм – этическое направление, согласно которому целью человеческих поступков является извлечение пользы, материальной выгоды.
Утопия (греч. – «место, которого нет») – изображение идеального состояния общества, неосуществимого на практике.
Фанатизм – страстная и слепая приверженность делу, идее, мировоззрению.
Фатализм – вера в неотвратимость судьбы, рока.
Феномен – явление, данное в опыте чувственного познания (в отличие от ноумена, постигаемого разумом).
Фидеизм – утверждение о превосходстве веры над разумом на основе простого доверия к истинам откровения.
Физикализм – философский взгляд, для которого все то, что не может быть понято при помощи методов и понятий физики, является лишенным научного смысла; научный идеал в неопозитивизме.
Философия – форма мировоззрения; система знаний о мире и месте в нем человека.
Философская антропология – философское направление, исследующее человека как открытого, принципиально незавершенного существа; бытие человека исследуется в единстве всех его аспектов – природного, социального, духовного.
Фрейдизм – общее название школ и направлений, которое применяет учение З. Фрейда для объяснения социально-культурных явлений.
Футурология – совокупность представлений о будущем человечества.
Хилиазм – вера в тысячелетнее царство Христа на Земле перед концом мира.
Холизм – учение о единстве мира как высшей и всеохватывающей целостности, включающей психическую, биологическую и физическую действительность; все эти области рассматриваются как упрощения и обособления всеохватывающей целостности.
Целесообразность – целевая определенность, целенаправленность, когда цель является конечной причиной чего-либо.
Ценность – то, что осознано людьми как необходимое для их жизни, к чему следует стремиться и что требует уважения, почитания.
Целостность – завершенность, собственная закономерность чего-либо.
Цивилизация – 1) синоним культуры; 2) ступень общественного развития, следующая за варварством; 3) замкнутый, относительно изолированный социально-исторический организм, в основе которого лежат культурные особенности.
Честь – понятие морального сознания и категория этики: внутреннее нравственное достоинство человека как личности, как носителя нравственных установок социальной общности, группы, к которой принадлежит человек.
Чувственное познание – начальная ступень познания, формирующаяся в процессе непосредственного взаимодействия субъекта с внешними предметами. Включает ощущение, восприятие, представление.
Эвдемонизм – этическое направление, рассматривающее блаженство, счастье как цель жизненных стремлений.
Эволюция – постепенное изменение природы, общества, духа; противопоставляется скачкообразному типу изменений.
Эвристика – искусство создания нового; руководство по нахождению нового.
Эвтаназия – облегчение или ускорение смерти умирающему с целью избавления его от мук.
Эгоизм – себялюбие; поведение, которое целиком определяется мыслью о собственном «Я», предпочтением своих интересов интересам других людей.
Эзотерический (греч. – направленный внутрь) – тайный, скрытый, предназначенный и понятный исключительно для избранных; противоположность экзотерическому.
Экзистенциализм (лат. existentia существование) – одно из направлений философии XX века, рассматривающее человека как конечное существо, «заброшенное в мир» и посто-янно находящееся в проблемных ситуациях, формирующееся в актах свободного выбора действий в таких ситуациях и тем самым обретающее подлинное существование.
Эклектика – соединение разнородных, часто противоположных подходов, взглядов в каком-либо учении, рассуждении; в искусстве – механическое соединение разнородных стилей.
Эманация – по учению неоплатоников мир есть истечение из божества, которое при этом остается неизменным.
Эмпиризм – направление в теории познания, считающее чувственный опыт основным источником знания.
Эпикуреизм – этическая теория, основателем которой является древнегреческий философ Эпикур. Стремление к состоянию блаженства, спокойствия духа благодаря удовлетворению разумных желаний: нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо.
Эпистемология – учение, исследующее природу, предпосылки, условия, возможности и границы человеческого познания.
Эрос – древнегреческое понятие, обозначающее особый род любви. У Платона – побудительная сила духовного восхождения, эстетический восторг и устремленность к созерцанию идей истинно Сущего, Добра и Красоты. Эрос соединяет в себе идеальную природу с чувственной, добро со злом, мудрость с невежеством. Эротическая любовь трактуется как влечение несовершенного к совершенному, чтобы восполнить собственную неполноту.
Эстетика – философская наука о чувственно выразительных формах в явлениях природы и в жизни человека. Исходные понятия – прекрасное и безобразное.
Этика – философская наука, изучающая мораль.
«Я» – 1) в психологии – осознание личностью самой себя, тождественность с собой в течение жизни; 2) один из компонентов структуры личности в учении З. Фрейда: сознательная часть психики; посредник между «Оно» и внешним миром, который руководствуется принципом реальности; 3) в философии – духовное субстанциональное начало, отличное от эмпирического сознания.
Явление и сущность – под явлением понимаются внеш-ние, непосредственно воспринимаемые и изменчивые характеристики объекта; под сущностью – единство внутренних устойчивых свойств и связей объекта. Познание движется от явления к сущности.
Язык – система знаков, имеющих значения. Язык выполняет функции: информативную, коммуникативную, аккумулятивную.
