Чувственное, рациональное и иррациональное в познании
В процессе познания задействованы все способности человека. Одним из главных аспектов анализа познавательного процесса является вопрос о роли чувств и разума в формировании знания.
В Древней Греции Демокрит считал чувственное познание основным источником познания, но оно дает «темное» знание; истинное знание постигается разумом.
Большой вклад в развитии теории познания был сделан европейской философией Нового времени (XVII–XVIII вв.). Это было вызвано потребностями развивающейся науки. Как уже говорилось (раздел VI данного учебно-практического пособия), возникли два направления в философии.
Эмпирическое направление философии, связанное с анализом научных опытов, отдавало предпочтение чувственному наглядному познанию. Сторонники сенсуализма (Гоббс, Локк) признавали чувственное познание главным или даже единственным путем приобретения знания. Нет ничего в разуме, чего первоначально бы не было в чувствах – считал Локк. Однако материалисты и идеалисты, признавая приоритет ощущений, по-разному их понимают. Материалисты признают, что источником ощущения является сам объект; идеалисты в ощущениях отрицают объективное содержание.
В Новое время развивалось и другое направление в философии, которое получило название рационализма. Это направление связано с анализом способностей человеческого мышления познавать мир и создавать теоретическое знание. Декарт и Лейбниц понимали рациональное познание как врожденную способность разума человека.
По Канту, знания имеют два источника: чувственные впечатления, данные в опыте, и рассудочную, разумную деятельность. Последняя носит априорный (доопытный характер). Из априорных знаний он выделяет чистые знания, к которым совершенно не примешивается ничто эмпирическое. Чистое знание имеет значение всеобщности (например, «все тела имеют тяжесть», все положения математики). Категории как наиболее общие понятия служат схемами мышления. Следовательно, источником знания является не объективная реальность, а разум, свободный от чувственности, субъективности.
Материализм рассматривает познание, исходя из практики и практического использования знаний в конкретной деятельности. Поэтому материализм утверждает, что чувственное и рациональное знание имеют объективное содержание.
В целом до конца XIX века проблема связи чувственного и рационального оставалась непроясненной, ибо гносеология четко не разграничивала и не связывала индивидуальный и социальный аспекты познавательной деятельности. В индивидуальном развитии, как показано современной психологией, предпосылки рационального познания возникают у ребенка вместе с оформлением его чувственности в актах общения и во взаимодействии с окружающими предметами.
Вопрос об априорности категорий прояснился через анализ истории культуры и науки. Передача социокультурного опыта, проходившая через деятельность многих поколений и закреплявшаяся схемами межиндивидуального общения, создавала ситуации, когда отдельный индивид развивался и действовал в условиях выработанных до него форм отношения к миру и его осмысления. Мир этих форм оказывается как бы предпосланным чувственному опыту, желаниям и поступкам индивида. Так во взаимосвязи индивидуального и общественного аспектов познания осуществляется единство чувственного и рационального.
Чувственное познание – предпосылка всех других форм познания. Оно носит конкретный, наглядный характер, так как связано с чувственно-предметной деятельностью познающего субъекта. Но нельзя этот процесс упрощать. Человек знакомится с новым объектом и начинает его познание, имея определенные знания, закодированные в языке, материальной и духовной культуре. Эти ранее добытые человечеством опыт и знания воспринимаются как готовые, независимые от познающего субъекта, но в действительности чувственное познание всегда опосредовано предшествующей практикой и знаниями. Кроме того, в чувственном познании проявляется активность субъекта, его отношение, избирательность, творческий потенциал. Чувственное познание включает три формы: ощущение, восприятие, представление.
Ощущение – это чувственный субъективный образ отдельных свойств предмета. Например, источником и содержанием ощущения красного цвета является предмет, имеющий такую окраску, то есть обладающий определенной длиной волны, воздействующей на сетчатку глаза. Но ощущение этого цвета конкретными людьми могут иметь свои субъективные особенности, зависящие как от физиологических особенностей этих людей (например, дальтоников), так и от уровня их практической, профессиональной подготовки.
Следовательно, субъективный образ надо понимать не только как принадлежность его данному субъекту, но и как отражение в нем особенностей данного субъекта. Это очень важный момент в понимании чувственного познания. Преувеличение субъективного момента дает определенные основания к сомнению в истинности чувственного познания. В этом сложность и трудность его философского анализа, порождающего и идеалистические, и материалистические выводы.
Восприятие – чувственный образ, отражающий предмет в целом. Это более сложная форма познания, дающая внешний, целостный образ предмета.
Представление – чувственный образ воспроизведенных в сознании по памяти ранее воспринимавшихся объектов. Эта форма познания является переходом к абстрактному мышлению, так как предмет в данном случае не воздействует на наши органы чувств. В представлении могут быть неточности, моменты отхода от реального объекта, домысливание в воображении неприсущих объекту черт. В этом еще сильнее проявляется творческая активность сознания.
