Методология эмпирического и теоретического исследования
Каждая наука имеет свой предмет и методы исследования. Метод – это система уже имеющегося знания, преобразованная в средство получения нового знания. Метод становится совокупностью действий, направленных на достижение новых результатов. Он обеспечивает объективность и единообразие результатов, получаемых всеми субъектами.
Система используемых методов и учение о них, составляют содержание методологии. В силу единства мира происходит взаимопроникновение методов различных наук.
Всеобщие методы познания:
анализ и синтез – реальное или мысленное разделение объекта на составные элементы и их объединение в целое;
абстрагирование – отвлечение от несущественных для данного исследования свойств и отношений изучаемого объекта;
индукция – построение общего вывода на основе частных данных;
дедукция – получение частного вывода из общих положений;
аналогия – установление сходства по некоторым сторонам, свойствам и отношениям между нетождественными объектами;
моделирование – изучение оригинала путем исследования его копии;
вероятностно-статистические методы, которые выявляют закономерность в совокупности действия множества случайных факторов;
системный подход, который основывается на общих принципах изучения объектов как систем элементов, их связей, отношений и их роли в структуре функционирования и развитии системы.
Методы эмпирического исследования:
наблюдение – целенаправленное исследование объекта без вмешательства в его естественное состояние;
эксперимент – активное, контролируемое и управляемое вмешательство в естественное состояние объекта.
В наблюдениях и экспериментах используются следующие познавательные операции:
сравнение – выявление сходства или различия объектов;
описание – фиксирование результатов с помощью определенной системы знаков;
измерение – нахождение числового выражения величины тех или иных характеристик объекта.
Методы теоретического познания:
формализация – фиксация содержания знания в знаково-символическом виде, благодаря чему рассуждения об объекте переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами);
аксиоматический метод – научная теория строится в виде систем аксиом (постулатов) и правил логического вывода, что дает возможность получить теоремы из аксиом, одни формулы – из других;
гипотетико-дедуктивный метод основывается на системе гипотез. Гипотезы анализируются на предмет подтверждаемости эмпирическими фактами и уже имеющимися теоретическими законами. Затем из гипотезы логически выводятся следствия, которые проверяются опытом. Если следствия не согласуются с эмпирическими данными, то гипотеза опровергается. Но даже многократно подтвержденные опытом гипотезы, не становятся абсолютным, достоверным законом, а имеют относительный, вероятностный характер;
восхождение от абстрактного к конкретному – метод теоретического исследования и изложения, состоящий в движении мысли от абстрактно-одностороннего, неполного знания, к конкретному – целостному воспроизведению исследуемого объекта в теории.
В движении мысли к конкретному доминируют методы синтеза и дедукции, воспроизводится противоречивое развитие самого объекта.
Кроме общенаучных методов, применяющихся на эмпирическом и теоретическом уровнях исследования, в любой науке существуют свои специфические приемы и средства исследования. Так, в социально-гуманитарных науках применяются следующие методы и логические операции:
идеографический метод – описание индивидуальных особенностей единичных исторических фактов, событий;
герменевтический метод – выявление смысловых центров культуры как текста через диалог и понимание духовного мира эпохи;
интроспекция – самонаблюдение, самоотчет;
эмпатия – восприятие внутреннего мира другого человека;
тестирование, опросы, интервью, социальное моделирование и социальный эксперимент;
ролевые, деловые и имитационные игры и многие другие методы.