ЛОГИКА
- Министерство образования и науки
- Isbn 5-89933-028-7
- Болонский процесс пошел
- Философия
- Частьi. История философии
- I. Предмет и специфика философии Мировоззрение и философия
- Специфика философских проблем
- Функции философии
- II. Философия древнего востока Своеобразие теоретической мысли
- Возникновение индийской философии и Упанишады
- Философия йоги
- Буддизм
- Даосизм
- Конфуцианство
- III. Античная философия От мифа – к логосу
- Раннегреческие учения о бытии
- Учение Сократа о человеке
- Философия Платона
- Философия Аристотеля
- Эллинистическо-римская философия
- IV. Философия средневековья Исторические условия и основные идеи
- Этапы развития философской мысли
- Проблемы бытия, сущности и существования
- Учения а. Августина и ф. Аквинского о человеке и его истории
- V. Философия возрождения Новые социально-экономические реалии и мировоззрение
- Антропоцентризм, гуманизм, пантеизм
- Бог, человек и мир в учениях н. Кузанского и Дж. Бруно
- VI. Философия нового времени Социально-исторические и мировоззренческие основания философии и науки
- Индуктивная методология ф. Бэкона
- Рационально-дедуктивная методология р. Декарта
- Сенсуализм как направление в философии
- VII. Философия просвещения Социальные и теоретические истоки
- Вольтер и Монтескье
- Социально-философские идеи ж.-ж. Руссо
- Атеистический материализм
- Актуальность идей французских просветителей
- VIII. Немецкая классическая философия Основные принципы
- Критическая философия и. Канта
- Философская система и метод г.В.Ф. Гегеля
- Антропологический материализм л. Фейербаха
- IX. Марксистская философия Формирование философской позиции к. Маркса
- Основные идеи марксистской философии
- Коммунистическая идея к. Маркса
- X. Русская философия Зарождение русской философии
- Человек и общество у славянофилов и западников
- Ф.М. Достоевский и к.Н. Леонтьев
- Религиозная философия
- Русский космизм
- Русская зарубежная философия
- XI. Современная зарубежная философия Многообразие тенденций и направлений
- Позитивистская школа
- Философия жизни
- Фрейдизм
- Экзистенциализм
- Структурализм
- Герменевтика
- Религиозно-философская мысль
- Философия постмодерна
- Часть II. Современная философия
- Бытие, субстанция, материя
- Многообразие форм проявления бытия
- Движение, пространство и время – атрибуты форм бытия
- II. Категория развития в современной философии и науке Понятие и типы развития
- Диалектика – учение о всеобщих законах развития
- Синергетика как наука о самоорганизации систем
- III. Сознание
- Специфика философского подхода к проблематике сознания
- Происхождение и сущность сознания
- Сознание и язык
- IV. Человек – центральная проблема философии Человек как проблема для самого себя
- Единство природного, социального и духовного в бытии человека
- Человек как личность
- V. Смысл человеческого существования Современные концепции взаимосвязи сущности и существования человека
- Смысл человеческой жизни в истории философии
- Временность существования человека и смысл жизни
- VI. Человек в мире духовных ценностей Понятие и типология ценностей
- Нравственные ценности как основа духовного мира человека
- Эстетические ценности в духовном мире человека
- Религиозные ценности в современном мире
- VII. Проблема познания в философии Сущность и структура познавательного отношения человека к миру
- Чувственное, рациональное и иррациональное в познании
- Истина и ее критерии
- VIII. Научное познание Специфика и структура научного знания
- Методология эмпирического и теоретического исследования
- Модели развития научного знания
- Научная картина мира
- IX. Общество
- Х. Человек в информационно- техническом мире Эволюция системы «человек–техника»
- Сущность процессов информатизации и компьютеризации
- Социально-культурные последствия
- Информатизации
- XI. Проблемы и перспективы
- Особенности развития современной цивилизации
- Глобальные проблемы, их содержание и происхождение
- Стратегии выживания человечества
- Основные понятия
- I. Наука логика Мышление как объект логики
- Содержание и форма мышления
- Истинность и правильность мышления. Логический закон
- Основные законы логики
- II.Понятие Понятие как логическая форма мышления
- Содержание и объем понятия
- Виды понятий
- Отношения между понятиями
- Логические операции с понятиями
- Определение понятий
- Правила определения
- Деление понятий
- Правила деления
- III.Суждение Суждение как форма мышления
- Простые суждения. Логическая структура
- Виды простых суждений
- Сложные суждения. Логическая структура
- Виды сложных суждений
- Отношения между суждениями
- IV. Умозаключение Умозаключение как форма мышления
- Дедуктивные умозаключения
- Непосредственные умозаключения
- Простой категорический силлогизм (пкс)
- Энтимема
- Дедуктивные умозаключения из сложных суждений
- Правильные формы условно-категорического умозаключения
- Недедуктивные умозаключения
- Индуктивные умозаключения
- Умозаключения по аналогии
- V.Логические основы аргументации Аргументативный процесс и его структура
- Виды аргументативного процесса
- Правила аргументации. Ошибки в аргументации
- Основные понятия
- Содержание
- Вниманию студентов и аспирантов!