Сознание и язык
Анализируя процесс формирования сознания, нельзя не отметить ведущую роль в нем языка. Язык – это вербальное (лат. verbalis – устный, словесный) средство общения между людьми. В языке накапливается и передается информация, опыт от человека к человеку, от поколения к поколению.
Язык аккумулирует в себе духовную деятельность человека. В нем закрепляются определенные схемы, по которым строятся рассуждения, приемы и формы обобщений. Язык в обобщенной, понятийной форме фиксирует названия вещей, предметов и явлений окружающего мира. В процессе овладения языком формируется не только сознание человека, но и сам человек (ребенок) приобщается к опыту человечества, к культуре.
Вместе с тем, человек, формируя с помощью языка сугубо индивидуальные мысли, делает их общедоступными для понимания. Одновременно в языке фиксируется новое объективное содержание и происходит процесс расширения или видоизменения присущей языку системы значений.
Язык является продуктом коллективности: с одной стороны, он существует и развивается в обществе, а с другой стороны, служит средством объединения, социализации и коллективизации людей. Через язык не только формируется сознание ребенка, подрастающих поколений, но и передается весь социальный опыт, знание о сложной системе социальных отношений. С помощью языка человек воспитывается, воспринимает социальные и моральные нормы, становится частью социума, гражданином государства.
Важной является и нормативная функция языка. Язык обладает способностью закреплять в своих формах, принимающих характер определенных языковых норм, опыт человечества. Слово, благодаря относительной стабильности языковых норм, превращается в «сигнал сигналов» и оказывает воздействие на сознание.
Человек может управлять через речь не только своим поведением, но и поведением других людей. Более того, человеческий опыт устанавливает определенные границы мыслительной деятельности. Конкретизируя и оформляя мысль, слова вводят ее движение в определенное русло. Но надо иметь в виду, что при всем влиянии языка на восприятие человеком окружающего мира, на сознание, поведение, это влияние не является непреодолимым. Однако существуют и противоположные точки зрения. Так, например, испанский философ Ортега-и-Гассет рассматривает язык как орудие давления на человека, навязывания ему эталонов поведения, как носитель определенных мнений, как рупор «массового сознания», «мнения толпы». Тем самым язык оказывается одним из наиболее действенных средств манипулирования сознанием людей, внедрения в массовое сознание различного рода социальных мифов, определенных социальных стандартов. Человек, таким образом, несет в себе общество вместе с языком. Эта «тирания» языка делает тщетной любую попытку уйти от общества.
Следует отметить, что при всей значимости влияния языка на сознание человека, он не может оказаться определяющим фактором его поведения, поскольку сам язык есть отражение реальности, включенной в человеческую практику.
В совместной жизнедеятельности людей содержание сознания выражается не только в системе знаков естественного языка, но и в материальных явлениях иного рода, которые также приобретают знаковую функцию, так как несут в себе социокультурную информацию. Таковы знаковые системы искусственных языков науки, искусства, мифа, религии. Так, глубокий смысл для религиозного сознания несут в себе предметы культа, которые для непосвященного могут выступать просто как бытовые предметы. Своеобразную знаковую функцию в истории культуры реализуют коллективные действия, проигрывающие жизненные ситуации, религиозно-мифические сюжеты.
Само появление сознания невозможно без формирования означающей функции, в том числе без развития способности к символизации. Символы имеют исключительно важное значение для культуры на всех этапах ее развития. Реальность смыслов и значений, выраженных в социокультурных системах, является результатом коллективной жизнедеятельности. Субъективной реальностью для отдельных людей содержание этих систем становится в процессе освоения культуры. (Более подробно об этом см.: Введение в философию. Учебное пособие. М., Республика, 2002. С. 440-447).
Таким образом, сознание есть особого рода реальность, благодаря которой жизнь человека выходит за границы своего тела, и поэтому человеческое бытие характеризуется открытостью, незавершенностью.
