logo
disk / Философия,логика гуманитас

Х. Человек в информационно- техническом мире Эволюция системы «человек–техника»

Термин техника(греч.techne) означал вначале умение, мастерство, искусство. Сейчас этот термин используется в двух значениях: 1) как обобщенное название устройств, применяемых в разных сферах деятельности; 2) как обозначение совокупности приемов, используемых в деятельности, например, техника письма, рисования.

Применение, изготовление и передача новому поколению технических средств – специфический признак человеческой деятельности. Если животное находится в непосредственном контакте с природой, то человек помещает между собой и природой технические средства труда. Техника является не только орудием воздействия человека на природу, но и средством его защиты от негативных природных явлений.

Техника развивается путем моделирования функций естественных органов человека. Она дополняет и компенсирует несовершенство человеческих органов при воздействии на природу.

Трудовая деятельность человека может включать пять функций: транспортную, технологическую, энергетическую, контрольно-регулирующую и функцию принятия решений.

К концу XVIII века была создана система технических средств, которая значительно расширила преобразовательные возможности человека и повысила производительность его труда. Для выполнения энергетических, транспортных и технологических функций были созданы разнообразные технические устройства, что привело к созданию механизированных предприятий.

Со второй половины XVIII века создаются производственные автоматы, регулирующие технологический процесс по принципу обратной связи. Происходит передача регулирующей функции от человека к техническим средствам.

С появлением в ХХ веке электронных вычислительных машин начинается процесс передачи техническим средствам функции принятия решений: машине передаются отбор, систематизация, классификация информации. Современные вычислительные машины выполняют не только вычислительные операции, но и осуществляют оценку и сравнение получаемых результатов, выбирают оптимальные варианты, последовательно выполняют математические и логические операции, учитывая при этом условия задачи, промежуточные результаты, необходимые константы и другие виды информации.

Современная техника невозможная без опоры на достижения науки. В свою очередь, необходимость совершенствования техники стимулирует развитие науки. В ХХ веке произошли качественные изменения в науке: открытия в естествознании в конце XIX – начале ХХ веков привели к формированию новой картины мира. В результате создания теории относительности, квантовой теории и синергетики наука совершила прорыв в область микромира и больших скоростей, самоорганизующихся сложных систем. Наступила эпоха научно-технической революции (НТР). В ХХ веке завершился процесс превращения науки в непосредственную производительную силу, что привело к изменению условий и характера труда, отраслевой структуры общественного производства, социальной структуры общества, ускорению темпов его развития. НТР оказала сильное воздействие на культуру, образ жизни людей, на взаимоотношения общества с природой. В период научно-технической революции резко повысилась роль информационной деятельности во всех сферах общественной жизни.