Из анализа форм чувственного познания видно, что это не механическое, зеркальное, а активное, творческое отражение и отношение человека к объективному миру, определяемое общественно-историческим опытом и индивидуальным развитием. Недооценка чувственного аспекта в познании, в отношениях человека с миром ведет к эмоциональной бедности, граничит с бездуховностью. Только чувства обеспечивают непосредственную связь с богатством окружающего мира. Каждая форма познания самоценна. Вместе с тем понятно и другое: несмотря на исключительную важность чувственного познания, оно не может дать знания сущности вещей, законов их существования и развития. Мышление дает возможность выявлять сущность вещей, причинно-следственные связи, открывать законы объективного мира.
Особенности рационального познания заключаются в обобщении изучаемых сходных свойств и сторон разных предметов. Например, познание различных видов живых существ обобщается в понятии «организм». Для рационального познания характерна опосредованность, то есть предмет познания может быть изучен опосредованным путем. Например, по следствию можно судить о причине, о скрытых свойствах и сущности предмета – по доступным для нас свойствам. Опосредованность познания также проявляется в том, что человек может изучить предмет с помощью уже добытого знания, накопленного наукой, и далее развиваемого на основе логического мышления. Для рационального познания характерно отсутствие наглядности, главную роль играет логика мышления, духовное творчество.
Основные формы рационального познания: понятие, суждение, умозаключение. Они являются основой научного познания, выраженного в теориях и гипотезах.
Понятие – форма мышления, в которой отражаются общие свойства, признаки реальных вещей. Мышление людей понятийно. Понятия выражены в словах. Одни понятия выражают уровень обыденного познания, другие – уровень научного познания.
Суждение – это форма мышления, отражающая связи и отношения предметов объективного мира. В суждениях высказывается определенная мысль, отрицающая или утверждающая что-либо (например: «Решение глобальных проблем – задача всего человечества»).
Умозаключение – это форма мышления, в которой на основе истинных суждений выводится новое знание. Так, на основе суждений (1 и 2) делаем умозаключение (3).
Все жидкости – упруги.
Ртуть – жидкость.
Ртуть – упруга.
Наука логика изучает формы мысли, их структуру, законы и принципы, соблюдение которых является необходимым условием достижения истинных заключений.
Чувственное и рациональное познание диалектически взаимосвязаны. По мере развития мышления каждый акт чувственного познания связан не только с объектом, но и с уровнем знания познающего субъекта, а также с его практическими навыками. Чувственные образы носят осмысленный характер, а абстрактное мышление не изолировано от форм чувственного познания, которые связывают его с объективным миром, дают материал для обобщений. Переход познания к абстракциям не означает, что мышление свободно от наглядности, чувственности. Большинство понятий науки мы переводим в наглядные образы, соотносим с нашей деятельностью (например, теорию атома объясняем с помощью моделей).
Процесс чувственного и рационального познания всегда имеет скрытые основания и предпосылки познания, которые до поры до времени не осознаются человеком, лежат за пределами досягаемости разума. Такие основания называют иррациональными пластами познания. К ним относят интуицию, личностное знание, веру.
Интуиция – непосредственное постижение истины (без опытного или рационального обоснования).
Неявное личностное знание («личностный коэффициент») приобретается в жизненно-практическом, профессиональном опыте. Оно словесно невыразимо, тесно связано с интуицией и лежит в основе всех видов творчества.
В структуру всех видов человеческой деятельности органически входит и вера. Различают: 1) религиозную, сакральную (священную) веру как способность человека мистически пребывать в средоточии познаваемого предмета и интуитивно постигать его сущность; 2) светскую веру как доверие к показаниям органов чувств и оценивание высказываний как истинных без достаточных логических и фактических обоснований. Так, А. Эйнштейн отмечал, что вера в существование внешнего мира, независимого от воспринимающего субъекта, лежит в основе всего естествознания. Но только вера как влечение души индивида к беспредельному духу устраняет противоположность субъекта и объекта, порождает неутилитарное отношение человека к безусловным духовным ценностям, оборачивается чувством любви, красоты, гармонии с миром. Такая вера проявляется в математической, философской и эстетической интуиции, в «априорном моральном законе» (И. Кант). Каждый человек как часть космического целого пронизан едиными для всего универсума незримыми связями и в той или иной мере переживает их. Наличие иррациональных пластов в человеческом духе порождает ту глубину, из которой появляются все новые смыслы, идеи, творения. Взаимопереход рационального и иррационального – одно из фундаментальных оснований процесса познания.
Итак, познание – сложный, многоуровневый процесс взаимодействия субъекта и объекта, включающий чувственный, рациональный и иррациональный аспекты. В познании задействован весь социально-культурный опыт субъекта.
