logo
disk / Философия,логика гуманитас

Антропологический материализм л. Фейербаха

Людвиг Фейербах – философ-материалист и атеист. В противоположность Гегелю, который выводил природу из абсолютной идеи, Фейербах провозгласил, что природа существует вечно, она не имеет ни начала, ни конца как во времени, так и в пространстве. Природа, доказывал Фейербах, человеку дана, ее не надо из чего-либо выводить. Напротив, все порождения человеческого сознания, в том числе и идея Бога, представляют собой «перевод на человеческий язык закономерностей природы». Фейербах называл философию Гегеля «рациональной теологией», поскольку абсолютная идея Гегеля есть не что иное, как разум, оторванный от человека и превращенный в творящее мир начало. Абсолютная идея Гегеля – это новое название Бога.

Опровергая Гегеля, Фейербах утверждал, что мышление не может существовать независимо от человека, так как оно неразрывно связано с человеческим мозгом. Отсюда он делал вывод о первичности материи и вторичности сознания.

В центре философии Фейербаха стоял человек, которого он рассматривал как часть природы. Предметом его философии стали природа и человек как биологическое существо, поэтому материализм Фейербаха называют антропологическим (греч. anthropos – человек).

Антропологический принцип философии позволил Фейербаху преодолеть дуализм души и тела, свойственный идеализму и религии. Нет самостоятельно существующего, а тем более первичного по отношению к миру вещей мира идей. В человеке обнаруживается единство материального и духовного, и изучая его, писал Фейербах, мы устанавливаем вторичность сознания по отношению к первичному материальному субстрату – мозгу.

Идеи возникают из общения между людьми. Поэтому отношение человека к природе опосредуется отношением человека к человеку. В ходе общения индивидуальная жизнь соединяется с родовой, человек превращает продукты культуры в свои сущностные силы и способности.

Вместе с тем рассмотрение человека только как природной сущности неизбежно приводило Фейербаха к метафизической трактовке природы и общества, идеализму в объяснении социальных процессов. Человек Фейербаха – это биологический индивид, искусственно вырванный из социальной среды, исследуемый вне конкретно-исторических условий его бытия, его практической деятельности. Это абстрактный человек с неизменной биологической природой, с вечными, определенными биологическими свойствами, стремлениями и вытекающими из них поступками. В таком подходе к человеку ярко обнаруживается метафизический характер его философии. Поэтому очевидным является тот факт, что, отвергнув идеализм Гегеля, Фейербах отказался от рационального зерна его философии – диалектического метода.

Во всех отношениях между людьми Фейербах видел лишь этические отношения, основанные на врожденном стремлении к счастью. Представление о наличии у человека стремления к счастью, вытекающего из неизменной биологической природы, привело философа к конструированию общечеловеческой морали, скроенной для всех времен и народов, которая, по существу, сводилась к призыву любить друг друга независимо от социальной принадлежности, пола и звания. Фейербах предложил так перестроить сознание людей, чтобы их представления о счастье стали тождественными. При таком подходе определяющая роль в общественном развитии отводится духовным факторам.

Со взглядами Фейербаха на мораль тесно связаны и его религиозные воззрения. Фейербах стремился найти земные корни религии. По его мнению, не Бог создал человека, а человек – Бога по своему образу и подобию. Но сами эти корни философ истолковывал как природные, увидел их в психологии биологических чувствований.

Отвергнув религиозные постулаты о бессмертии души и сотворении мира, Фейербах взамен существующей религии пытался создать новую религию. Согласно ему, это должна быть «разумная» религия, основанная на обожествлении человека человеком.

Задания. Вопросы.

Ответы.

  1. Каковы основные принципы немецкой философии? Почему она называется классической?

  2. Охарактеризуйте познавательные способности субъекта (по И. Канту).

  3. В чем сущность априоризма Канта?

  4. О чем свидетельствуют, по Канту, антиномии теоретического разума?

  5. Почему вера в Бога, как считает Кант, необходима для людей?

  6. В чем различие взглядов Канта и Гегеля на роль противоречий в человеческом познании и истории?

  7. Какие этапы в своем развитии проходит гегелевская абсолютная идея?

  8. В чем проявляются противоречия между методом и системой философии Гегеля?

  9. В чем сущность и научная основа антропологического материализма Фейербаха?

  10. Почему в философии Фейербаха критика религии и критика идеализма взаимосвязаны?

  11. Дайте сравнительный анализ этических учений Канта и Фейербаха.

  12. В чем ограниченность фейербаховской концепции человека?

Задания. Тесты.

Ответы.

1. Согласно Канту субъект:

а) является источником знания;

б) определяет форму знания;

в) интуитивно познает объект.

2. Объективность знания по Канту означает:

а) всеобщность и необходимый характер знания;

б) независимость знания от субъекта;

в) отражение свойств вещей самих по себе.

3. Связующим звеном между рассудком и чувственностью, по Канту, является:

а) практика;

б) опыт;

в) воображение.

4. Свобода человека, согласно Канту, проявляется:

а) в следовании познанной необходимости;

б) в возможности выбора действий;

в) в следовании нравственному императиву.

5. Кантовские идеи о безусловном – это:

а) обобщения опыта;

б) конечные цели стремлений че-ловека;

в) сверхчувственные сущности.

6. Высшей формой развития абсолютного духа, по Гегелю, является:

а) философия;

б) искусство;

в) религия.

7. С точки зрения Гегеля, всеобщая причина развития находится:

а) в воздействии одних факторов, систем на другие;

б) во взаимодействии внутренних противоположностей систем;

в) в спонтанных переходах от одного состояния системы к другому.

8. Условием могуществ разума является, согласно Гегелю:

а) опора разума на опыт;

б) непротиворечивость мышления;

в) способность разрешать противоречия.

9. Диалектика у Гегеля является:

а) отражением развития объективного мира;

б) саморазвитием идеи;

в) методом познания и преобразования объективного мира.

10. Сущностным свойством человека, по Фейербаху, выступает:

а) врожденное стремление к счастью;

б) разумный эгоизм;

в) нравственный долг.

11. Выход из отчужденного состояния человечества Фейербах видит

а) в изменении отношений человека к природе;

б) в изменении отношений человека к человеку;

в) в изменении общественных условий жизни.