logo
disk / Философия,логика гуманитас

Временность существования человека и смысл жизни

Обостряет проблему смысла жизни и ее ценности смерть. В любой форме жизнь имеет начало и конец, не является вечной. Смерть также естественна, как и жизнь, она есть необходимое условие жизни. Смерть – отражение всеобщего закона бытия – закона перехода в новое качественное состояние. Без смерти индивидуумов невозможно было бы развитие и совершенствование видов, невозможна была бы смена поколений, да и жизнь в целом.

Смерть в различных философских концепциях рассматривается по-разному. Эпикур еще в древности считал, что смерть к жизни не имеет никакого отношения. Все хорошее и плохое заключено в ощущениях. Смерть – прекращение ощущений. Пока человек живет – смерти нет, когда есть смерть, то человека уже нет.

Сенека полагал, что люди заблуждаются, думая, что смерть впереди. Она всегда рядом, идет параллельно жизни. То, что прошло – в ее власти. Люди воспринимают как трагедию смерть старого износившегося тела, но почему-то не воспринимают как трагедию смерть своего детства, юности, хотя их уход более трагичен.

Различают смерть физическую и духовную. Духовно человек может деградировать и умереть в любом возрасте. Тогда он становится потерянным для общества и для самого себя.

Поскольку жизнь представлена различными уровнями – биологическим, социальным и духовным, то и смерть имеет несколько аспектов. Лишенный сознания человек долго может жить биологической жизнью, однако личностью, полноценным членом общества он никогда не станет.

Современный французский историк Ф. Арьес в книге «Перед лицом смерти» излагает типологию отношения к смерти и раскрывает ее внутреннюю связь с мировоззрением эпохи, с образом человека той или иной культуры.

В эпоху раннего средневековья люди относились к смерти как к обыденному явлению, не внушающему им особых страхов. Смерть не осознавалась как сугубо личная драма. В эпоху Возрождения человек в своей смерти открывает для себя свою индивидуальность. С XVII века смерть воспринимается трагически. С этого времени кладбища все чаще располагаются за городом. Близость живых и мертвых, ранее никого не мучившая, теперь становится нестерпимой. Тенденция вытеснения смерти из общественного сознания очень сильна в наше время. Часто общество ведет себя так, как будто вообще никто не умирает, – отмечают западные социологи. В некоторых развитых странах кончина человека обставлена так, что она становится делом одних только врачей и предпринимателей похоронного бизнеса.

Смерть обычно понимается как разрыв всех связей между уходящим человеком и остающимися людьми. Отношение к этому разрыву связано с мировоззренческим ядром культуры и представлено в различных вариантах.

Человек знает о смерти потому, что он – человек, и он человек потому, что в нем происходит становление смерти. «…Смерть для людей – самая главная надежда, их единственная надежда быть людьми.» (Бланшо М. От Кафки к Кафке. М., 1998. С. 48). Человек, будучи конечным существом, отличается от животных тем, что ориентируется на безусловное и бесконечное, берет на себя задачи, для выполнения которых заведомо не хватит собственной жизни.

Подлинно творческое и нравственное дело, утверждали русские философы, всегда осуществляется в глубине человека, обращенного своей душой к Богу. Бог «призвал человека быть не просто рабом, а своим свободным, то есть творческим сотрудником» (С.Л. Франк).

Задания. Вопросы.

Ответы.

  1. От чего зависит смысл жизни человека?

  2. Совпадают ли понятия «природа человека» и «сущность человека»?

  3. Какие концепции смысла жизни были разработаны в античной философии? Каково их содержание и сохранили ли они свое значение для современного человека?

  4. В чем видели смысл жизни философы Средневековья?

  5. Как соотносится смысл жизни со свободой человека в западно-европейской культурной традиции?

  6. Раскройте различия между подлинным и неподлинным существованием человека с точки зрения М. Хайдеггера.

  7. Как соотносятся сущность и существование в философии экзистенциализма?

  8. Раскройте смысл высказывания А. Камю о безрассудной молчаливости мира.

  9. В чем видели предназначение человека русские религиозные философы?

  10. Раскройте взаимосвязь проблемы смерти и мировоззренческих оснований культуры.

  11. Что такое «виды смерти» и как они соотносятся с разными аспектами существования человека?

Задания. Тесты.

Ответы.

1. Смысл жизни человека определяют:

а) цели и ценности;

б) сущность;

в) мировоззрение;

г) все перечисленное.

2. С точки зрения конфуцианства смысл жизни человека заключается:

а) в содействии победе добра над злом;

б) в слиянии с духовной сущностью космической организации;

в) в нравственном совершенствовании на основе этики долга;

г) в следовании естественному порядку – дао.

3. Стоический идеал жизни означает:

а) жить приятно и разумно;

б) отрешенность от земных привязанностей и страстей;

в) подчиненность общественному долгу;

г) подчиняясь судьбе, сохранять внутреннюю свободу.

4. Идея смысла жизни как реализации долга в западноевропейской философии нашла свое наиболее полное воплощение в философии:

а) Канта;

б) стоицизма;

в) Сократа;

г) Гегеля.

5. В русской религиозной философии проблема смысла жизни связывалась:

а) с проблемой общественных пре-образований;

б) с интеллектуальным развитием человека;

в) с проблемами нравственного развития человека;

г) с космической природой человека.

6. Мысль о человеке как творческом сотруднике Бога принадлежит:

а) А. Камю;

б) М. Хайдеггеру;

в) С.Л. Франку;

г) Ф. Арьесу.

7. Учение о двух жизненных стратегиях – «быть» и «иметь» - принадлежит:

а) Х. Ортега-и Гассету;

б) А. Камю;

в) Э. Фромму;

г) Ж.-П. Сартру.

8. Определите тезис, раскрывающий специфику человеческого существования с точки зрения экзистенциализма:

а) человек – существо, не имеющее предзаданной сущности;

б) человек – существо самосознающее;

в) человек – это биосоциальное существо;

г) человек – это моральное существо.

9. В какую эпоху смерть начинает восприниматься как личная трагедия:

а) в средние века;

б) в Новое время;

в) в античности;

г) в эпоху Возрождения.