- Министерство образования и науки
- Isbn 5-89933-028-7
- Болонский процесс пошел
- Философия
- Частьi. История философии
- I. Предмет и специфика философии Мировоззрение и философия
- Специфика философских проблем
- Функции философии
- II. Философия древнего востока Своеобразие теоретической мысли
- Возникновение индийской философии и Упанишады
- Философия йоги
- Буддизм
- Даосизм
- Конфуцианство
- III. Античная философия От мифа – к логосу
- Раннегреческие учения о бытии
- Учение Сократа о человеке
- Философия Платона
- Философия Аристотеля
- Эллинистическо-римская философия
- IV. Философия средневековья Исторические условия и основные идеи
- Этапы развития философской мысли
- Проблемы бытия, сущности и существования
- Учения а. Августина и ф. Аквинского о человеке и его истории
- V. Философия возрождения Новые социально-экономические реалии и мировоззрение
- Антропоцентризм, гуманизм, пантеизм
- Бог, человек и мир в учениях н. Кузанского и Дж. Бруно
- VI. Философия нового времени Социально-исторические и мировоззренческие основания философии и науки
- Индуктивная методология ф. Бэкона
- Рационально-дедуктивная методология р. Декарта
- Сенсуализм как направление в философии
- VII. Философия просвещения Социальные и теоретические истоки
- Вольтер и Монтескье
- Социально-философские идеи ж.-ж. Руссо
- Атеистический материализм
- Актуальность идей французских просветителей
- VIII. Немецкая классическая философия Основные принципы
- Критическая философия и. Канта
- Философская система и метод г.В.Ф. Гегеля
- Антропологический материализм л. Фейербаха
- IX. Марксистская философия Формирование философской позиции к. Маркса
- Основные идеи марксистской философии
- Коммунистическая идея к. Маркса
- X. Русская философия Зарождение русской философии
- Человек и общество у славянофилов и западников
- Ф.М. Достоевский и к.Н. Леонтьев
- Религиозная философия
- Русский космизм
- Русская зарубежная философия
- XI. Современная зарубежная философия Многообразие тенденций и направлений
- Позитивистская школа
- Философия жизни
- Фрейдизм
- Экзистенциализм
- Структурализм
- Герменевтика
- Религиозно-философская мысль
- Философия постмодерна
- Часть II. Современная философия
- Бытие, субстанция, материя
- Многообразие форм проявления бытия
- Движение, пространство и время – атрибуты форм бытия
- II. Категория развития в современной философии и науке Понятие и типы развития
- Диалектика – учение о всеобщих законах развития
- Синергетика как наука о самоорганизации систем
- III. Сознание
- Специфика философского подхода к проблематике сознания
- Происхождение и сущность сознания
- Сознание и язык
- IV. Человек – центральная проблема философии Человек как проблема для самого себя
- Единство природного, социального и духовного в бытии человека
- Человек как личность
- V. Смысл человеческого существования Современные концепции взаимосвязи сущности и существования человека
- Смысл человеческой жизни в истории философии
- Временность существования человека и смысл жизни
- VI. Человек в мире духовных ценностей Понятие и типология ценностей
- Нравственные ценности как основа духовного мира человека
- Эстетические ценности в духовном мире человека
- Религиозные ценности в современном мире
- VII. Проблема познания в философии Сущность и структура познавательного отношения человека к миру
- Чувственное, рациональное и иррациональное в познании
- Истина и ее критерии
- VIII. Научное познание Специфика и структура научного знания
- Методология эмпирического и теоретического исследования
- Модели развития научного знания
- Научная картина мира
- IX. Общество
- Х. Человек в информационно- техническом мире Эволюция системы «человек–техника»
- Сущность процессов информатизации и компьютеризации
- Социально-культурные последствия
- Информатизации
- XI. Проблемы и перспективы
- Особенности развития современной цивилизации
- Глобальные проблемы, их содержание и происхождение
- Стратегии выживания человечества
- Основные понятия
- I. Наука логика Мышление как объект логики
- Содержание и форма мышления
- Истинность и правильность мышления. Логический закон
- Основные законы логики
- II.Понятие Понятие как логическая форма мышления
- Содержание и объем понятия
- Виды понятий
- Отношения между понятиями
- Логические операции с понятиями
- Определение понятий
- Правила определения
- Деление понятий
- Правила деления
- III.Суждение Суждение как форма мышления
- Простые суждения. Логическая структура
- Виды простых суждений
- Сложные суждения. Логическая структура
- Виды сложных суждений
- Отношения между суждениями
- IV. Умозаключение Умозаключение как форма мышления
- Дедуктивные умозаключения
- Непосредственные умозаключения
- Простой категорический силлогизм (пкс)
- Энтимема
- Дедуктивные умозаключения из сложных суждений
- Правильные формы условно-категорического умозаключения
- Недедуктивные умозаключения
- Индуктивные умозаключения
- Умозаключения по аналогии
- V.Логические основы аргументации Аргументативный процесс и его структура
- Виды аргументативного процесса
- Правила аргументации. Ошибки в аргументации
- Основные понятия
- Содержание
- Вниманию студентов и аспирантов!