- Министерство образования и науки
- Isbn 5-89933-028-7
- Болонский процесс пошел
- Философия
- Частьi. История философии
- I. Предмет и специфика философии Мировоззрение и философия
- Специфика философских проблем
- Функции философии
- II. Философия древнего востока Своеобразие теоретической мысли
- Возникновение индийской философии и Упанишады
- Философия йоги
- Буддизм
- Даосизм
- Конфуцианство
- III. Античная философия От мифа – к логосу
- Раннегреческие учения о бытии
- Учение Сократа о человеке
- Философия Платона
- Философия Аристотеля
- Эллинистическо-римская философия
- IV. Философия средневековья Исторические условия и основные идеи
- Этапы развития философской мысли
- Проблемы бытия, сущности и существования
- Учения а. Августина и ф. Аквинского о человеке и его истории
- V. Философия возрождения Новые социально-экономические реалии и мировоззрение
- Антропоцентризм, гуманизм, пантеизм
- Бог, человек и мир в учениях н. Кузанского и Дж. Бруно
- VI. Философия нового времени Социально-исторические и мировоззренческие основания философии и науки
- Индуктивная методология ф. Бэкона
- Рационально-дедуктивная методология р. Декарта
- Сенсуализм как направление в философии
- VII. Философия просвещения Социальные и теоретические истоки
- Вольтер и Монтескье
- Социально-философские идеи ж.-ж. Руссо
- Атеистический материализм
- Актуальность идей французских просветителей
- VIII. Немецкая классическая философия Основные принципы
- Критическая философия и. Канта
- Философская система и метод г.В.Ф. Гегеля
- Антропологический материализм л. Фейербаха
- IX. Марксистская философия Формирование философской позиции к. Маркса
- Основные идеи марксистской философии
- Коммунистическая идея к. Маркса
- X. Русская философия Зарождение русской философии
- Человек и общество у славянофилов и западников
- Ф.М. Достоевский и к.Н. Леонтьев
- Религиозная философия
- Русский космизм
- Русская зарубежная философия
- XI. Современная зарубежная философия Многообразие тенденций и направлений
- Позитивистская школа
- Философия жизни
- Фрейдизм
- Экзистенциализм
- Структурализм
- Герменевтика
- Религиозно-философская мысль
- Философия постмодерна
- Часть II. Современная философия
- Бытие, субстанция, материя
- Многообразие форм проявления бытия
- Движение, пространство и время – атрибуты форм бытия
- II. Категория развития в современной философии и науке Понятие и типы развития
- Диалектика – учение о всеобщих законах развития
- Синергетика как наука о самоорганизации систем
- III. Сознание
- Специфика философского подхода к проблематике сознания
- Происхождение и сущность сознания
- Сознание и язык
- IV. Человек – центральная проблема философии Человек как проблема для самого себя
- Единство природного, социального и духовного в бытии человека
- Человек как личность
- V. Смысл человеческого существования Современные концепции взаимосвязи сущности и существования человека
- Смысл человеческой жизни в истории философии
- Временность существования человека и смысл жизни
- VI. Человек в мире духовных ценностей Понятие и типология ценностей
- Нравственные ценности как основа духовного мира человека
- Эстетические ценности в духовном мире человека
- Религиозные ценности в современном мире
- VII. Проблема познания в философии Сущность и структура познавательного отношения человека к миру
- Чувственное, рациональное и иррациональное в познании
- Истина и ее критерии
- VIII. Научное познание Специфика и структура научного знания
- Методология эмпирического и теоретического исследования
- Модели развития научного знания
- Научная картина мира
- IX. Общество
- Х. Человек в информационно- техническом мире Эволюция системы «человек–техника»
- Сущность процессов информатизации и компьютеризации
- Социально-культурные последствия
- Информатизации
- XI. Проблемы и перспективы
- Особенности развития современной цивилизации
- Глобальные проблемы, их содержание и происхождение
- Стратегии выживания человечества
- Основные понятия
- I. Наука логика Мышление как объект логики
- Содержание и форма мышления
- Истинность и правильность мышления. Логический закон
- Основные законы логики
- II.Понятие Понятие как логическая форма мышления
- Содержание и объем понятия
- Виды понятий
- Отношения между понятиями
- Логические операции с понятиями
- Определение понятий
- Правила определения
- Деление понятий
- Правила деления
- III.Суждение Суждение как форма мышления
- Простые суждения. Логическая структура
- Виды простых суждений
- Сложные суждения. Логическая структура
- Виды сложных суждений
- Отношения между суждениями
- IV. Умозаключение Умозаключение как форма мышления
- Дедуктивные умозаключения
- Непосредственные умозаключения
- Простой категорический силлогизм (пкс)
- Энтимема
- Дедуктивные умозаключения из сложных суждений
- Правильные формы условно-категорического умозаключения
- Недедуктивные умозаключения
- Индуктивные умозаключения
- Умозаключения по аналогии
- V.Логические основы аргументации Аргументативный процесс и его структура
- Виды аргументативного процесса
- Правила аргументации. Ошибки в аргументации
- Основные понятия
- Содержание
- Вниманию студентов и аспирантов!