Задания. Вопросы. | Ответы. | |
|
| |
Задания. Тесты. | Ответы. | |
1. Содержание сознания в аспекте его направленности на внутренний мир человека впервые было осмыслено в философии: а) Средневековья; б) Возрождения; в) Античности; г) Нового времени. 2. Аспект сознания, в котором воспроизводится бытие человека в мире, называется: а) гносеологическим; б) социальным; в) индивидуальным; г) онтологическим. 3. Разделение на «Я» и «не-Я» в содержании сознания отсутствует при рассмотрении сознания в аспекте: а) онтологии; б) гносеологии; в) аксиологии; г) психологии. 4. Какое определение сознания отражает марксистскую точку зрения: а) сознание – созерцание человеком своего внутреннего мира; б) сознание – одна из разновидностей монад; в) сознание – субъективный дух, являющийся одним из этапов процесса саморазвития абсолютной идеи; г) сознание – субъективный образ объективного мира. 5. Какой из подходов выделяет в качестве важнейшего фактора, определяющего сознание человека, «бессознательное»: а) марксистский; б) космопланетарный; в) психоаналитический; г) символический. 6. Гносеологическая интерпретация сознания сформировалась: а) в эпоху Просвещения; б) в эпоху Возрождения; в) в XX веке; г) в Новое время. 7. Идеальность сознания означает, что: а) оно находится в ином измерении по сравнению с вещественно-предметным миром; б) оно является образом реальности; в) оно лишено телесности и чувственной осязаемости; г) в нем представлены социальные связи людей. 8. Мысль о том, что формы жизнедеятельности людей строятся по модели архетипа, принадлежит: а) К.Г. Юнгу; б) М. Шелеру; в) З. Фрейду; г) Т. де Шардену. 9. Мысль об озарении как «пробое» в космопланетарную сферу сознания принадлежит: а) В.В. Налимову; б) В.И. Вернадскому; в) Г. де Шардену; г) К.Г. Юнгу. |
|
- Министерство образования и науки
- Isbn 5-89933-028-7
- Болонский процесс пошел
- Философия
- Частьi. История философии
- I. Предмет и специфика философии Мировоззрение и философия
- Специфика философских проблем
- Функции философии
- II. Философия древнего востока Своеобразие теоретической мысли
- Возникновение индийской философии и Упанишады
- Философия йоги
- Буддизм
- Даосизм
- Конфуцианство
- III. Античная философия От мифа – к логосу
- Раннегреческие учения о бытии
- Учение Сократа о человеке
- Философия Платона
- Философия Аристотеля
- Эллинистическо-римская философия
- IV. Философия средневековья Исторические условия и основные идеи
- Этапы развития философской мысли
- Проблемы бытия, сущности и существования
- Учения а. Августина и ф. Аквинского о человеке и его истории
- V. Философия возрождения Новые социально-экономические реалии и мировоззрение
- Антропоцентризм, гуманизм, пантеизм
- Бог, человек и мир в учениях н. Кузанского и Дж. Бруно
- VI. Философия нового времени Социально-исторические и мировоззренческие основания философии и науки
- Индуктивная методология ф. Бэкона
- Рационально-дедуктивная методология р. Декарта
- Сенсуализм как направление в философии
- VII. Философия просвещения Социальные и теоретические истоки
- Вольтер и Монтескье
- Социально-философские идеи ж.-ж. Руссо
- Атеистический материализм
- Актуальность идей французских просветителей
- VIII. Немецкая классическая философия Основные принципы
- Критическая философия и. Канта
- Философская система и метод г.В.Ф. Гегеля
- Антропологический материализм л. Фейербаха
- IX. Марксистская философия Формирование философской позиции к. Маркса
- Основные идеи марксистской философии
- Коммунистическая идея к. Маркса
- X. Русская философия Зарождение русской философии
- Человек и общество у славянофилов и западников
- Ф.М. Достоевский и к.Н. Леонтьев
- Религиозная философия
- Русский космизм
- Русская зарубежная философия
- XI. Современная зарубежная философия Многообразие тенденций и направлений
- Позитивистская школа
- Философия жизни
- Фрейдизм
- Экзистенциализм
- Структурализм
- Герменевтика
- Религиозно-философская мысль
- Философия постмодерна
- Часть II. Современная философия
- Бытие, субстанция, материя
- Многообразие форм проявления бытия
- Движение, пространство и время – атрибуты форм бытия
- II. Категория развития в современной философии и науке Понятие и типы развития
- Диалектика – учение о всеобщих законах развития
- Синергетика как наука о самоорганизации систем
- III. Сознание
- Специфика философского подхода к проблематике сознания
- Происхождение и сущность сознания
- Сознание и язык
- IV. Человек – центральная проблема философии Человек как проблема для самого себя
- Единство природного, социального и духовного в бытии человека
- Человек как личность
- V. Смысл человеческого существования Современные концепции взаимосвязи сущности и существования человека
- Смысл человеческой жизни в истории философии
- Временность существования человека и смысл жизни
- VI. Человек в мире духовных ценностей Понятие и типология ценностей
- Нравственные ценности как основа духовного мира человека
- Эстетические ценности в духовном мире человека
- Религиозные ценности в современном мире
- VII. Проблема познания в философии Сущность и структура познавательного отношения человека к миру
- Чувственное, рациональное и иррациональное в познании
- Истина и ее критерии
- VIII. Научное познание Специфика и структура научного знания
- Методология эмпирического и теоретического исследования
- Модели развития научного знания
- Научная картина мира
- IX. Общество
- Х. Человек в информационно- техническом мире Эволюция системы «человек–техника»
- Сущность процессов информатизации и компьютеризации
- Социально-культурные последствия
- Информатизации
- XI. Проблемы и перспективы
- Особенности развития современной цивилизации
- Глобальные проблемы, их содержание и происхождение
- Стратегии выживания человечества
- Основные понятия
- I. Наука логика Мышление как объект логики
- Содержание и форма мышления
- Истинность и правильность мышления. Логический закон
- Основные законы логики
- II.Понятие Понятие как логическая форма мышления
- Содержание и объем понятия
- Виды понятий
- Отношения между понятиями
- Логические операции с понятиями
- Определение понятий
- Правила определения
- Деление понятий
- Правила деления
- III.Суждение Суждение как форма мышления
- Простые суждения. Логическая структура
- Виды простых суждений
- Сложные суждения. Логическая структура
- Виды сложных суждений
- Отношения между суждениями
- IV. Умозаключение Умозаключение как форма мышления
- Дедуктивные умозаключения
- Непосредственные умозаключения
- Простой категорический силлогизм (пкс)
- Энтимема
- Дедуктивные умозаключения из сложных суждений
- Правильные формы условно-категорического умозаключения
- Недедуктивные умозаключения
- Индуктивные умозаключения
- Умозаключения по аналогии
- V.Логические основы аргументации Аргументативный процесс и его структура
- Виды аргументативного процесса
- Правила аргументации. Ошибки в аргументации
- Основные понятия
- Содержание
- Вниманию студентов и аспирантов!